Понедельник, 29.05.2017, 01:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОХРАНА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ШЕЛУДЬКО А.А.,
старший оперуполномоченный ОМСН «Булат»
КМ ГУВД по Московской области, соискатель кафедры
ОРД ОВД Калининградского юридического института МВД России


ОХРАНА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



Федеральный  закон  «Об  оперативно-
розыскной деятельности определяет содер-
жание оперативно-розыскной деятельности,
осуществляемой на территории Российской
Федерации, и закрепляет систему гарантий
законности  при  проведении  оперативно-ро-
зыскных мероприятий [2].
В  преамбуле  Федерального  закона  в
сжатом,  концентрированном  виде  указано
на его предназначение и характер.
Одна из основных задач этого закона
- защита жизни и здоровья граждан от пре-
ступников. Об этом говорится и в законе «О
полиции»,  в  ст.1:  «Полиция  предназначена
для защиты жизни, здоровья, прав и свобод
граждан Российской Федерации» [3]. В ст.18.
Федерального  закона  «Об  основах  охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»
[4] читаем, что граждане Российской Феде-
рации имеют право на охрану здоровья. На
это же указывает п.1. ст.41 Конституции Рос-
сийской Федерации [1], что каждый гражда-
нин  имеет  право  на  охрану  здоровья  и  ме-
дицинскую помощь, а в п.3 указанной статьи
прописано, что сокрытие должностными ли-
цами  фактов  и  обстоятельств,  создающих
угрозу для жизни и здоровья людей, влечет
за  собой  ответственность  в  соответствии  с
федеральным законом.
При  проведении  ОРМ  могут  возник-
нуть  ситуации,  когда  здоровье  человека,
гарантированное  ему  Конституцией,  может
подвергнуться ущербу или угрозе, а для со-
трудников  полиции  это  может  обернуться
уголовной ответственностью. По своей сути
ОРМ  направлены  на  добывание  информа-
ции, выявление скрытых (скрываемых) пре-
ступлений,  признаков  и  фактов  преступной
деятельности,  их  субъектов,  розыск  скрыв-
шихся  лиц.  ОРМ  носят  четко  выраженный
разведывательно-поисковый  характер  и
осуществляются как гласно, так и негласно,
а также могут носить смешанный, гласно-не-
гласный характер.
Приведем  пример.  Следователи  и  со-
трудники ГУВД Петербурга 21 апреля 2009 г.,
чтобы добыть улики против настоящих орга-
низаторов и заказчиков, организовали мас-
штабную инсценировку заказного убийства
с привлечением внимания журналистов [5].
На  следующий  день  представите-
ли  правоохранительных  органов  собрали
пресс-конференцию.  Они  рассказали,  что
убийство  было  инсценировано,  благодаря
чему  организаторы  преступления  найдены
и  задержаны.  На  пресс-конференции  вы-
ступила потерпевшая. Она рассказала, что
ей пришлось скрывать информацию о гото-
вящейся  инсценировке  преступления  даже
от родных. На самом деле «киллер» просто
втолкнул  ее  в  машину  и  облил  бутафор-
ской  кровью,  после  чего  женщину  отвезли
в  Следственное  управление  Петербурга.
Однако  присяжные  в  ходе  судебного  раз-
бирательства  сочли  вину  подозреваемого
(Лукина) недоказанной.
Оперативные  сотрудники  полиции,
инсценировавшие  смерть  женщины,  чтобы
поймать  убийц,  о  жизни  и  здоровье  род-
ственников, узнавших о ее страшной гибели
по телевизору, при разработке плана меро-
приятий проведения ОРМ, как видно из ма-
териалов следствия, не учли.
В законе «Об ОРД» также не сказано,
что  субъекты  ОРД  (оперативно-розыскные
органы, их должностные лица, а также иные
физические  и  юридические  лица,  наделен-
ные  государственно-властными  полномочи-
ями на принятие соответствующих юридиче-
ски значимых решений в ОРД и проведение
ОРМ либо участие в них) могут ограничивать
право на охрану здоровья граждан.
В Законе «Об ОРД» мы видим следую-
щие положения, касающиеся охраны здоро-
вья граждан:
- в статье 1 оперативным подразделе-
ниям  государственных  органов  дано  право
проведения  оперативно-розыскных  меро-
приятий в целях защиты жизни, здоровья;
- в статье 6 оперативным подразделе-
ниям  предписано  не  наносить  ущерб  жиз-
ни и здоровью граждан в ходе проведения
ОРМ  с  использованием  информационных
систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фото-
съемки, а также других технических и иных
средств;
- в статье 7 запрещается допуск граж-
дан  к  работам,  связанным  с  эксплуатацией
объектов,  представляющих  повышенную
опасность для жизни и здоровья людей;
- в статье 8 разрешается, в случае воз-
никновения  угрозы  жизни,  здоровью,  соб-
ственности отдельных лиц, по их заявлению
или с их согласия в письменной форме про-
слушивание  переговоров,  ведущихся  с  их
телефонов;
  -  в  статье  15  уполномоченные  орга-
ны имеют право производить, осуществлять
изъятие документов, предметов, материалов
и сообщений при решении задач оператив-
но-розыскной деятельности, а также преры-
вать  предоставление  услуг  связи  в  случае
возникновения  непосредственной  угрозы
жизни и здоровью лица;
-  в  статье  16  допускается  вынужден-
ное  причинение  вреда  правоохраняемым
интересам  должностным  лицом  органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную
деятельность при защите жизни и здоровья
граждан, их конституционных прав и закон-
ных интересов;
- в статье 18 органы обязаны принять
необходимые  меры  по  предотвращению
противоправных  действий  при  возникно-
вении  реальной  угрозы  посягательства  на
жизнь, здоровье или имущество отдельных
лиц в связи с их содействием органам, осу-
ществляющим  оперативно-розыскную  дея-
тельность, а равно членов их семей и близ-
ких.
В  правовом  поле  Закона  «Об  ОРД»
преимущественно  находятся  оперативные
подразделения, осуществляющие оператив-
но-розыскную  деятельность,  которым  дано
право  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий,  и  лица,  им  содействующие.
Что касается здоровья людей, в отношении
которых  могут  проводиться  оперативные
мероприятия и, как следствие, которые мо-
гут  нанести  ущерб  здоровью  граждан,  эти
гарантии  отсутствуют.  По  смыслу  Закона
«Об ОРД» проведение ОРМ направлено на
защиту жизни и здоровья граждан от пося-
гательства  преступников.  Налицо  противо-
речие  с  п.1.  ст.41  Конституции  Российской
Федерации, где каждый гражданин (выделе-
но автором) имеет право на охрану здоровья
и  медицинскую  помощь,  а  не  только  лица,
осуществляющие ОРД и им содействующие.
Тем более, что сокрытие должностными ли-
цами  фактов  и  обстоятельств,  создающих
угрозу для жизни и здоровья людей, может
повлечь для них уголовную ответственность
по п. 3 Конституции Российской Федерации.
Как  видим  из  приведенного  приме-
ра,  инсценировка  убийства  была  известна
только  оперативникам  и  лицу,  согласив-
шемуся на проведение этого мероприятия.
Родственники  об  этом  не  знали.  Показан-
ные  СМИ  материалы  могли  повлечь  бо-
лее тяжкие последствия для этих лиц, чем
шоковое  состояние  на  момент  увиденного
«преступления».
Конституции  Российской  Федерации
объявляет жизнь и здоровье людей высшей
ценностью и не выделяет преимущественно-
го права для органов, осуществляющих опе-
ративно-розыскную  деятельность  или  лиц,
им содействующих. При этих условиях про-
ведение ОРМ становится противозаконным,
а сведения, добытые в ходе проведения опе-
ративно-розыскной  деятельности,  не  могут
быть  использованы  на  предварительном
следствии и в судебном процессе.
На  наш  взгляд,  в  ходе  подготовки  и
планирования  ОРМ  оперативные  сотрудники
должны  учитывать  все  обстоятельства,  свя-
занные с охраной жизни и здоровья граждан, а
именно: проверять лицо (лиц) по медицинским
учреждениям на наличие у них заболеваний,
например,  сердечно-сосудистых  (ишемиче-
ская болезнь сердца и др.), которые могут по-
влечь смерть людей при определенных обсто-
ятельствах, вызванных проведением ОРМ.
В  Закон  «Об  ОРД»  необходимо  так-
же  внести  уточнения,  по  каким  ОРМ  не-
обходима  обязательная  медицинская  про-
верка лиц, участников ОРМ, чтобы в ходе
проведения  оперативно-розыскных  дей-
ствий  не  было  нарушения  ст.41  Конститу-
ции  Российской  Федерации,  а  в  статье  3
Закона «Об ОРД» данная поправка имела
бы принципиальное положение и изложена
так:  Оперативно-розыскная  деятельность
основывается на конституционных принци-
пах законности, на охране жизни и здоро-
вья, уважения и соблюдения прав и свобод
человека и гражданина, а также на принци-
пах конспирации, сочетания гласных и не-
гласных методов и средств.

Библиографический список:
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: Принята общенародным голосованием в 1993 г. // Российская газета. 1993. №248.
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349; с изменениями и дополнениями на 2011 г.).
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ.
4. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года. Вступил в силу с 1 января 2012 г.).
5. URL: http://www.gazeta .ru/social/2011/10/25/3812670.shtml.








 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 578 | Теги: жизнь, оперативно-розыскная деятельность, здоровье граждан, оперативно-розыскные мероприятия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь