Суббота, 14.12.2019, 15:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОЛИМПИЙСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

А.Ф.Родичева

ОЛИМПИЙСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

Аннотация. Представлена характеристика и дана оценка практике выявления и развития молодых талантов посредством организации олимпиад для учащихся, сделан акцент на их роли как психологическом стимуле развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов.

Ключевые слова: творческие и интеллектуальные способности талантливых учащихся, олимпиады школьников, психологический стимул.


Одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы была сформулирована как реализация мер по развитию научно- образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей [1]. Для осуществления поставленной задачи предусмотрен и проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов.

Учитывая ситуацию с досрочным прекращением реализации названной ФЦП с 1 января 2018 года и включением предусмотренных в ней мероприятий в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года №1243), следует сказать как о положительном опыте о последовательном воплощении в рамках программы Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации еще в 2012 году. В частности, Концепция предусматривала:

• внедрение современных моделей выявления, психолого- педагогического сопровождения талантливых детей;

• поддержку создания и реализации программ развития новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения талантливых школьников в ведущих университетах;

• ежегодное проведение Всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам;

• ежегодное проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке сборных команд Российской Федерации к участию в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам [2].

На сегодняшний день в России проводятся десятки интеллектуальных конкурсов. Отдельную категорию составляют те, которые дают право на преимущества при поступлении во все российские вузы. Сюда относятся всероссийская олимпиада школьников и олимпиады (I, II, III уровней), входящие в утверждаемый ежегодно перечень Минобрнауки России.

Льгота может быть двух видов - зачисление в вуз без вступительного экзамена или начисление максимального балла за ЕГЭ (единый госэкзамен) по профильному предмету олимпиады (или за дополнительное вступительное испытание). Характер льгот зависит от уровня олимпиады и статуса диплома (победитель или призер). Какую льготу предоставить, каждый вуз решает самостоятельно, ежегодно публикуя соответствующую информацию на своем сайте.

Согласно статье 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», победители и призеры финала всероссийской олимпиады зачисляются в вуз без вступительных испытаний по соответствующему профилю.

Аналогичное правило может распространяться и на выигравших олимпиады I уровня из перечня Минобрнауки России.

Иностранные абитуриенты могут участвовать во всероссийской олимпиаде (если обучаются в российских школах), в некоторых олимпиадах из перечня Минобрнауки России, а также в проводимых специально для них локальных интеллектуальных турнирах или конкурсах отдельных вузов (достижения, как правило, учитываются только при поступлении в вуз, который проводит конкурс). Участие во всех олимпиадах добровольное и бесплатное.

На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован актуальный перечень основных олимпиад, к участию в которых приглашаются учащиеся, осваивающие общеобразовательные программы основного и среднего общего образования, из России и стран зарубежья:

• «Открытая олимпиада школьников по программированию», организатор Московский физико-технический институт, Московский государственный институт им. Ломоносова (МГУ), при поддержке Департамента образования города Москвы;

• «Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Ро- сатом»» Национального исследовательского ядерного университета МИФИ совместно с Российской госкорпорацией «Росатом»;

• «Всесибирская открытая олимпиада школьников», которая проводится Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом;

• «Всероссийская олимпиада школьников» Минобрнауки России, победители и призеры финала которой могут рассчитывать на прием без вступительных испытаний;

• «Покори Воробьёвы горы» Московского госуниверситета (МГУ) с газетой «Московский комсомолец»;

• «Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии», организатор Московский госуниверситет;

• «Олимпиада им. Н.Д. Кондратьева», которую проводят Институт экономики РАН, Уральский федеральный университет, Финансовый университет при правительстве РФ;

• «Олимпиада школьников по информатике и математике» Санкт- Петербургского национального исследовательского университета ИТМО;

• «Высшая проба» Высшей школы экономики совместно с несколькими российскими университетами;

• «Ломоносов», которую проводит Московский госуниверситет (МГУ);

• «Физтех» консорциума технических вузов России (Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Уфимский авиационный
технический университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Казанский федеральный университет);

• «Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников» группы вузов - Московский авиационный технологический институт, Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет;

• «Межрегиональные предметные олимпиады КФУ» Казанского Федерального Университета;

• «Многопредметная олимпиада Юные таланты» Самарского национального исследовательского университета;

• «Московская олимпиада школьников», которую проводят Департамент образования города Москвы, МГУ им. Ломоносова, Высшая школа экономики.

Есть олимпиады, к участию в которых допускаются учащиеся 7-11-х классов, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя, преподаватели, просто энтузиасты из России, СНГ и зарубежных государств. Пример - «Нанотех- нологии - прорыв в будущее», которую проводит Московский госуниверситет (МГУ) и фонд инфраструктурных и образовательных Программ РОСНАНО.

«Олимпиада для студентов и выпускников вузов», которую проводит Высшая школа экономики, позволяет студентам бакалавриата, специалитета, выпускникам образовательных организаций высшего образования независимо от гражданства побороться за льготы при зачислении на магистерские программы ВШЭ, соответствующие профилю олимпиады.

Главная цель олимпийского школьного движения - возможность реализовать принцип «каждый ребенок талантлив». Любой школьник, а вместе с ним и учитель, может попробовать себя в разных областях, а существующие льготы при дальнейшем поступлении в вуз являются отличным психологическим стимулом.

В выступлении на круглом столе «Как поступить в российский вуз по результатам олимпиад школьников» проректор НИУ «Высшая школа экономики» В.В. Башев привел данные, согласно которым 36% поступивших в университет на бюджет в 2016-2017 годах - призеры и победители олимпиад, и подчеркнул: «Это мотивированные в определенных предметных областях дети, статистика показывает, что в дальнейшем они продолжают хорошо учиться» [3].По словам представителя МГИМО МИД России И.С. Путинцева, за последние 2 года количество победителей олимпиад выросло в полтора раза, в вузе есть 4 программы, которые полностью состоят из олимпиадников. В МИФИ победители и призеры олимпиад составляют 35 процентов от всех бюджетников [3].

Поддержка и поощрение учащихся, добившихся успехов, осуществляется не только со стороны вузов. Ежегодно 1200 первокурсникам, победившим в олимпиадах, присуждается грант президента РФ в размере 20 тысяч рублей (ежемесячно на весь период обучения). Получить такую поддержку можно, взяв на себя обязательства хорошо учиться, а после окончания вуза работать в России.

Таким образом, олимпиадное движение является важным связующим звеном между средней и высшей школой [4, с. 10].

Следует понимать, что все необходимые условия для участия учащихся в олимпиадах, должна создавать администрация образовательного учреждения, начиная от утверждения системы элективных курсов разных направленностей, освобождения учителей и школьников-участников от текущих занятий, создания системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах, до поощрения победителей, призеров и подготовивших их учителей. С начала учебного года должна быть организована систематическая подготовка школьников к участию в олимпиадах. При этом повышение уровня познавательной активности, овладения материалом различных разделов предмета наилучшим образом достигается в рамках индивидуальной программы, а психологическую подготовку школьники могут получить, работая в команде.

В подготовке школьников к олимпиадам неоценимую помощь могли бы оказать преподаватели вузов-партнеров. Необходимо организовать обучение учителей приемам развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников, анализировать и оценивать вводимые учителями педагогических инноваций [4, c. 7; 5, с. 60].

Такими представляются прикладные задачи реализации комплекса мер по обеспечению создания необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов в рамках олимпиадного движения.

Список литературы

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (с изм. на 22 ноября 2017 года): Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497.
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: Президент Российской Федерации. 3 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf (дата обращения: 05.01.2017).
3. МИА «Россия сегодня». Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/abitura_rus/20170523/1494919159.html (дата обращения: 05.01.2017).
4. Методические рекомендации по подготовке и участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов. М.: РУДН, 2015. 134 с.
5. Родичева А.Ф., Тютикова И.Б. Инновационная деятельность в образовательном учреждении // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практ. конференции. Челябинск: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 59-62.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.11.2019)
Просмотров: 17 | Теги: Олимпиады | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь