Вторник, 22.10.2019, 20:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 7-10 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИКЛАДНОЙ АЭРОБИКИ

Турчина Е.В., Прописнова Е.П., Данилова Т.В.

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 7-10 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИКЛАДНОЙ АЭРОБИКИ

Актуальность вопроса заключается в том, что система подготовки спортсменов в циклических видах спорта, к которым относится легкая атлетика, изучена достаточно глубоко. В то же время вполне закономерно в данной ситуации возникает необходимость поиска новых форм и методов организации и содержания процесса физического развития и совершенствования спортсменов-легкоатлетов 7-10 лет, которые могли бы оптимизировать их тренировочную деятельность.

Ключевые слова: легкоатлеты, прикладная аэробика, тренировка.


В различные виды спорта успешно внедрены новые виды физической активности для оптимизации функционального состояния спортсменов [1;5;6]. Одним из таких средств может выступать прикладная аэробика с ее разнообразными движениями и перемещениями, выполняемыми под определенное специально подобранное музыкальное сопровождение [3;4]. Многие специалисты в области ФКиС в своей работе все чаще используют прикладную аэробику как средство повышения технической, физической, психо-функциональной подготовленности спортсменов как в циклических, так и в ациклических видах спорта [1;2;6]. Мы полагали, что своевременное внедрение в тренировочный процесс разработанных комплексов прикладной аэробики, включающих основные базовые двигательные действия, позволит легкоатлетам повысить уровень их функциональной подготовленности.

Использование средств прикладной аэробики в подготовке легкоатлетов направлено на оптимизацию работы кардиореспиранторной системы и нервно - мышечного аппарата. Они включают в себя комплексы упражнений для разминки, упражнения на расслабление. Средства данного направления сопрягаются с приемами технической подготовки, включая в себя элементы специальных беговых упражнений [6].

В основу занятий были положены общеразвивающие упражнения для всех групп мышц и суставов в различных исходных положениях, с полной амплитудой, в различных темпах, выполняемые с музыкальным сопровождением, специальные упражнения базовой аэробики.

Занятия с использованием средств прикладной аэробики проводились три раза в неделю во время подготовительной части занятия (20 минут) и были направлены на совершенствование функционального состояния легкоатлетов.

Структура методики занятий прикладной аэробикой

Применялись средства:

1. Базовые шаги классической аэробики (унилатеральные, билатеральные);

2. Связки из аэробных шагов, композиции связок;

3. Специальные беговые упражнения с использованием средств прикладной аэробики;

4. Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия (физические упражнения: координационные, скоростно-силовые, упражнения на растягивание, силовые).

5. Комбинации - танцевальные аэробные связки со сложнокоординационной составляющей [1,2,4].

Для разминки нами были разработаны специальные беговые упражнения с использованием средств прикладной аэробики. Они выполнялись под музыкальное сопровождение с чередованием « упражнение- ускорение»:

1. И.п.- руки на поясе.1-2 - Прыжок Джек (прыжком ноги врозь, вместе).

2. И.п. - руки на поясе. 1 -2 - ланч (1 -шаг правой ногой вперед, левая на месте 2- О.С.);3-4 - то же с левой.

3. И.п.- руки на поясе. 1-2 - скуп с продвижением вперёд (шаг правой ногой вперёд-в сторону толчком, приземление на две ноги); 3-4 - то же, только с левой ноги.

4. И.п. - руки на пояс.1-4-четыре шага бегом вперёд, сгибая голень назад; 5-8 - два джека (прыжок, ноги врозь, вместе).

5. И.п - руки на поясе.1-2 - прыжок ланч (1-шаг правой ногой вперед, левая на месте 2-о.с.);3-4 - прыжок джек (ноги врозь, вместе);5-6-ланч с левой ноги;7-8-прыжок джек.

6. И.п. - руки на поясе.1-2 - скуп (шаг правой ногой в сторону толчком, приземление на две ноги);3-4 - то же, только с левой ноги; ускорение.

7. И.п. - руки на поясе.1-2 - скуп с продвижением вперёд (шаг правой ногой вперёд-в сторону толчком, приземление на две ноги);3-4 - то же, только с левой ноги; ускорение до конца прямой.

8. И.п. - руки произвольно.1-4 - кросс (шаг вперёд правой, скрестно левой, назад правой и левой и.п.);5-8 - то же; поворот на 360 градусов и ускорение.

9. И.п. - руки на поясе. 1-4 - кросс (шаг вперёд правой, скрестно левой назад, правой и левой и.п.); поворот на 160 градусов; ускорение, спиной вперёд.

Применяются комплексы:

- на развитие координации (равновесия, сложнокоординационные упражнения, выполнение с закрытыми глазами);

- на развитие быстроты (бег с максимальной частотой шага, пружинные движения ногами и др.);

- на развитие скоростно-силовых качеств (прыжковые упражнения и др.);

- на развитие активной гибкости (стретчинг).

С помощью физических упражнений мы целенаправленно воздействовали на воспитание тех или иных двигательных качеств и одновременно совершенствовали функциональное состояние организма занимающихся [3, 6].

В методике использования средств прикладной аэробики в учебно- тренировочном занятии легкоатлетов 7-10 лет применялись следующие методы:

1.Согласование движения, музыки, слова.

2.Общепедагогические: показ, рассказ и т.д.

3. Методы обучения двигательным действиям: целостный и расчленённый.

4. Методы развития физических качеств:

Деятельность занимающихся на занятиях с элементами аэробики может быть организована следующими способами:

• фронтальным (одновременное выполнение упражнения обучающимися);

• круговым (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы девочек).

Особенно это относится к силовой круговой аэробике.

Педагогический эксперимент проходил с 1 сентября по 31 декабря 2015 года в легкоатлетическом манеже на группе начальной подготовки первого года обучения тренера М.И. Трифанчук. Занятия проводились три раза в неделю по 90 минут. Возраст детей, занятых в эксперименте, 7-10 лет. Контрольная группа занималась по общепризнанной программе, а экспериментальная группа в подготовительной части занятия использовала разработанную нами методику (20 минут). Всего было проведено 45 занятий. Экспериментальная группа в подготовительной части занятия использовала разработанную нами и описанную выше методику (20 минут). Для оценки функционального состояния применялись тесты: индекс Руфье, проба Ромберга, теппинг-тест, длительность индивидуальной минуты, задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). Результаты тестирования, показанные представителями экспериментальной и контрольной групп до эксперимента, представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты тестирования функционального состояния легкоатлетов 7-10 лет до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе (М± m), n=40

Примечание: Достоверность определялась по t критерию Стьюдента: p<0,05 при а=2,02

Из полученных результатов можно сделать вывод, что по исследуемым показателям дети друг от друга отличаются статистически недостоверно (p >0,05), что позволяет нам выполнять дальнейшие исследования.

Для определения влияния прикладной аэробики на функциональное состояние легкоатлетов 7-10 лет проводилось повторное тестирование в конце педагогического эксперимента.

С целью проверки эффективности разработанной нами методики после проведенного эксперимента было проведено повторное тестирование (таблица 2).

Таблица 2
Показатели экспериментальной и контрольной групп после эксперимента, М±m

Примечание: Достоверность определялась по t-критерию Стьюдента:p<0,05 при а=2, 02;p<0,01 при а=2,70

Исходя из полученных результатов можно с уверенностью сказать, что занятия с применением средств прикладной аэробики - это перспективное направление в учебно- тренировочном процессе легкоатлетов разных возрастных групп. Особенно это актуально в младшем школьном возрасте, так как детям интересны современные двигательные системы.

Литература

1. Гайворовская А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. - 164 с.
2. Дегтярева Д.И., Чикалова Г.А. Подготовка и проведение массового спортивно-художественного представления в рамках третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе: монография. - Волгоград, 2016. - 191 с.
3. Егорова Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Великие Луки, 2012. - 217 с.
4. Минниханова Д.И. Подготовка младших школьников к массовым спортивно- художественным представлениям в рамках третьего урока физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2013. - 24 с.
5. Минниханова Д.И., Чикалова Г.А. Повышение функционального состояния школьников младших классов посредством применения массовых спортивно- художественных представлений //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 104-108.
6. Текунова Е.В., Дегтярева Д.И. Влияние средств фитнес-аэробики на функциональное состояние детей младшего школьного возраста //Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста: перспективы и пути решения. Сборник трудов Всероссийской с международным участием научно- практической конференции. - ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2015. - С. 336-339.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.09.2019)
Просмотров: 20 | Теги: аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь