Среда, 26.04.2017, 01:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Т.Ф.Пушкина. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

АННОТАЦИЯ. В работе характеризуются содержательные аспекты понятия «патриотизм». Показана специфика современного патриотического воспитания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм, воспитание.

 

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» поставлена задача развития научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан [1, с. 3]. В формировании гражданской идентичности российских школьников актуальна проблема воспитания патриотизма. Специфика современного патриотического воспитания в том, что оно является системообразующим компонентом всей системы воспитания.

Традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян [2, с. 8]. Оптимизация патриотического воспитания связана с учетом многообразия его проявлений. Главным из них называется любовь к Родине, но у каждого она своя. Об этом хорошо сказано в песне М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Начинается она и с колыбельной мамы, и с картинки в «Букваре», и с растущей на околице села березки... Мастерство педагога, организующего патриотическое воспитание, состоит в том, чтобы в задачах формирования патриотизма как качества личности отражались все содержательные аспекты патриотизма. Мы попытаемся не только сформулировать их, но и проследить, как в самосознании студентов педагогических вузов определяются эти составляющие; отметим, что важно для полноценного патриотического воспитания в современных условиях.

В специальной литературе наших дней понятие «патриотизм» связывают с единством природного чувства любви к родной земле и нравственного достоинства, добродетели человека, заботящегося о высших благах Отечества, которые не разделяют, а соединяют людей и народы [3, с. 185].

Современное понимание патриотизма сформулировано и закреплено и в нормативных документах. Патриотизм - это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм подразумевает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению отечеству [4, с. 7].

Бурлакова И.И. определяет патриотизм как «синтез нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, ответственности за судьбу Отечества, в стремлении беречь и приумножать лучшие традиции, культивируя духовные и культурные ценности своего народа» [5, с. 24-25].

Интересна точка зрения А.К. Быкова. В системе патриотического воспитания им выделены такие ценности, как духовно-патриотические (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственно- патриотические (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотические (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственно-патриотические (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве [6, с. 10-20].

Как видим, проявления патриотизма многообразны. Перечислим лишь некоторые из них: любовь к Родине, вера в неё; искренняя забота о благе родины, стремление её защитить; готовность субъекта к самопожертвованию ради отечества; созидательная активность на благо страны; сознательное принятие своих обязанностей перед Родиной и их исполнение; принятие национальных ценностей, уважение к истории, своему народу; открытость и дружелюбие к другим нациям и народностям; гордость за историческое прошлое и настоящее своей страны; ответственность за ее будущее.

Мы попытались выявить, как понимают содержание патриотизма студенты педагогического вуза. Базой нашего исследования стал Воронежский государственный педагогический университет. Для реализации поставленной цели нами применялся контент-анализ текстов на тему «Что такое патриотизм?». Исследование проходило с февраля по март 2016 года. Всего было опрошено 136 студентов разных специальностей второго курса, при этом выявлено 561 высказывание. Самым популярным ответом стал - «любовь к Родине, вера в неё» (126 высказываний). Вторым по популярности явился выбор - «гордость за историческое прошлое и настоящее своего Отечества» (98 высказываний). Далее следовало утверждение - «искренняя забота о благе Родины, стремление её защитить в случае необходимости» (70 высказываний). «Уважение к истории, своему народу, языку, принятие национальных ценностей» отмечены в 62 высказываниях. «Созидательная активность» - 54 высказывания. «Готовность к самопожертвованию» - 46 ответов. «Сознательное принятие обязанностей перед Родиной и их исполнение» - 34 высказывания. «Ответственность за будущее страны» - 25 высказываний. «Открытость и дружелюбие к другим нациям и народностям» - 16 высказываний. Помимо этого, высказывались мнения, что «патриотизм связан с любовью к родной природе» (10), «уважением к правителям» (7), «верой» (1), «умением переносить трудности вместе с родиной и не эмигрировать в этих условиях» (5), интимностью этого чувства: «Патриотизм не выставляется напоказ» (6), ностальгией (1).

Нами выяснено, что будущие педагоги правильно понимают содержательные характеристики патриотизма, отмечают их многообразие. Важно помочь им определить особенности патриотического воспитания личности школьника в современных условиях.

Воспитание - это введение ребенка в контекст культуры во имя счастья подрастающего человека через постижение ребенком основных ценностей жизни и обретение культурного жизненного опыта в процессе организуемой педагогами-профессионалами деятельности; системно-конструируемой воспитательной цели, предполагающей формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека [7, с. 6]. Такое понимание воспитания позволяет анализировать сложившуюся у воспитанника структуру потребностей, делая привлекательными, эмоционально значимыми социальные побуждения патриотического характера.

Что является критерием патриотического воспитания, как можно судить о его результативности? Вспомним, как иронично порой звучат в адрес какого-нибудь карьериста слова: «Он у нас патриот!».

Этого оценочного эпитета удостаиваются те, чья активность и самодеятельность носит показной, внешний характер. «Демонстративность любви к Отечеству вызывает сомнение в ее истинности, частые разговоры об этом порождают недоверие к словам, а в основе многих нравственных поступков на благо Отечества и народа вовсе не лежат мотивы выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей» [8, с. 50]. Мы исходим из общетеоретического положения о том, что «воспитанность» - это не только знание норм поведения и соблюдение их человеком ради поощрения со стороны окружающих, а невозможность нарушения норм, поскольку они стали внутренними регуляторами действий и поступков личности. В этих условиях меняются установки в отношении значимых сторон социальной жизни. Возникают ценностные ориентиры и ценности, которых не было ранее. Волевым усилием, поскольку это значимо для субъекта, приобретаются новые черты характера: активность в социально ценной деятельности, умение планировать и ставить цели, добиваться результата. Возникают новые социально ценные формы общения с людьми.

В патриотическом воспитании используются специфичны методы и формы работы. В свое время Трофимова Н.М. обратила внимание на значимость личностного смысла вооруженности школьника нравственными нормами: «Развивая в деятельности творческие возможности личности, педагог профессионально обеспечивает переход ребенка от понимания значения нравственных норм и правил к субъективному переживанию и осознанию смысла их для себя» [9, с. 135].

Нравственная значимость явлений понимается личностью в условиях преодоления трудностей, самостоятельного анализа итогов достигнутого, рефлексии. Этого можно достигнуть, накапливая опыт патриотической деятельности. Важно учитывать психологические закономерности становления патриотических качеств личности: освоение и присвоение содержательных характеристик патриотизма - формирование в деятельности опыта патриотического поведения - проявление собственного выбора форм патриотического поведения.

Как видим, оптимизация патриотического воспитания на современном этапе связана с учетом многообразия содержательных аспектов патриотизма. Это должно найти отражение в постановке задач патриотического воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». - М., 2015. - 67 с.
2. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие [Текст] / В.Е. Мусина. - Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бада. - М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия, 2002. -528 с.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
5. Бурлакова, И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : методическое пособие [Текст] / И.И. Бурлакова. - М. : Перспектива, 2015. - 174 с.
6. Быков, А.К. Формирование патриотического сознания молодежи [Текст] / А.К. Быков // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 10-20.
7. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М. : АРКТИ, 2007. - 152 с.
8. Великородная, JI.A. О содержании и задачах патриотического воспитания. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи : проблемы и перспективы : материалы всероссийской научно - практической конференции (21 октября 2010 г., Воронеж) [Текст] / Л.A. Великородная, С.В. Неделина; редколл., Ю.И. Борсяков (отв. ред). - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2010. - С. 49-52.
9. Трофимова, Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе : дис. ... докт. пед. наук [Текст] / Н.М. Трофимова. - М., 1992. - 279 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.12.2016)
Просмотров: 117 | Теги: воспитание, патриотизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017