Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Л.Е.Спиридонова, Н.П.Олесов

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация: В статье рассматривается особенности подготовки начинающих легкоатлетов, проживающих в условиях Арктики. Предлагаются возможные пути решения проблемы, оптимизации подготовки начинающих легкоатлетов к тренировочным нагрузкам в ограниченных условиях.

Ключевые слова: начинающие легкоатлеты, физические упражнения, тренировочный процесс.

 

Арктикой принято называть область к северу от Северного полярного круга. У большинства регионов Арктики нет потенциальных условий для полноценной подготовки спортсменов, то есть отсутствуют стадионы, легкоатлетические манежи, которые необходимы для спортивной тренировки легкоатлетов.

Данная проблема приводит к тому, что спортсмены, занимающиеся в обычных спортивных залах, находятся в неодинаковых уровнях подготовленности с легкоатлетами Центральных районов. В ходе спортивных соревнований, легкоатлеты Арктических регионов показывают более слабые результаты, чем остальные.

В ходе исследования у начинающих легкоатлетов Арктических районов однозначно отмечены, нарушение спортивной техники в отношении двигательных возможностей, физиологических реакций. Указанные нарушения проявляются в тренировочном процессе, при котором отмечаются снижение работоспособности при выполнении тренировочных нагрузок и снижение спортивных результатов. Это было видно на соревнованиях, так как бег на легкоатлетической дорожке с шиповкой для спортсменов, занимающихся в ограниченных спортивных условиях, далось очень трудно.

В связи с этой проблемой, в ходе исследования были направлены на разработку методики тренировочной подготовки начинающих легкоатлетов в ограниченных условиях. Для этого предлагается, разработка специальных тренировочных программ, которые оптимизируют физическую подготовленность спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Такое воздействие на организм позволит повысить эффективность последующей централизованной подготовки спортсменов и выступления на соревнованиях в рамках Республики Саха (Якутия).

Для юных легкоатлетов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными задачами являются:

Укрепление здоровья и улучшение физического развития.

Овладение основами техники выполнения упражнений, разносторонняя физическая подготовленность.

Выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям.

Воспитание черт характера.

На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры. В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики.
Подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Передача

мяча между ног», «Эстафета с передачей гимнастической палки», «Встречная эстафета с бегом», «Передача мяча с отскоком от баскетбольного щита», «Передача мяча во встречных командах», «Встречная эстафета баскетболиста», «Мини-футбол» и т.д.

Тренировочные нагрузки на этапе начальной подготовки у девушек такие же, как и у юношей.

В учебно-тренировочных группах, проходящие этапы начальной спортивной специализации и углубленной тренировки, были разделены на специализации: бег на короткие дистанции бег на средние и длинные дистанции.

Задачами учебно-тренировочного этапа являются: дальнейшее укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно - сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки, повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств, обучение основам техники бега, приобретение соревновательного опыта, приобретение теоретических знаний.

Специальные упражнения, развивающие быстроту, состоялись из движений приближенных к элементам техники бега. Эти упражнения проводились в условиях, которые позволяют выполнять движения с максимальной быстротой. Упражнения, развивающие преимущественно быстроту были кратковременными и выполнялись многократно, на месте и в движении. К упражнениям данной категории были отнесены следующие:
Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение выполняется сначала на месте, затем с небольшим продвижением вперед.
«Толчковый бег». Активно отталкиваясь стопой от грунта и полностью выпрямляя толчковую ногу во всех суставах, маховую ногу, согнутую в колене следует быстрым движением выносить вперёд - вверх до положения горизонтали. Руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад - вперёд.
«Подскоки» (Лезгинка лёгкоатлетическая). Поочередные подскоки вверх - вперёд толчком одной ноги и махом другой с продвижением по беговой дорожке, сопровождаемые энергичными взмахами рук вперёд - назад.
«Семенящий бег». Упражнение выполняется маленькими шагами с большой частотой. При этом маховая нога движением сверху вниз ставится на переднюю часть стопы (на носок) с последующим опусканием почти на всю стопу.
«Захлёст голени». Бег с небольшим продвижением вперёд и забрасыванием голени назад до касания пятками ягодиц.
«Колесо». Бег с высоким подниманием бедра, выводом голени вперёд с последующим забрасыванием голени назад. Поднимая бедро по горизонтали быстро продвигаться вперед.
Специальные упражнения, развивающие преимущественно силу, были использованы следующие упражнения:
Многоскоки. Многократные прыжки с активным отталкиванием стопой, обращая внимание на полное выпрямление толчковой ноги в колене. Маховая нога сгибается в колене, выносится вверх - вперёд до положения горизонтали, руки согнуты в локтях.
Скачки на одной ноге. Упражнение следует выполнять с небольшого разбега, после толчка полностью сгибая толчковую ногу в коленном суставе и подтягивая её вверх до касания пяткой ягодицы.
Бег на прямых ногах. Отталкиваясь от грунта поднимать толчковую ногу, выпрямленную в коленном суставе вверх - вперёд.
Прыжки через препятствия. Многоскоки на одной или двух ногах с преодолением препятствий небольшой высоты (набивные мячи, гимнастические скамейки, маленькие барьеры, нарты).
Прыжки на месте из различных исходных положений. Прыжки из положения приседа смена ног в прыжке из положения выпада, прыжки с короткой скакалкой. Прыжки поочередно на левой и правой ноге, прыжки на двух ногах в разных направлениях.

Помимо упражнений для развития скоростной и скоростно - силовой направленности в тренировочный процесс был включен определённый блок упражнений, направленный на развитие гибкости мышц, который помогает выполнять начинающим легкоатлетам, сложные технические элементы более раскрепощено, с большей амплитудой. Для начинающих легкоатлетов на короткие дистанции такими упражнениями являются:
Прыжки в шаге на пружинистой основе. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальное сведение - разведение бедер в отсутствие взаимодействия с опорой.
Махи с хлопком. Поочередные махи ногами вверх - вперед с продвижением вперед и одновременным хлопком руками под маховой ногой.
«Велосипед». Имитация беговых шагов из исходного положения лёжа на полу, стойка на лопатках.
Махи у опоры. Поочерёдные махи ногами, стоя боком у гимнастической стенки.
Специально беговые и прыжковые упражнения выполнялись, как правило, непосредственно после разминки, когда была достигнута необходимая степень разогревания организма путем выполнения комплекса общеразвивающих упражнений на все основные группы мышц.

Для начинающих легкоатлетов на короткие дистанции приметались равномерный, круговой и переменный методы тренировок, направленные на развитие быстроты и силы. А для спортсменов на средние и длинные дистанции применялись круговой, интервальный и переменный методы, направленные на развитие специальной выносливости.

Таким образом, для достижения полноценного уровня физической подготовки, данные упражнения были выполнены много раз и с разной нагрузкой, так например, кросс для развития выносливости в зале невозможен. Для этого были выполнены методы тренировок, направленные на развитие физических качеств.

Литература

2. Глейберман А.Н. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 57 с.
3. Жилкин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. Учебное пособие. 6-е издание. -М.: Академия, 2009. - 39 с.
4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена//Основы теории и методики воспитания. -М.: Советский спорт, 2009. - 184 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, Спорт Академ Пресс, 2008. - С. 172-173.
6. Полищук В.Д. Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов. - Киев.: Олимпийская литература, 2009. - С. 23-25.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (06.04.2018)
Просмотров: 23 | Теги: легкоатлет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь