Вторник, 23.07.2019, 11:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

Д.Г.Житиневич, кандидат юридических наук, директор образовательного проектного офиса Балтийского федерального университета им. И. Канта
К.Л.Полупан, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель службы образовательного процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта
О.В.Азарова, заместитель руководителя службы образовательного процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

Образование, балльно-рейтинговая система, управление образованием, качество образования, педагогическое образование, оценка знаний, рейтинг, балл, контроль, оценка учебных достижений.

Определяются основные принципы балльно-рейтинговой системы. Рассматривается модель организационно- педагогических условий внедрения балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс. Представлен сценарий внедрения балльно-рейтинговой системы в Балтийском федеральном университете им. И. Канта на основе дисциплины «Математические методы обработки в психологии». Сделан вывод о том, что внедрение балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс значительно увеличило эффективность менеджмента качества образования, повысило уровень формирования компетенций, позволило привлекать в качестве экспертов работодателей, заинтересованных в предложенном им комплексе сформированных компетенций выпускника.

 

Одним из ключевых направлений модернизации российского образования является личностно-ориентированное обучение. В рамках этого направления, как заявлено в государственных документах, таких как государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», одной из приоритетных задач университета является создание таких условий, которые бы обеспечили работу механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации студентов к обучению и саморазвитию.

В настоящее время существует актуальная потребность поиска новых механизмов повышения эффективности системы оценки учебных достижений студентов за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы их творческий потенциал. Одним из таких механизмов является балльно-рейтинговая система оценки, которая позволяет отслеживать уровень освоения учебных дисциплин, а также способствует становлению личности студента как субъекта образовательного процесса и повышению его учебной мотивации, что в итоге приводит к повышению качества образования в целом.

Оценка знаний обучающихся является одним из наиболее важных элементов в системе как среднего профессионального, так и высшего образования. Проблема объективной оценки учебных достижений студентов остается актуальной на протяжении всего времени существования самой системы образования. Оценка результатов знаний оказывает влияние на дальнейшее обучение и будущую карьеру обучающегося. Каждая система оценивания определяется целями: диагностика и корректировка знаний, умений и навыков обучающихся; учет результатов каждого отдельного этапа процесса обучения; определение итогового результата обучения на разных уровнях (сформированность компетенций).

Альтернативой такой системе оценивания является балльно-рейтинговая система. Она давно используется в высших учебных заведениях многих стран. Балльно-рейтинговая система позволяет провести многоуровневый комплексный учет успеваемости каждого студента и по отдельным дисциплинам, и по всей образовательной программе, а также провести при необходимости сравнение успеваемости одного студента с успеваемостью других [1].

Во многих современных образовательных системах определяющим фактором успешности их реализации является рейтинг, который представляет собой оценку, класс, категорию или разряд. Кроме того, рейтинг можно определить как оценку результатов образовательной деятельности, выраженную в баллах. Рейтинг позволяет определить не просто уровень знаний, умений, навыков, а уровень сформированности компетенций студента. Более того, при помощи такой оценки можно получить информацию об эффективности процесса обучения.

Балльно-рейтинговая система предполагает накопление студентом баллов за определенный период обучения, выполнение ряда контрольных заданий, которые определены учебным планом. Существует несколько видов рейтингов, которые регулируют порядок изучения дисциплины и усвоения ее студентом:

- рейтинг по дисциплине (учитывает текущую работу студента и его результаты на зачете или экзамене);

- совокупный рейтинг (отражает успеваемость студента по всем дисциплинам, которые изучаются в семестре);

- заключительный рейтинг (рейтинг по модулю, состоящему из родственных дисциплин, который изучается в течение определенного периода);

- интегральный рейтинг (рейтинг, полученный за определенный период времени, который отражает успеваемость студента в целом в течение семестра или всего изучения дисциплины).

Во многих вузах страны балльно-рейтинговая система определяется как гибкое средство ранжирования студентов по результатам их образовательной деятельности, которое призвано мотивировать студентов на достижение более высоких результатов. Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки результатов образовательной деятельности студентов становится частью общего рейтинга студентов в институте / университете [2].

Студент в ходе образовательной деятельности набирает баллы, которые и определяют его рейтинг. При этом рейтинг отражает не только знания студента и его посещаемость занятий по дисциплине, но и активность его работы - как аудиторной, так и самостоятельной. Ведется системный учет общего рейтинга образовательных достижений студента. Данные, полученные в течение семестра, служат основанием для поощрения успеваемости, что, в свою очередь, улучшает мотивацию студента к улучшению учебы. Высокий рейтинг может позволить студенту вообще не проходить промежуточную аттестацию, так как в этом случае итоговая оценка по дисциплине выставляется автоматически. С другой стороны, если студент на промежуточной аттестации по дисциплине получает оценку «хорошо» или «отлично», но имеет низкий ранг в рейтинге, то итоговую оценку он вполне может получить ниже, чем полученная на экзамене.

Балльно-рейтинговую систему можно определить как комплекс учебных, организационных и административных мероприятий, обеспеченных учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами, используемый для непрерывного контроля учебной деятельности каждого студента, результаты которого отражаются в рейтинговой системе оценки успеваемости, при которой студенту необходимо набрать баллы по каждой категории заданий.

Введение балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс позволяет решать следующие основные задачи:

- повысить качество образовательного процесса, используя комплексный подход ко всем формам работы студентов (аудиторной и внеаудиторной), разные процедуры контроля;

- обеспечить эффективность контроля успеваемости студентов;

- увеличить разнообразие форм контроля за успеваемостью студентов, а также обеспечить постоянный контроль за академической успеваемостью как преподавателем, так и самими студентами;

- повысить академическую дисциплину студентов;

- оптимизировать планирование и организацию образовательного процесса;

- повысить показатели посещаемости занятий студентами;

- повысить мотивацию и ответственность студентов;

- стимулировать у студентов соревновательный подход к учебе, стремление к саморазвитию;

- увеличить долю самостоятельной работы студента;

- повысить рост индивидуальных форм работы со студентами;

- установить осуществление непрерывного мониторинга за учебной деятельностью студентов на протяжении семестра или всего времени освоения учебной дисциплины;

- повысить возможности для создания студентами индивидуальных образовательных траекторий, которые отвечали бы потребностям и притязаниям самих студентов;

- снизить уровень субъективности оценивания со стороны преподавателя;

- оптимизировать деятельность преподавателей в рамках компетентностного подхода к обучению.

Рис. 1. Модель организационно-педагогических условий внедрения балльно-рейтинговой системы.

Решение этих задач в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта определяется моделью организационно-педагогических условий внедрения балльно-рей- тинговой системы (см. рисунок 1).

При балльно-рейтинговой системе итоговая оценка по дисциплине (оценка практики) является накопительной величиной. Она определяется суммой баллов, которые набирает студент в течение семестра в процессе изучения дисциплины. Каждый балл, полученный студентом в рамках осуществления работ запланированных видов и контролируемых форм образовательной деятельности согласно рейтинг-плану, заносится в электронную форму. Количество баллов преподаватель определяет заранее с учетом дидактических задач учебной дисциплины, исходя из трудоемкости, сложности заданий и их содержательной специфики. Максимально студент на протяжении времени освоения дисциплины может набрать 100 баллов. Минимальную сумму баллов (пороговый уровень), при наборе которой считается, что студент освоил дисциплину, то есть получает положительную оценку, каждый преподаватель определяет самостоятельно.

Текущий, рубежный и домашний контроль включают в себя все виды заданий, обязательных для выполнения студентами в течение семестра в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Трудоемкость форм учебной деятельности (аудиторной и самостоятельной) для каждого тематического раздела указывается в рабочей программе дисциплины. При этом в рабочей программе должно быть описано, как начисляются баллы за посещение аудиторных занятий, что и в какие сроки должен выполнить студент для получения баллов на текущем, рубежном и домашнем контроле, как считаются баллы на промежуточной аттестации. Необходимо, чтобы студент четко понимал, как происходит подсчет баллов и мог построить для себя индивидуальную образовательную траекторию, исходя из своих возможностей, предпочтений и притязаний.

Баллы за посещаемость аудиторных занятий (если преподаватель ставит такую цель) могут начисляться из расчета количества баллов, которые студент получает за посещение занятий - выборочно или же каждого занятия (на усмотрение преподавателя), или как сумма баллов посещаемости за семестр, которая определяется в процентном соотношении. Баллы за работу на семинарских и практических занятиях могут начисляться как для отдельной темы, так и для раздела программы. Преподаватель должен описать, за какой вид работы и в каком количестве начисляются баллы. Если он считает необходимым выполнение каких-то видов работ студентами в определенные сроки, то должен описать процедуру набора баллов в установленные им сроки.

Далее рассматривается примерный сценарий балльно-рейтинговой системы по модулю «Математические методы обработки в психологии». Студенты должны были выполнить ряд заданий, за это им начислялись баллы, которые, будучи суммированными, составляли затем итоговую оценку по изучаемой дисциплине. Возможность набрать баллы предоставлялась при выполнении нескольких нижеперечисленных видов работы.

1. Контрольная работа в аудитории.

Контрольная работа состоит из трех задач (их условия предложены преподавателем) на применение различных математических методов для решения педагогических задач: выявление различий в уровне или распределение исследуемого признака, оценка сдвига, выявление степени согласованности изменений. Контрольная работа оценивается по одному критерию - правильное определение и применение математического метода для решения задачи. Максимальное количество баллов за правильно решенную задачу составляет 5 баллов. Таким образом, максимально за контрольную работу студент может набрать 15 баллов.

2. Контрольная работа вне аудитории.

Контрольная работа состоит из трех задач (их условия студент разрабатывает самостоятельно) для трех различных психолого-педагогических экспериментов. Студент решает эти задачи самостоятельно вне аудитории, применяя математические методы в психолого-педагогических исследованиях. Контрольная работа оценивается по двум критериям. Первый - оригинальность условий задач; максимальное количество баллов за каждую задачу - 2. Второй - правильное определение математического метода для решения каждой задачи и ее решение; максимальное количество баллов за каждую задачу - 5. Таким образом, за данную работу студент максимально может набрать 21 балл.

3. Контрольная работа вне аудитории.

Работа состоит из одной комплексной задачи, которую студент разрабатывает самостоятельно для одного психолого-педагогического исследования на применение нескольких (двух-трех) математических методов в рамках одного исследования. Студент должен описать модель психолого-педагогического исследования, в рамках которого необходимо описать условия и задачи эксперимента, определить гипотезу и, применяя математические методы, решить описанную задачу и определить, подтверждается или опровергается гипотеза. Контрольная работа оценивается по трем критериям. Первый - оригинальность условия задачи; максимальное количество баллов за задачу - 10. Второй - проработка содержания модели психолого-педагогического исследования; максимальное количество баллов за задачу - 10. Третий - правильное определение математических методов для решения каждого пункта задачи и ее решение; максимальное количество баллов за задачу - 5. Таким образом, за данную работу студент максимально может набрать 25 баллов.

4. Тестирование.

Тест состоит из 10 вопросов на теоретические знания по дисциплине «Математические методы обработки в психологии». Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Таким образом, студент может набрать за тестирование максимум 10 баллов.

5. Доклад-задача.

Это самостоятельно разработанная студентом задача в психолого-педагогическом эксперименте на применение одного из методов математической обработки в решении педагогических задач: выявление различий в уровне или распределение исследуемого признака, оценка сдвига, выявление степени согласованности изменений. Работа включает в себя описание условия задачи, выбор математического метода для решения задачи, решение задачи и публичную защиту работы в аудитории. Работа оценивается по 4 критериям. Первый - творческий подход и оригинальность модели эксперимента; максимальное количество баллов - 1. Второй - структура и логичность условия задачи, проработка содержания модели психолого-педагогического исследования; максимальное количество баллов - 2. Третий - правильное определение математического метода для задачи и ее решение; максимальное количество баллов - 3. Четвертый - выступление; максимальное количество баллов - 4. Таким образом, за доклад-задачу студент может набрать максимум 10 баллов.

6. Презентация.

Выполнение и защита презентации предполагаемого психолого-педагогического эксперимента по выбору студента: сравнение по какому-либо признаку двух или более групп, выявление различий в уровне или распределении признака, оценка сдвига, выявление степени согласованности и т.п. Это задание предполагает работу студента в два этапа: выполнение презентации, которое оценивается по трем критериям, и зашита презентации, которая оценивается по двум критериям. Студент может выполнить презентацию и не выходить на ее защиту, а может провести защиту презентации и набрать большее количество баллов. Допускается групповая работа над презентацией и групповая защита (2-4 студента). При этом во время групповой защиты большее количество баллов набирает студент, который проводит непосредственно защиту, а остальные студенты набирают минимальное количество баллов по критериям защиты.

Критерии оценки подготовки презентации: первый - структура и логика построения психолого-педагогического эксперимента, обоснованность выводов и аргументация (максимальное количество баллов - 2); второй - оригинальность предполагаемого эксперимента (максимальное количество баллов - 2); третий - правильное определение и применение математического метода для решения задачи в психолого-педагогическом эксперименте (максимальное количество баллов - 5). Критерии оценки защиты презентации: первый - дизайн презентации (максимальное количество баллов - 5); второй - защита презентации (максимальное количество баллов - 5). Таким образом, за данную работу студент максимально может набрать 19 баллов.

Задания разработаны таким образом, чтобы студент мог набрать максимально 100 баллов. Это было сделано для того, чтобы у него имелись вариативные возможности при выборе заданий, так как расчет был сделан на работу по индивидуальной образовательной траектории студента. Для получения дифференцированного зачета студенту необходимо набрать следующее количество баллов: оценка «Отлично» - 75 баллов и более; «Хорошо» - 55-74 балла; «Удовлетворительно» - 40-54 балла; «Неудовлетворительно» - менее 39 баллов. Студент заранее знакомится со всеми возможными видами работ, которые ему предлагается выполнить, и выбирает для себя индивидуальную траекторию для набора необходимых баллов. В течение семестра студент отслеживает динамику набора им баллов и при необходимости может набрать недостающие или повышающие баллы, выполняя работы, которые он еще не выполнял.

Таким образом, следует констатировать, что внедрение балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс значительно увеличивает эффективность менеджмента качества образования, повышает уровень формирования компетенций, позволяет привлекать в качестве экспертов работодателей, заинтересованных в обозначенном ими комплексе сформированных компетенций выпускника.

 
Библиографический список:

1. Кружалин В.И. Артюшина К. А. Рейтинги и качество образования // Аккредитация в образовании. 2008. № 4. С. 26-29.
2. Прахова М.Ю., Светлакова С.В., Заиченко Н.В., Хорошавина Е.А., Краснов А.Н. Концепция балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 17-25.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.07.2019)
Просмотров: 33 | Теги: балльно-рейтинговая система, образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь