Среда, 12.12.2018, 06:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Опыт работы психолога по сопровождению участников V Международных спортивных игр «Дети Азии» на примере юных спортсменов по мас-рестлингу

О.И.Львова, С.А.Матвеева

Опыт работы психолога по сопровождению участников V Международных спортивных игр «Дети Азии» на примере юных спортсменов по мас-рестлингу

Аннотация. В статье представлен опыт работы психологического сопровождения участников V международных спортивных игр «Дети Азии» на примере юных спортсменов по мас-рестлингу.

Ключевые слова: психологическое сопровождение спортсменов, психологическая диагностика, психологическая мотивация спортсмена.

 

Сегодня для достижения максимальных спортивных результатов не маловажную роль выполняет психологическое сопровождение всего процесса подготовки спортсменов. Явным является тот факт, что включение психолога в подготовку спортсменов приводит к эффективному выстраиванию всей тренировочной системы. Одновременно работа психолога является трудоемкой и требует глубинного подхода к каждому спортсмену. В настоящее время актуальным становится вопрос методического оснащения, обмена опытом работы психолога в разных спортивных видах спорта.

В рамках плановой деятельности Государственного бюджетного учреждения «Центр социально-психологической поддержки молодежи Республики Саха (Якутия)» во время подготовки к V международной спортивной игре «Дети Азии» с 27 апреля по 15 июля 2012 года было организовано психологическое сопровождение со спортсменами по мас-рестлингу. Мас-рестлинг (якут. мас тардыИыы, перетягивание палки) — национальный вид спорта Якутии, признанный в Российской Федерации и введенный в 2003 году во Всероссийский реестр видов спорта. Суть мас-рестлинга заключается в индивидуальной схватке с соперником по перетягиванию палки в разных весовых категориях. Поединок длится до победы одного из борцов в двух раундах. Победа в раунде засчитывается в случаях потери палки одним из игроков или перемещения в противоположную сторону соперника. В данном виде спорта от спортсмена требуются физическая сила, определенная техническая подготовка, отличное мышечное чувство, быстрая реакция и особый психологический настрой.

Всего участников составило 14 юношей, средний возраст которых составил 15-16 лет. Дети были представлены с районов Республики Саха (Якутия), которые прошли отбор в основной состав сборной республики на играх.

Цель психологического сопровождения является создание психолого-педагогических условий, способствующих актуализации личностных качеств, формирующих психическую готовность к соревнованиям юных спортсменов.

В работе психолога можно выделить три формы деятельности: диагностическая работа; индивидуальная коррекционно-развивающая работа; групповая работа.

Диагностическая работа осуществлялась посредством наблюдения за спортсменами, тренерами в ходе тренировочного и соревновательного процесса. Здесь важными критериями выступили коммуникация и взаимодействие спортсмена в естественных условиях жизнедеятельности, гибкость/адаптивность поведения, психоэмоциональная устойчивость, стиль поведения, спортивная тактика. В результате полученных данных были составлены, а позже дополнены индивидуальные программы психологического сопровождения каждого юниора. Кроме этого для составления личностных портретов были использованы авторские диагностические инструменты: «Мотивы спортивной деятельности» Е. А. Калинина, методика Спилбергера — Сопова, «Потребность в достижение» Ю. М. Орлова, цветовой тест Люшера.

Всего диагностика проведена по трем «срезам»: «первая встреча», во время подготовительных спортивных сборов, непосредственно за пять дней до начала соревнований.

При изучении динамики показателей у спортсменов по периодам выявлен стабильный оптимальный уровень мотивации (средний показатель равен 21,8 баллам) и тревожности (средний показатель равен 11,2 балла). С одной стороны, завышенная мотивация и тревожность может усиливать напряжение, с другой, повышение может служить стимулом к победе спортсмена или наоборот привести к раннему «выгоранию». Поэтому одной из задач психологического сопровождения выступила работа по нормализации мотивационного состояния и реактивной тревоги на протяжении всего спортивного процесса. Полученные результаты, отражающие отсутствие изменений показателей по периодам в данном случае могут свидетельствовать о правильно выстроенной индивидуальной работе психолога.

Мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его подготовки, которая является одной из составляющих его спортивных успехов, а, следовательно, углубленное психологическое обследование мотивов спортивной деятельности дает дополнительное основание для разработки коррекционно-развивающих работ психолога. В развернутом варианте результаты изучения видов мотивов выглядят следующим образом:

Мотив «потребность в достижении» — это устойчивое стремление к успеху, направленная на самоутверждение как условие результативности у спортсменов. По результатам завышенная мотивация к достижению наблюдалось у 50%, оптимальная — у 28,6% и пониженная у 21,4% спортсменов. Как показывает индивидуальные исследования юниоров, в данном виде составляющими выступают стремление участника к победе, эмоциональная устойчивость, способность «бороться до конца».

Опыт показал, что спортсмены, имеющие высокий уровень мотивации потребности достижения, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде, что в конечном итоге является важным фактором результативности.

Мотив «Потребность в борьбе» — это желание самоотверждения, преодоление внутренних и внешних преград. По данной оценочной шкале завышенная мотивация отмечалось у 21,4% спортсменов, оптимальный уровень у 35,7%, пониженный у 42,9%. Анализ данных выявил, что низкий уровень наблюдается в основном у младших по возрасту участников, что говорит об характерологических особенностях развития личности.

Мотив «Потребность в самосовершенствовании» — это стремление к физическому развитию, становлению характера, в самоутверждении собственного «Я». Наблюдалось завышенная мотивация у 42,9% юношей, оптимальная у 35,7% и пониженная у 21,4%. Отмечается, что данный вид мотива предопределяется в первую очередь физической, а затем и психологической составляющей самосовершенствования.

Мотив «Потребность в общении» — это стремление к удовлетворению и общению в контакте с другими спортсменами, стремление получать от спорта эмоциональное насыщение. Выявлено, что завышенная мотивация присутствует у 28,6% юниоров, 28,6% — оптимальная, у 42,9% — пониженная. В ходе диагностики выяснилось что, наличие данного вида мотива в минимальных показателях является характерным, поскольку мас-реслинг представляет индивидуальный вид спорта, и результаты спортсмена зависят только от его физической, эмоционально-психологической готовности и состояния.

Мотив «Потребность в поощрении» — это потребность спортсмена получить признание и уважение других, а так же получение удовлетворения при одобрении. Отмечалось завышенная мотивация у 21,4% диагностируемых, оптимальная у 42,9%, пониженная у 35,7%. Здесь стоит отметить, что результаты свидетельствуют о сложившейся адекватной установки восприятии одобрения и признания.

Не маловажным итогом диагностической деятельности явилось обоснование для разработки и целенаправленного проведения комплексной индивидуальной психологической работы со спортсменами, которая была нацелена на снятие эмоционального напряжения, повышение уверенного поведения и силы воли, активизацию внутренних ресурсов в ходе всей игры. А также результаты диагностики легли в основу создания цикла групповых работ, из которых можно отметить: «Тренинг на снятие напряжения», «Релаксационный тренинг», «Кинотренинг на уверенное поведение», «Арттерапия» и др.

Так, по итогам тренерской и психологической подготовки сборные команды Республики Саха (Якутия) по мас-рестлингу в V Международных играх «Дети Азии» представили 2 группы: «1» — команда с наилучшими спортивными показателями и наиболее психологически подготовленные и «2» — команда с менее высокими показателями по 7 человек в каждой сборной. В ходе игры республиканские команды показали лучшие результаты среди всех представленных сборных, и в финале соперничали между собой. Итоги соревнований: «1» группа завоевала 6 золотых и 1 серебряную медали, «2» группа — 6 серебряных и 1 золотую медали. В общем зачете сборная команда «1» вышла в лидеры и стала победителем в играх.

Исключительным моментом в психологической работе можно отметить индивидуально-психологические портреты двух участников, которые показывали «скачки» по каждому срезу, что в итоге повлияло на результатах соревнований. Рассмотрим каждого спортсмена из двух представленных команд: Спортсмен А — обладатель серебренной медали, представивший сборную «1» и спортсмен Б — обладатель золотой медали, представивший команду «2». В первом случае, динамика уровня тревожности юноши показывал оптимальный уровень, в то же время результаты по периодам исследования мотивационного состояния показывал переходы с оптимального к пониженному и обратно к оптимальному уровням. Во втором случае, частное исследование динамики мотивов спортивной деятельности показывал возрастающую завышенную мотивацию стремления к достижению. Также отличительным моментом выступило расхождения по данным шкалы реактивной тревожности, в первом наблюдалось средний уровень, во втором — в минимальных долях. Здесь стоит отметить, что психологический портрет отмеченных участников предопределял исход спортивного результата, но был не принятым в особое внимание, поскольку формирование группы спортсменов происходило заранее в фиксированный период тренировки.

Из этого следуют обозначить актуальность изучения показателей диагностики спортсменов в комплексе, где особую роль выделить исследованию индивидуальных показателей мотивов спортивной деятельности по периодам.

Таким образом, комплексный подход индивидуальной диагностической деятельности, обозначенная как основа психологического сопровождения всего спортивного процесса, является залогом успешной работы психолога.

Литература:

1. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов.— Смоленск, 1980

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.05.2018)
Просмотров: 67 | Теги: мас-рестлинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь