Среда, 22.01.2020, 12:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАС-РЕСТЛЕРОВ

Алексеев В.Н.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАС-РЕСТЛЕРОВ

Современный мас-рестлинг - новый вид спорта, который за короткое время приобрел популярность не только в России, но и за рубежом. Мас-рестлинг в 2003 году включен во всероссийский реестр видов спорта, во всероссийскую спортивную классификацию, с 2011 года работает Международная, а с 20 февраля 2015 года - Всероссийская федерация мас-рестлинга. Исполкомом Международной федерации 24 февраля 2012 года утверждены международные правила по мас-рестлингу. Историческую основу создания данного вида спорта составили национальные игры и развлечения народа Саха [1, 3]. С целью подготовки высококвалифицированных специалистов мас-рестлинг включен в учебные планы ведущих вузов Республики Саха Якутия: института физической культуры и спорта СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова и Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта.

Ключевые слова: тесты, контроль, мас-рестлинг, анкетирование, тренеры.


Введение. В настоящее время мас-рестлинг зачастую обладает недостаточно обоснованными данными для объективного контроля подготовленности спортсменов. В этой связи для конкретизации состава применяемых в практике методов и тестов контроля за мас-рестлерами нами проводилось анкетирование титулованного контингента тренеров, имеющих существенный опыт работы в подготовке мас-рестлеров.

Организация исследования. Справедливость выбора респондентов подтверждается их высокой компетентностью. Всего в анкетном опросе приняли участие 24 тренера: 2 Заслуженных тренера Республики Саха (Якутия) по мас-рестлингу, Мастера спорта, старшие тренеры сборных команд Республики Саха (Якутия) и России. Стаж каждого из тренеров находился в диапазоне от 3 до 25 лет.
Анкета включала в себя 6 вопросов. Первые два вопроса предназначены для определения структуры физической подготовки мас-рестлеров.

При ответе на первый вопрос респондентам предлагалось оценить значимость физических качеств для мас-рестлеров. Система оценки при этом была весьма проста: если тренер считал какое-либо качество очень важным, то оценивал его максимальной оценкой - 2, если не очень важным, то ставил оценку - 1, если не имеющим значения - 0. Затем вычислялась сумма оценок всех респондентов и средняя этих оценок [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ ответов на первый вопрос показывает, что наиболее важными качествами тренеры считают силу, быстроту и скоростно-силовые качества. Средняя оценка этих качеств - 2.

Дальнейший анализ позволил определить средние оценки и ранжировать другие физические качества в порядке значимости: выносливость - оценка 1,87, ловкость и гибкость - оценки одинаковые - 1,87 и морфофункциональные особенности - 1,75.

Более обширный массив данных был получен при анализе ответов респондентов на второй вопрос, где респондентам предлагалось оценить по той же системе частные проявления физических качеств, всего было выбрано 26 [4].

Детальный анализ данных показывает, что в группу способностей с оценкой от 1,87 до 2,00 вошли 13 проявлений качеств (абсолютная сила, взрывная сила, динамическая сила, статическая сила, быстрота реакции, быстрота начала движения, быстрота выполнения одиночного движения, общая выносливость, силовая выносливость, скоростная выносливость, специальная выносливость, мышечное чувство, пропорции тела). Учитывая высокие оценки, данные способности можно отнести к наиболее значимым для мас-рестлеров. Частные проявления физических качеств, получивших с точки зрения респондентов средние оценки (от 1,50 до 1,87), следует считать относительно важными для занимающихся мас-рестлингом. Таких проявлений оказалось девять: относительная сила, динамическое равновесие, статическое равновесие, активная гибкость, пассивная гибкость, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, рост, вес. И, наконец, четыре частные способности были оценены сравнительно невысоко (оценки от 1,5 и ниже), что позволяет отнести их к малозначительным в структуре подготовленности мас-рестлеров. К ним относятся частота движения (темп), ориентировка в пространстве, пассивная гибкость, жизненная емкость легких. Несмотря на некоторую условность такого ранжирования показателей, можно в дальнейшем использовать полученные результаты при разработке программ контроля за спортсменами, которые занимаются мас-реслингом.

Не удалось определить существенного преимущества в оценках респондентов и по третьему вопросу, затрагивающему периодичность тестирования подготовленности мас-рестлеров. Анализ ответов на этот вопрос показывает, что 13,3% тренеров считает необходимым тестировать подготовленность своих подопечных не более одного раза в год, 26,6% респондентов полагает, что это нужно делать не менее двух раз в год; 33,3% - четыре раза в год; 20% - ежемесячно; 6,6% - еженедельно. Значительное количество столь неоднозначных мнений респондентов может свидетельствовать об отсутствии четких научно-обоснованных рекомендаций по этому вопросу.

Четвертый вопрос анкеты был задан тренерам для уточнения состава применяемых в практике тестов, а также для выявления преимущества тех или иных тестов по частоте их использования. Анализ показывает, что для контроля различных физических качеств тренеры применяют от 2 до 12 тестов, отличающихся друг от друга направленностью, сложностью, временными затратами, аппаратурным обеспечением. При этом общее число применяемых тестов - 30, и поэтому, на наш взгляд, необходима не разработка дополнительных тестов, а их систематизация и последующее внедрение в систему подготовки мас-рестлеров.

При анализе ответов респондентов на пятый вопрос было выявлено их отношение к учету информативности тестов, применяемых в контроле. Выявлено, что 25% тренеров постоянно учитывают информативность тестов, 37,5% респондентов делают это в большинстве случаев. Таким образом, можно предположить, что более половины тренеров (51,6%) успешно решают эту проблему и, по всей вероятности, получают в результате тестирования достоверные результаты. Однако эту закономерность нельзя однозначно определить для другой части респондентов. Так, 16,6% опрошенных тренеров учитывают информативность тестов лишь иногда, 12,5% респондентов вообще не делают этого, а 8,4% затрудняются ответить на данный вопрос. В этой связи можно отметить, что при существующей практике стихийного выбора тестов и методов педагогического контроля допускается много неточностей и ошибок. Их число еще более увеличивается при недостаточном учете информативности применяемых методик.

Заключительный вопрос анкеты носил более общий характер и был направлен на выявление мнения респондентов относительно степени решенности проблемы педагогического тестирования в мас-рестлинге. Их интерпретация показывает очевидное преимущество группы респондентов, считающих эту проблему недостаточно решенной (87, 5% респондентов), по сравнению с группой тренеров определили эту проблему как принципиально решенную (12,5% ответов). Полученное соотношение, на наш взгляд, весьма точно отражает истинное положение дел в практике тренировки мас-рестлеров. Среди причин недостаточной решенности проблемы тестирования главной, по мнению опрошенных тренеров, остается ограниченное использование информативных методик и тестов, а также отсутствие точных приборов и достоверных программ (33,9% респондентов). Далее по значимости следуют такие причины, как отсутствие специальной литературы и научно обоснованных рекомендаций (22,5% тренеров), недостаточное число семинаров по обучению тренеров (9,9%), отсутствие единой системы тестирования (6,4%), а также недоступность проблемы для понимания тренера (2,8% респондентов). Кроме того, 16,9% опрошенных тренеров не имеют своего мнения о степени разработанности проблемы, что, по-видимому, можно объяснить их слабым представлением о конкретных аспектах вопросов тестирования и подготовленности мас-рестлеров.

Такой весьма обширный перечень представленных причин свидетельствует главным образом о том, что большинство тренеров пытается решить проблему и определить подготовленность мас-рестлеров при помощи тестов. Однако это далеко не всегда удается сделать эффективно ввиду недостаточной информативности многих тестов, а также отсутствия четко аргументированных программ и специальной литературы.

Таким образом, обобщение данных анкетирования тренеров позволяет сделать следующие выводы:

1. Наиболее значимые стороны подготовленности мас-рестлеров - специальная физическая, морально-волевая, техническая подготовка.

2. Из 30 частных проявлений физических качеств 13 имеют главенствующее значение, 9 отнесены к средней группе и 4 определены в группу наименьшей важности.

3. В педагогическом контроле за различными физическими качествами спортсменов преимущественно применяется 30 тестов, существенно отличающихся друг от друга направленностью, сложностью, временными затратами, используемой аппаратурой. На наш взгляд, необходима их систематизация.

4. Не установлена оптимальная периодичность тестирования подготовленности мас-рестлеров в процессе их подготовки. Практически полностью отсутствуют научно обоснованные рекомендации, что зачастую не позволяет тренерам сформулировать единый подход к решению проблемы.

5. Большинство тренеров, проводящих тестирование, не оценивают информативность используемых тестов, что не всегда позволяет определить полученные результаты с высоким уровнем достоверности.

6. В контроле за мас-рестлерами примерно в равной мере необходим весь спектр типов контроля тренировочных и соревновательных нагрузок, состояния спортсменов, технико-тактической подготовленности, спортивных результатов и поведения спортсменов на соревнованиях.

7. Подавляющее большинство респондентов отмечает слабую разработанность проблемы тестирования уровня подготовленности мас-рестлеров, называя следующие причины: 1) ограниченное число информативных тестов; 2) отсутствие точных приборов; 3) недостаток литературы и научных рекомендаций; 4) недостаточное количество специальных занятий и семинаров для тренеров. Это в целом является главным препятствием для внедрения информативных программ контроля за подготовленностью мас- рестлеров.

Литература

1. Захаров А.А. Мас-рестлинг: учебное пособие. - Якутск: издательский дом СВФУ, 2011. - С. 89.
2. Захарова Я.Ю., Захаров А.А. Определение надежности и информативности повторного теста «вис на крутящейся перекладине (ВИСКП60)» контроля мышечной выносливости рук масрестлеров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 31-36.
3. Кочнев В.П., Григорьев И.Ю. Возрождаем и сохраняем традиции предков (исторический экскурс) // Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии: сборник региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации (Якутск, 18 декабря 2014 г.) / ред. М.Д. Гуляев. - Якутск, 2014. - С. 553-558.
4. Палецкий Д.Ф. Педагогический контроль как основа управления тренировочными и соревновательными нагрузками юных борцов // Состояние здоровья, гигиеническое воспитание, физическое развитие и адаптация к физическим нагрузкам учащихся и студентов: тезисы докладов областной научно-практической конференции. - Смоленск: 1988. - С.41-42.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.12.2019)
Просмотров: 29 | Теги: мас-рестлинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь