Суббота, 16.02.2019, 06:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС НА ПРИМЕРЕ ЮНЫХ ИГРОКОВ

Барчукова Г.В., Романина Е.В., Родионова М.Х.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС НА ПРИМЕРЕ ЮНЫХ ИГРОКОВ

Аннотация. Если говорить о развитии современного спорта сегодня, то нынешние достижения лежат за пределами возможностей организма человека, который не был запрограммирован на подобные высокие результаты. Так и в настольном теннисе, понятие «наилучший результат» носит относительный характер: то, что является совершенным на данной ступени развития, завтра может устареть. По-прежнему остается актуальной проблема оптимальной подготовки спортсмена к соревнованиям. Чтобы приблизиться к решению данной проблемы, нами были рассмотрены различные теоретические подходы к изучению личности спортсмена, а также, было проведено психологическое исследование на контингенте юных игроков в настольный теннис.

Ключевые слова: личностные детерминанты, игроки в настольный теннис.

 

Актуальность. В современных условиях занятия спортом ассоциируются со здоровым образом жизни. Занятия настольным теннисом укрепляют сердечнососудистую систему, создают аэробный эффект (кислородное насыщение организма) [1]. Фактически данный вид деятельности доступен всем категориям населения с разными физическими возможностями. Если говорить о психологических преимуществах настольного тенниса, то он способствует эмоциональной разрядке, преодолению повседневного стресса. Как только мы начинаем учитывать соревновательный характер этого вида деятельности, когда есть судьи, публика, то собственно, будучи способом выхода из стресса, он сам превращается в стрессовую ситуацию. Тогда основной задачей тренера, спортивного психолога является снизить это давление на спортсмена и помочь ему максимально мобилизовать свои психофизические возможности.

Настольный теннис относится к технически сложным видам спорта, включающий в себя постоянно повторяющийся порядок действий у стола: удар, ожидание, анализ ситуации, принятие решения и новый удар (причем, во время мощных завершающих ударов мяч достигает скорости 140 км/ч).

Успех в настольном теннисе базируется на «правильном ударе, выполненном в нужный момент». Преимущества в игре достигает тот спортсмен, который может быстрее и лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Еще один важный фактор успеха игры в настольный теннис - умение прогнозировать - предугадывать действия соперника, включающее в себя правильную оценку ситуации (поведение соперника и полет мяча) и опыт игрока [4].

Целью психологического исследования стало определение личностных детерминант профессиональной деятельности теннисистов, влияющих на успешность ее выполнения; на основании анализа экспериментальных данных разработать психолого-педагогические рекомендации, которые могут быть использованы в дальнейшем в тренировочной деятельности теннисистов.

Организация исследования: для оценки индивидуально-личностных качеств теннисиста, влияющих на успешность его профессиональной деятельности были использованы: методика 14-факторный (подростковый) тест Кеттелла и статистический анализ - метод корреляции Спирмена.

В психологическом обследовании приняли участие 20 человек в возрасте 12¬16 лет: 7 мальчиков и 13 девочек (стаж занятий варьируется от 3 до 7 лет). Исследование проводилось на базе московского училища Олимпийского резерва №1 и спорт-клуба «Шахтер».

В качестве детерминант, влияющих на эффективность и надежность соревновательной деятельности в настольном теннисе, мы рассмотрели критерии, как модельные характеристики личности квалифицированного теннисиста [2,3]:
- лидерство, доминирование (фактор Е);
- эмоциональная устойчивость, проницательность, гибкость (фактор С);
- приверженность интересам и идеалам группы (фактор G);
- экстраверсия, контактность (фактор F)

В нашем исследовании зависимыми переменными мы решили считать: возраст, тендерный фактор и стаж занятий настольным теннисом. В качестве независимых переменных стали вышеперечисленные факторы, как «успешные» в профессиональной деятельности теннисиста.

В таблице 1 можно увидеть статистически значимые показатели: у мальчиков - это возраст и групповая сплоченность (фактор G), у девочек - зависимость возрастной и психологической характеристик «экстраверсия» (фактор F), в то время как у мальчиков, подобная корреляция имеет обратную связь. Таким образом, мальчики - подростки в большей степени, чем девочки этого же возраста испытывают психологическую потребность в организованной деятельности (р<0,05; табл.1). Девочки - подростки более экстравертированы и имеют преимущество перед мальчиками (р<0,05; табл.1), т.к. лучше справляются с эмоциональными перегрузками. «Выигрышными» свойствами спортсмена- экстраверта можно также считать общительность (известно, что настольный теннис является контактным видом спорта), реактивность у экстраверта сочетается со способностью к антиципации - действовать с пространственно- временным упреждением, прогнозировать, т.е. вовремя принять мяч и выбрать наилучший ответ [4].

Таблица 1
Зависимость переменных: возраста, гендера от факторов - E, C, G, F

Исследуя влияние стажа занятий, тендерных отличий на те же факторы, мы получили следующие корреляции: у мальчиков-подростков - чем больше период занятий настольным теннисом, тем отчетливее проявление лидерских качеств (фактор Е), сюда же мы относим решительность и смелость, упорство и настойчивость - характеристики, без которых невозможно добиться высоких результатов в настольном теннисе (р<0,05, табл. 2). Также, у мальчиков- подростков стаж в значительной степени влияет на эмоциональную стабильность (фактор С) - с продолжительностью занятий данным видом спорта возрастает уверенность в собственных силах (р<0,05, табл. 2). Те же показатели у девочек- подростков не являются статистически значимыми (р>0,05, табл. 2).

Таблица 2
Зависимость переменных: стажа, ген дера от факторов - Е, С, G, F

Выводы: согласно проведенному нами исследованию и последующему статистическому анализу, мы пришли к выводу, что тендерные отличия, возраст и стаж имеют высокие коэффициенты корреляции с отдельными факторами личности, которые мы будем считать «модельными» [3]. Все же, они не являются ключевыми в профессиональном росте теннисиста. Скорее, это психологическая данность, с которой приходится иметь дело, прежде всего, тренеру, основной задачей которого является формирование гармоничной личности спортсмена. И эта задача включает в себя ряд умений:
умение выстраивать личные и деловые отношения со своими воспитанниками;
- раскрытие их потенциальных возможностей;
- знание индивидуально-психологических свойств игроков;
- учитывать влияние таких социально-психологических явлений, как лидерство, особенности социальной перцепции, статусных, ролевых характеристик воспитанников.

Учет вышеперечисленных факторов способствует повышению эффективности работы тренера, а также формированию благоприятных условий для управления командой и определению ее социально-психологического климата в целом.

Вышеперечисленные умения тренера скорее характеризуют его модельный образ, на практике же тренеры чаще реализуют задачи технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис, и психологическая сторона учебно- тренировочного процесса остается без внимания. Однако неумение теннисиста справиться со стрессом, страхом перед соревнованием, является причиной ошибок в тактике и технике игры. Таким образом, возникает необходимость сотрудничества со спортивным психологом, помогающим спортсмену справиться с негативным психическим состоянием. Процесс внедрения психологических знаний в практику тренировочной и соревновательной деятельности не прост (многие тренеры к этому по-прежнему относятся скептически). На сегодняшний момент психологическая подготовка спортсмена к соревнованию является главной составляющей спортивного успеха. И для того, чтобы широко и грамотно использовать арсенал психологических методов, воздействующих на сознание и подсознание спортсмена, необходимо объединить усилия обеих наук: психологии и педагогики.

Литература

1. Барчукова Г.В. Настольный теннис. М.: ФиС, 1990.
2. Романина Е.В., Костикова Н.В.. Влияние эмоциональной устойчивости личности спортсмена на успешность соревновательной деятельности в настольном теннисе. - Теория и практика физической культуры, №12 2014. - с.25
3. Романина Е.В., Наконечная JI.E. Исследование индивидуально- психологических особенностей спортсменок высокой квалификации. - Международный научно-исследовательский журнал, №3 (45), 2016 - Екатеринбург, -с.72
4. Radivoj Hudetz: Table Tennis Technique, Zagreb, 1984.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.01.2019)
Просмотров: 19 | Теги: настольный теннис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь