Суббота, 23.03.2019, 09:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Л.В.Елизарьева, С.А. Ярушева

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассматривается доступность высшего образования для инвалидов. Интегрированное обучение студентов-инвалидов организуется на основе как российского опыта, так и результатах международного сотрудничества. Сформирована система инклюзивного обучения студентов-инвалидов.

Ключевые слова: инвалидность, профессиональная подготовка, обучение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

Под инвалидом понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .

Стратегия доступности реализуется за счет системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия предусматривает равное отношение ко всем студентам при создании специальных условий для тех из них, кто имеет особые образовательные потребности. Инклюзивное образование с организационной точки зрения подразумевает совместное обучение студентов-инвалидов вместе с другими студентами с учетом общих норм и требований к самому процессу и содержанию образования, а также к его качеству и конечному результату.

Данный факт обуславливает государство и общество обозначить важную задачу перед системой образования на современном этапе — создание необходимых условий для обеспечения доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание среды, доступной для инвалидов, выступает обязательным требованиям к развитию образовательных организаций современной системы высшего образования.

Челябинский государственный университет занимается обучением инвалидов с 1992 года. В ЧелГУ обучаются студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), студенты с нарушениями слуха, студенты с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. На сегодняшний день в университете сформирована и действует инновационная система доступности высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями, которая является уникальной для Российской Федерации. С этой целью предусмотрена такая особая структура, как региональный центр образования инвалидов (РЦОИ), который на сегодняшний момент не имеет аналогов в российских вузах — Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования (РУНЦИО) .

РУНЦИО — инновационное учебно-научное подразделение, которое организованно для создания и обеспечения специальных условий, гарантирующих доступность и инклюзивность высшего образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе сотрудничества с подразделениями университета, административными органами, образовательными учреждениями, органами социальной защиты, труда и занятости населения, медико-социальной экспертизы, научными и другими организациями города Челябинска, Челябинской области и РФ.

Деятельность РУНЦИО направлена на создание специальных условий, направленных на обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по всем направлениям подготовки (специальностям) университета в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Основные задачи РУНЦИО:

1. Создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий по программам довузовского, дополнительного и высшего профессионального образования.

2. Реализация системного образовательно-реабилитационного подхода к непрерывному инклюзивному профессиональному образованию студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательной организации высшего образования начиная с довузовской подготовки.

3. Координация межведомственного взаимодействия, в том числе с общеобразовательными и специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования региона для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Достижение цели и решение задач РУНЦИО обеспечивается путем осуществления функций по трем направлениям: в области организационно-педагогической деятельности; научной и методической деятельности; информационно- просветительской и координационной деятельности.

На всех факультетах ЧелГУ каждый год насчитывается более ста студентов с инвалидностью по всем формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Среди студентов-инвалидов ЧелГУ двадцать один процент имеют первую группу инвалидности, двадцать четыре процента — вторую группу, пятьдесят три процента — третью группу, два процента имеют статус «ребенок-инвалид».

Более сорока процентов студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на коляске, пятнадцать процентов студентов имеют нарушения зрения, девять процентов студентов — нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (около тридцати двух процентов) имеет нарушения различных органов и систем организма.

К поступлению в ЧелГУ ежегодно по очной и дистанционной форме в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования готовятся около двадцати молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1998 года 367 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 31 человек получил диплом с отличием. Более семидесяти процентов выпускников из числа инвалидов при этом трудоустроено.

В Челябинском государственном университете сложилась инновационная система высшего образования инвалидов, в основе которой лежит довузовская подготовка, инклюзивное обучение, дистанционные технологии и сопровождение учебы.

В университете принята Программа развития инклюзивного образования на 2014—2018 гг.. Главная цель Программы — повышение уровня доступности высшего образования для студентов- инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ за счет создания специальных условий, которые обеспечивают получение ими высшего образования.

Задачи Программы:

1. Совершенствование локальной нормативной базы ЧелГУ, организационной, материально- технической основы инклюзивного образовательного процесса студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ.

2. Развитие безбарьерной архитектурной среды ЧелГУ.

3. Повышение уровня доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.

4. Повышение качества высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.

5. Формирование толерантной социокультурной среды в ЧелГУ.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по организации образовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, который подразумевает организационные мероприятия и разработку локальных нормативных актов, мероприятия по кадровому обеспечению и подготовке кадров, мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспеченияобразовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, мероприятия по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, мероприятия по работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, мероприятия по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ, мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи, и мероприятий по развитию безбарьерной среды во всех учебных корпусах, спортивном зале, общежитиях, санатории-профилактории ЧелГУ.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Увеличение доли доступных для студентов- инвалидов и лиц с ОВЗ учебных площадей ЧелГУ в общей их численности.

Увеличение доли преподавателей ЧелГУ, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования.

Разработка адаптированных основных образовательных программ по направлениям подготовки высшего образования.

Увеличение удельного веса учебной и учебно-методической литературы, доступной в электронном варианте.

Разработка индивидуальных программ сопровождения образовательного процесса для всех поступивших в ЧелГУ студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.

Заключение договоров с руководителями предприятий (организаций, учреждений) для предоставления мест прохождения практики студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ.

Повышение удельного веса численности выпускников-инвалидов, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности.

Таким образом, можно подытожить, что для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ Челябинский государственный университет осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное, технологическое сопровождение, а также содействие в трудоустройстве.

В своей деятельности по реализации интегрированного обучения инвалидов ЧелГУ осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, органами социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, образовательными учреждениями, обществами инвалидов, общественными организациями, коммерческими структурами и т. д.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.03.2019)
Просмотров: 18 | Теги: инклюзивное обучение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь