Суббота, 03.12.2016, 01:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

В.С.Бакулин, М.М.Богомолова, И.Б.Грецкая

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

В статье рассматривается опыт применения кафедрой спортивной медицины инновационных технологий с учетом компетентностного подхода к ожидаемым результатам в процессе подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: инновационные технологии, компетентностный подход, профессиональная деятельность.


С введением в действие ФГОС ВО перед кафедрой спортивной медицины, как и перед другими кафедрами ВГАФК, поставлены задачи освоения научно-методических подходов, связанных с реализацией рабочих программ учебных дисциплин нового поколения ООП. Такие рабочие программы призваны реализовать ФГОС ВО в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций развития высшего образования и совершенствования его качества. Отличительной особенностью ФГОС ВО, как стандарта нового поколения и реализующих его ООП ВО выступает компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования [6].

Все выше изложенное требует при преподавании учебных дисциплин на кафедре спортивной медицины переноса акцента с предметно-дисциплинарной стороны на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате. В связи с этим процесс обучения студентов на кафедре спортивной медицины был модернизирован с учетом современных требований и особенностей каждой преподаваемой дисциплины [1].

На кафедре спортивной медицины в настоящее время в рамках ООП ФГОС ВО студенты изучают 17 учебных дисциплин по трем направлениям подготовки, из которых 4 относятся к базовой части ООП, 7 - к обязательным дисциплинам вариативной части, 6 - к дисциплинам по выбору вариативной части. В процесс преподавания всех дисциплин были внедрены инновационные технологии с целью повышения качества образовательного процесса и приближения его к быстро меняющимся запросам общества и новым экономическим условиям. В частности, на кафедре спортивной медицины в рамках применения инновационных образовательных технологий были разработаны методы и приёмы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности [4].

Так, на кафедре спортивной медицины в процессе преподавания учебных дисциплин по всем направлениям подготовки используются следующие инновационные образовательные технологии [5]:
- компьютерные технологии;
- интерактивные формы обучения;
- телекоммуникационные технологии;
- тематические мастер-классы;
- профессиональные конкурсы.

В процессе преподавания учебных дисциплин кафедре используются следующие компьютерные технологии:
- мультимедийное сопровождение лекций по всем без исключения дисциплинам;
- учебно-методические материалы, разработанные преподавателями кафедры (электронные учебники, электронные лекции, учебные пособия, методические разработки, задания для самостоятельной работы и т.д.) и размещенные на сетевом диске;
- контролирующие компьютерные программы (тесты);
- компьютерные иллюстрации на практических занятиях.

Использование интерактивного обучения в процессе преподавания кафедральных дисциплин включает:
- проектную деятельность студентов;
- моделирование профессиональной деятельности.

При проведении практических занятий в интерактивной форме преподаватель выступает в роли менеджера учебного процесса, оказывая адресную помощь студентам в случае необходимости и формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым студентом. При этом преподаватель опирается на собственные научно- практические исследования в поле обозначенной проблемы. Постановка проблемы способствует активной мыслительной деятельности студента, попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание [2; 3; 7].

В учебном процессе на кафедре спортивной медицины проектная деятельность студентов заключается в выполнении исследовательских, творческих, информационных и социально значимых проектных работ.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для раскрытия творческих способностей личности студента, которые позволят ему мыслить креативно и нестандартно. Применение проектного обучения способствует повышению интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность их решение, а также умению практически применять полученные знания и развитию критического мышления. Кроме того, данный метод позволяет студентам овладеть технологией презентации различных вариантов самостоятельной работы (обзоров, рефератов, докладов на различные темы).

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе кафедры спортивной медицины проводится в виде:
- составления и решения типовых профессиональных задач;
- совместного обсуждения предлагаемых ситуаций и выбора оптимального решения;
- игрового имитационного моделирования (ролевые игры);
- игрового обучения/деловых игр (обучающее лото, викторины, обучающие карты, «поле чудес»).

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, во- первых, даёт студентам наиболее правильное и полное представление о будущей специальности, а, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть навыками профессиональной деятельности, что дает возможность обеспечит в дальнейшем эффективное выполнение необходимых трудовых обязанностей. Сущность данного метода заключается в создании игровых ситуаций, направленных на имитацию будущей профессиональной деятельности, а также рекомендаций по их проведению. Имитационное моделирование проводится с целью акцентировать внимание студентов на определенном понятии или категории, предоставляет им возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки профессиональной деятельности. Кроме того, использование деловых игр возможно не только с целью облегчения усвоения учебного материала, но и для текущей оценки качества его усвоения.

Применение телекоммуникационных технологий в педагогическом процессе кафедры заключается в проведении:
- видеомастер-классов;
- компьютерных тренингов (интерактивные тренинги, направленные на развитие логического мышления, приобретение практических навыков в областях знаний и закрепление теоретических знаний);
- обучающих компьютерных программ;
- IP-хелпинг (в процессе обучения и выполнения индивидуальных заданий студенты всегда могут обратиться к преподавателям за индивидуальной консультацией через Интернет).

Мастер-классы с привлечением ведущих специалистов и потенциальных работодателей проводятся по следующим тематикам:
- «Современные методы лечения травм опорно-двигательного аппарата» («Кине- зиотейпирование в профилактике спортивного травматизма», «Кинезиотейпирование в системе комплексной реабилитации спортсменов после травм и заболеваний опорно- двигательного аппарата»);
- «Активные методы двигательной коррекции» («Кинезокоррекция в адаптивном физическом воспитании детей с последствиями ДЦП», «Постизометрическая релаксация в комплексной реабилитации спортсменов»).

Привлечение специалистов и работодателей к проведению тематических мастер- классов позволяет не только стимулировать интерес и мотивацию студентов к обучению, но и способствует их дальнейшему трудоустройству в оздоровительных центрах, реабилитационных центрах, массажных кабинетах и фитнесс-клубах города.

В частности, наши выпускники после проведенных мастер-классов работают в Областном центре творческой реабилитации детей-инвалидов «Вдохновение», Оздоровительном центре «Сфера», Центре мануальной терапии «Мануал», фитнесс-центре «Х- фит», массажных кабинетах и т.д. Кроме того, подобные мастер-классы посещают наши бывшие выпускники, которые делятся своим практическим опытом со студентами, что позволяет реализовать обратную связь с преподавателями. Это дает возможность разработчикам рабочих программ по дисциплинам корректировать тематические планы с учетом современных требований работодателей и практики.

Одновременно во внеучебное время на кафедре спортивной медицины проводятся профессиональные конкурсы в рамках прохождения одной или нескольких смежных дисциплин:
- чемпионат по спортивному массажу;
- чемпионат по классическому массажу;
- творческий конкурс санитарно-просветительных бюллетеней «Мы за здоровый образ жизни»;
- конкурс творческих работ (видеопрезентации) «Комплексная программа реабилитации спортсменов после травм ОДА».

Подобные конкурсы не только стимулируют познавательную и творческую деятельность студентов, но и являются неким промежуточным контролем овладения профессиональными компетенциями и качества преподавания учебной дисциплины, соответственно.

По итогам конкурса «Мы за здоровый образ жизни» лучшие работы были рекомендованы к участию во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ, который проводился в ноябре 2015 года на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Наши студенты на этом конкурсе заняли:
- III место в номинации «Студенты ВУЗов, тематическая презентация» с презентацией «Здоровый образ жизни. Между рекламой и радикализмом» (М. Велкова, Д. Белитченко 408 гр.). Эта же работа признана лучшей по итогам интернет-голосования;
- I место в номинации «Студенты ВУЗов, плакат» с работой «В здоровом теле, здоровый дух» (К. Теряева, Ю. Бабкина 408 гр.);
- III место в номинации «Студенты ВУЗов, плакат» с работой «Ключ безопасности» (В. Ивлева, А. Гуртяков 405 гр.).

В результате внедрения в образовательный процесс инновационных технологий на кафедре спортивной медицины отмечается улучшение посещаемости занятий студентами и их успеваемости, о чем свидетельствуют результаты зачетов и экзаменов.

Таким образом, применение инновационных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин на кафедре спортивной медицины помогает формировать творческий, инновационный подход к будущей профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Одновременно использование современных методов и приемов обучения пробуждает у студентов интерес к образовательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач.

Литература

1. Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Куропаткина Н.А. Организация процесса преподавания спортивной медицины в условиях реализации ООП нового поколения // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - № 1 (1). - С. 180-183.
2. Богачев А.Н. Информативность методов врачебного контроля в диагностике функционального состояния организма подростков // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - № 1 (3). - С. 96-99.
3. Богачев А.Н., Богомолова М.М., Грецкая И.Б. Эффективность занятий физической культурой младших школьников с соматически обусловлено гипокинезией // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 60-64.
4. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 182-188.
5. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. - 2012. - № 1. - С. 76-84.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016 гг.
7. Федотова И.В., Стаценко М.Е. Медицинская дизадаптация и частота встречаемости хронических заболеваний у экс-спортсменов в зависимости от возраста // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2013. - № 1 (45). - С. 98-100.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (16) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (25.08.2016)
Просмотров: 62 | Теги: Спортивная медицина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016