Вторник, 16.10.2018, 10:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Олимпийские ценности в культуре России

С.Д.Неверкович
Российской государственной университет физической культуры, спорта и туризма

Олимпийские ценности в культуре России

Аннотация. Использование спорта, связанных с ним институтов, движений, социальных групп и отдельных лиц для решения задач формирования и развития культуры мира, и культуры России, в частности. Интеллектуальные олимпийские ценности, как часть общей культуры пространства России, должны иметь функции активного воздействия во всех своих формах, методах и средствах на сознание каждого индивидуума нашего общества.

Ключевые слова: интеллект, личность, олимпийские ценности, культура России.

 

К числу наиболее значимых сфер социальной жизни в настоящее время относится спорт. С ним связано свыше 200 всемирных и региональных неправительственных организаций. Благодаря их деятельности международные спортивные контакты имеют устойчивый характер. Успешно функционирует система международных соревнований. Самыми крупными и важными из них являются Олимпийские игры. Олимпийское движение превратилось в глобальное социальное движение современности. В связи с этим закономерно встает вопрос о возможности использования спорта, связанных с ним институтов, движений, социальных групп и отдельных лиц для решения задач формирования и развития культуры мира, в целом, и культуры России, в частности.

Интеллектуальные олимпийские ценности означают для нас их активное познавательное воздействие на формирование культуры человека. Личность человека культуры включает в себя такие особенности характера, как самосознание, ценностные социальные отношения, ответственность за свои поступки, гуманные ценностные ориентации. Б. С. Братусь подчеркивает, что существенной характеристикой личности является ценностно-смысловое отношение к происходящему. Вот почему интеллектуальные олимпийские ценности, как часть общей культуры пространства России, должны иметь функции активного воздействия во всех своих формах, методах, средствах и условиях на сознание каждого индивидуума нашего общества, имеющего право называться «личностью». По мнению А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, личность — это «человек нравственный», который, во-первых, сориентирован на общечеловеческие ценности, на благо для всего человечества и, во-вторых, активно действует в этом позитивном направлении.
Всякая социальная система неизбежно вращается вокруг двух ключевых понятий, нужд и ценностей: нужды людей и ценности для людей. Оба этих понятия происходят из теоретического списка общих задач, называемого «Относительная структура ценностей» («Reference Pattern of Values», RPV) .

Относительная структура ценностей — это номинативное отношение конечных ценностей, которых предположительно желает, преследует и к которым стремиться население в целом. Предполагается, что она достаточна для измерения производительности социальных систем, так и таких важных социологических понятий, как изменения, прогресс, социальная деградация обобществление, отклонение и т.д. При этом постулируется, что большинство индивидуумов, независимо от времени и места, преследуют эти ценности от колыбели до могилы, и единственное, чем они различаются, это степень внимания или вес, который каждый индивидуум придает каждой ценности в данных обстоятельствах. Система ценностей, напротив,— это аксиологическая конфигурация (или комбинация относительных важностей конечных ценностей), которые каждый индивидуум принимает в качестве жизненной нормы или преследует в определенный период времени. Таким образом, относительная структура ценностей — это универсальная модель, в то время как систем ценностей может быть столько, сколько индивидуумов в обществе. Следовательно, говоря об олимпийских ценностях, мы должны понимать, что есть государственная система олимпийских ценностей и личная система олимпийских ценностей, определяемая каждым индивидуумом в зависимости от индивидуальных предпочтений, целей, смысловых интересов и пр.

В сложном мире нужд и культур, ценности могут быть разделены на две крупные категории: изменяющиеся и постоянные. Изменяющиеся ценности специфичны для каждой культуры и могут считаться второстепенными (одежда с олимпийской символикой, различные олимпийские приветствия, олимпийские праздники и т.д.). Постоянные ценности являются общими для всех людей и всех обществ, и для них можно установить относительную по которым та или иная ценность может быть включена в относительную структуру олимпийских ценностей (здоровье, безопасность, законность и т.д.). Первые зависят от культуры общества, в котором проживает индивидуум, последние — общие для всех культур.
Необходимо подчеркнуть, что олимпийские ценности по определенным признакам должны удовлетворять трем, на наш взгляд, требованиям: во-первых, они должны быть определены как «хорошие» соответствующими экспертами; во-вторых, к ним должно стремиться население в целом; и в, третьих, они должны быть доступны, причем в порядке «получения», а не «описания». Качество, желаемость и доступность — вот три основных свойства, по которым та или иная ценность может быть включена в относительную структуру олимпийских ценностей.

Научное изучение историко-культурной сущности олимпийских ценностей может служить целому ряду жизненно важных и многообещающих социальных, политических, культурных и экологических целей. Его же общий образовательный потенциал может оказаться особенно ярко выраженным в тех обществах, например в России, которые сознательно идут по пути изменений и преобразований. Таким образом, вдумчивое и критическое изучение истории и культуры происхождения и порождения олимпийских ценностей может заключать следующие элементы:

— Наделение граждан страны критически направленной исторической сознательностью посредством создания образовательных инструментов, которые могут помочь глубокому анализу жизненно важных гражданских тем об олимпийских ценностях, которые государство может предъявить как определенный круг национальных и патриотических интересов.

— Воспитание бесценной умственной способности к критическому суждению, необходимому для оценки конкретных условий и ситуаций олимпийских ценностей, как возможной основе всеобщего выживания Мира и Человечества.

— Усиление интеллектуальной базы, практически используемых или политически ориентированных форм знания об олимпийских ценностях, т.к. осознание культурно-исторической сущности олимпийских ценностей помогает нам понимать и принимать настоящее и верно оценивать исторические сложности ситуаций, складывающихся в обществе.

— Ценность правильного освоения истории происхождения и порождения олимпийских ценностей в результате ее изучения состоит именно в том, что оно помогает преобразовать скрытую, латентную историческую реальность в сознательную реальную, отчетливо понимаемую индивидуумом. Если систематическое изучение истории игнорируется обществом, то возникает реальная опасность лишения следующих поколений серьезного представления о том, каким именно образом они приобрели возможность вести тот или иной образ жизни.

— Культурные функции олимпийских ценностей заключаются в воспитании должного понимания возникновения и роста множественных и взаимно пересекающихся человеческих индивидуальностей. При этом, разумеется, должны сохраняться национальные черты и особенности, равно как и гражданство России.

— Создание стимулов для исследования именно в конкретных терминах истории и культуры олимпийских ценностей, при помощи богатых и разнообразных примеров и рассказов из ситуаций реального олимпийского движения. Осознание философской борьбы по проблемам культуры и истории порождения и происхождения олимпийских ценностей должно стать частью интеллектуального созревания каждого человека в конкретном обществе.

— Изучение структуры, содержания и функций олимпийских ценностей является важнейшей составляющей воспитания терпимости и признания ценности общего для всего человечества наследия, позволяющего пониманию нашего сложного и многостороннего прошлого.

— Понимание богатого спектра идеологии, истории и культуры олимпийских ценностей может привести непосредственно к вопросу о человеческих стереотипах, о других и, соответственно, о себе самом. Ощущение единого для всех, для человечества культурного значения олимпийских ценностей может также служить эффективным катализатором и вектором реализации человеческих действий, удаляя остатки расового неравенства, классовости и других социальных расхождений.

— Изучение олимпийских ценностей может стать для России важной социальной и культурной функцией профессиональной подготовки специалистов для целого ряда специальностей и занятий, например, при подготовке будущих преподавателей истории, историков-исследователей, публицистов, археологов и других хранителей материального и духовного наследия, библиотекарей, журналистов, специалистов сферы физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. Именно при подготовке этих специалистов знание истории, культуры и функций олимпийских ценностей играет существенную, важнейшую профессиональную роль.

В заключение можно сказать, что понятия «человек культуры» и «культурный человек» не идентичны. Под культурным человеком понимается конкретная личность, овладевающая культурным наследием в данный исторический период, в определенной социальной среде. Человек культуры — это некий совокупный образ, складывающийся в общественном сознании, где собраны идеальные представления о человеке, характерные для любого исторического периода и различных пространственно-средовых условий. Культура здесь выступает тем жизненным, воспитательно-обучающим пространством, которое, обеспечивая взаимопроникновение субкультур общества и личности, содействует их взаимному со-развитию. Идеальные представления о человеке, обществе, культуре, выступающие частью понятия «человек культуры», присваиваясь конкретным человеком, становится его сущностью, внутренней позицией и отражаются в его личной культуре. Идеальный образ человека культуры сегодня выступает тем воспитательным ориентиром, достижение которого обеспечивает универсальное развитие человека и самой культуры во всей их сложности.

Многие ученые подчеркивают, что образование является механизмом трансляции культуры. Культура и образование во все времена, независимо от характера экономических, политических и прочих социальных обстоятельств находились во все времена в достаточно тесной связи. Образование, несомненно, может рассматриваться как один из важнейших механизмов трансляции, распространения, ускорения или, напротив, (что гораздо менее востребовано), трансформации культурных ценностей. Вот почему образовательные системы так важны для распространения, освоения и усвоения содержания интеллектуальных олимпийских ценностей. Распространение и закрепление олимпийских ценностей может обнаруживать себя в самых разных культурных феноменах — в формировании той или иной системы культурной стратификации в обществе, в характере стереотипизации стиля мышления и форм поведения, в определении границ процесса межкультурных взаимодействий и т.п.

Влияние культурного контекста олимпийских ценностей на образовательные процессы проявляет себя практически на всех уровнях системы образования — в рамках начальной, общеобразовательной школы, в системе высшего профессионального образования, в просвещении, в институциональных и не институциональных формах социализирующейся практики, что на многолетней практике доказал профессор, почетный Вице-президент Олимпийского комитета России В. С. Родиченко со своими многочисленными учениками. Анализ особенностей этого влияния, его границ и возможностей, технологий реализации и эффективности воздействия применительно к каждому структурному уровню и элементу образовательной системы является предметом не просто научного, но и социально важного, практически значимого изучения.

Рассмотрение образования как механизма трансляции интеллектуальных культурных олимпийских ценностей, как института, формирующего кадровый потенциал, необходимый для обеспечения всех видов деятельности в контекстах: научно-образовательном, социально-образовательном, а также собственно образовательном.

Таким образом, в многомерном пространстве интеллектуальной культуры России достойное место должны занимать олимпийские ценности, выполняющие функции формирования и развития активной личности человека нашего общества. В преддверии своего 90-летия академик Дмитрий Сергеевич Лихачев написал такие строчки на авантитуле «Декларации прав культуры»: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества. Смысл жизни можно обрести только через приобщение к культуре». Мы же можем только добавить, что смысл жизни россиянина может обогатиться за счет активного познания, освоения и присвоения содержания олимпийских ценностей.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.02.2018)
Просмотров: 123 | Теги: Олимпийские | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь