Вторник, 16.10.2018, 00:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА КАСПИИ (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Мурсалиев Араз Огтай оглы

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА КАСПИИ (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В статье рассматривается сотрудничество государств Прикаспия в области защиты морской среды Каспийского моря. Отмечается, что экологические проблемы вызваны преимущественно антропогенным воздействием, при этом основным источником загрязнения является добыча нефти и газа. Первой программой международного сотрудничества на Каспии является Каспийская экологическая программа, одним из результатов действия которой стала разработка Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подписанной в 2003 г. в Тегеране. Рамочный характер Конвенции предполагает разработку и принятие дополнительных пятисторонних протоколов по отдельным вопросам. Автор анализирует положения Конвенции и приходит к выводу, что некоторые из них требуют дальнейшего развития.

Ключевые слова: Международное право, Каспийский регион, экология, охрана окружающей среды, экологическое право.

 
Каспийское море - крупнейший в мире замкнутый бессточный водоем, окруженный пятью прибрежными государствами - Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Общая протяженность его береговой линии составляет 5970 км, а наибольшая протяженность моря - 1030 км. Средняя глубина моря - 208 м, максимальная -1025 м (для сравнения максимальная глубина Байкала - 1620 м). Каспийское море питается водами более 130 больших и малых рек, среди которых Волга, Терек, Самур, Урал, Кура, Атрек, Сефи- друд1. От других морей и крупных озер Каспийское море отличается значительными колебаниями его уровня, что создает проблемы как социально-экономического, так и экологического характера, в частности для судоходства и рыболовства.

Уникальность Каспийского моря определяется не только его физико-географическими характеристиками, но и биологическим разнообразием флоры и фауны. Биота Каспия представлена в основном эндемичными видами2 (например, каспийский тюлень). Здесь обитает более 500 видов растений и 850 видов животных, включая крупнейшее стадо осетровых рыб (90 % мирового запаса).

После распада СССР возросло геополитическое значение Каспийского региона, что связано с наличием месторождений нефти и газа. Несмотря на то, что международно-правовой статус Каспийского моря не был определен, а месторождения углеводородов были изучены недостаточно, новые независимые республики начали их освоение, руководствуясь при этом необходимостью укреплять собственную независимость и стабилизировать внутреннее социально-экономическое положение.

Энергетический и экономический потенциал Каспия стал ключевым фактором для экономического развития Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Интерес стран Запада к проектам по освоению каспийских углеводородов и их транспортировке был использован Прикаспийскими государствами для привлечения инвестиций в разработку месторождений, что способствовало их экономическому развитию. Тем не менее западные страны рассматривали углеводородные ресурсы Каспия в первую очередь в качестве инструмента внешнеполитической стратегии и только потом - в качестве альтернативного (не основного) источника энергии[1]. Внерегиональные государства, такие как США и страны ЕС, а сейчас также и Китай, по-прежнему заинтересованы в каспийских углеводородах и контроле над направлениями их экспорта.

Однако в последнее время Каспийское море все больше привлекает внимание экологов в связи с возрастающим загрязнением окружающей среды региона.

Экологические проблемы Каспийского региона вызваны преимущественно антропогенным воздействием и приводят к ухудшению здоровья и условий жизнедеятельности населения, истощению биологических ресурсов, загрязнению окружающей природной среды и деградации водных и наземных экосистем. Антропогенная нагрузка на акваторию Каспия носит комплексный характер и включает такие факторы, как судоходство, рыболовство, загрязнение моря из наземных источников, загрязнение сточными водами рек, впадающих в Каспий. В последнее время к факторам антропогенного воздействия добавилась добыча нефти и газа[2], а также транспортировка нефти водным путем.

Среди угроз окружающей среде, исходящих от нефтегазовых предприятий, первое место занимают аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, что представляет особую опасность для морской среды и биоресурсов[3]. При нефтяных разработках каспийских месторождений в воду попадает около миллиона тонн нефти ежегодно[4].

Биоресурсы Каспия и его экосистема в целом неделимы. Единство экосистемы поддерживается активной горизонтальной и вертикальной циркуляцией вод, миграцией рыбы и тюленей, которые охватывают не только акваторию, но и устья рек[5].

Поэтому неблагоприятное воздействие приобретает трансграничный характер и сказывается на всей акватории, независимо от межгосударственного разграничения и правового статуса Каспия. В этой связи обоснованным представляется объединение усилий всех прибрежных стран для сохранения экосистемы Каспийского моря и согласование общепризнанных правил, регулирующих экологически значимые вопросы. В то же время расширению природоохранного сотрудничества и устойчивому развитию региона также будет способствовать решение проблемы международно-правового статуса Каспийского моря путем принятия соответствующей Конвенции.

Несмотря на разногласия по правовому статусу Каспийского моря, прибрежные государства заявляли о необходимости сотрудничать в области охраны окружающей среды. Первой программой международного сотрудничества на Каспии стала Каспийская экологическая программа (КЭП), реализация которой началась в 1998 г. Поддержку программе оказывали Глобальный экологический фонд, Программа развития ООН, ЕС/ТАСПС, Всемирный банк и Программа ООН по окружающей среде. Целью КЭП являлись достижение устойчивого экологического развития и управление окружающей средой Каспийского моря (включая биологические ресурсы и качество воды) для получения наибольших долгосрочных благ для населения региона с одновременным сохранением здоровья людей, обеспечением экологической целостности региона и его устойчивости для будущих поколений[6].

Деятельность КЭП в первые годы ее существования охватывала такие направления, как проведение трансграничного анализа (научно-техническая экспертиза региональных экологических проблем, выявление приоритетных задач, оценка воздействия на окружающую среду и экономику) и подготовка соответствующего отчета, разработка стратегической программы действий и национальных планов действий, а также разработка Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря.

Несмотря на то, что КЭП могла стать своего рода механизмом координации усилий Прикаспийских государств в вопросах охраны окружающей среды и сохранения его биоразнообразия, в результате ее деятельность свелась к лоббированию интересов нефтегазовых корпораций, которые стремились к беспрепятственной эксплуатации углеводородов Каспия. Усилия КЭП были направлены на контроль за всей эколого-экономической деятельностью в регионе, при этом поддерживалась иллюзия независимой деятельности под видом сотрудничества с международными нефтегазовыми компаниями в области охраны окружающей среды Каспийского моря[7]. Тем не менее одним из главных положительных результатов КЭП стала разработка Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря.

Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря была подписана Прикаспийскими государствами 4 ноября 2003 г. в Тегеране (далее также - Тегеранская конвенция) и вступила в силу 12 августа 2006 г. - после ратификации всеми Договаривающимися сторонами[8].

Тегеранская конвенция стала первым юридически обязывающим многосторонним соглашением в Каспийском регионе и создала правовую основу для природоохранного сотрудничества прибрежных государств. Не затрагивая вопросы правового статуса Каспийского моря, конвенция устанавливает общие требования и организационную структуру для устойчивого управления охраной окружающей среды на Каспии. В преамбуле отмечается ухудшение состояния морской среды Каспийского моря в результате антропогенной деятельности, необходимость обеспечения того, чтобы деятельность на суше не наносила ущерба морской среде, а также важность сотрудничества Договаривающихся сторон между собой и с международными организациями в целях защиты и сохранения морской среды Каспия.

Цель конвенции сформулирована в ст. 2 и заключается в защите морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биоресурсов. Для достижения указанной цели Договаривающиеся стороны должны руководствоваться такими принципами, как принцип принятия мер предосторожности, принцип «загрязняющий платит» и принцип доступности информации о загрязнении морской среды Каспия (ст. 5).

Направления сотрудничества Договаривающихся сторон охватывают, в частности, борьбу с загрязнением, предотвращение привнесения чужеродных инвазивных видов, контроль и борьбу с ними, чрезвычайные экологические ситуации, защиту, сохранение, восстановление и рациональное использование биологических ресурсов и др11. При этом содержание конкретных направлений сотрудничества и соответствующие обязательства сторон разработаны неодинаково: наиболее подробно проработаны вопросы борьбы с загрязнением12.

Рамочный характер конвенции предполагает закрепление конкретных обязательств Договаривающихся сторон во вспомогательных документах - протоколах. В частности, предусмотрена разработка протоколов о предотвращении, снижении и контролю загрязнения Каспийского моря: из наземных источников (ст. 7); в результате деятельности на его дне (ст. 8); с судов (ст. 9); вызванного сбросом с судов под флагами Договаривающихся сторон и с воздушных судов, зарегистрированных на их территориях (ст. 10). Также предусмотрена обязанность по сотрудничеству в разработке протоколов о защите, сохранении и восстановлении биологических ресурсов (ст. 14); протоколов, устанавливающих процедуры оценки воздействия на морскую среду Каспия в трансграничном контексте (ст. 17) и др.

На первом совещании государств (июль 2004 г.), подписавших Тегеранскую конвенцию, было достигнуто соглашение о подготовке протоколов по приоритетным вопросам, вызывавшим наибольшую обеспокоенность: загрязнение из наземных источников, сохранение биоразнообразия и оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Кроме того, Стороны согласились с необходимостью дальнейшей разработки протокола о региональном сотрудничестве в случаях чрезвычайной ситуации. При разработке протоколов Стороны принимали во внимание международный опыт правового регулирования, основанный на международных конвенциях, таких как Конвенция по биологическому разнообразию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 1992 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991 г.). Следует отметить, что разработка документа, регламентирующего сотрудничество прибрежных государств в случаях масштабных разливов нефти в Каспийском море, началась еще в 2001 г.

Первым был ратифицирован подписанный в Актау 12 августа 2011 г. Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (Актауский протокол), он вступил в силу 25 июля 2016 г.

Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности был подписан в Москве 12 декабря 2012 г. (Московский протокол). Однако процесс его ратификации не завершен. Протокол о сохранении биологического разнообразия, подписанный в Ашхабаде 30.05.2014, (Ашхабадский протокол) также еще не вступил в силу[9]. Продолжается процесс согласования Протокола об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Тегеранская конвенция стимулировала принятие других многосторонних соглашений по сотрудничеству на Каспии. Так, в ходе Третьего каспийского саммита 18 ноября 2010 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море[10], в котором закреплена исключительная прерогатива Прикаспийских государств на решение всего диапазона вопросов региональной безопасности. По итогам Четвертого каспийского саммита, состоявшегося в Астрахани 29 сентября 2014 г.[11], были подписаны:
-  Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря[12] (вступило в силу 24 мая 2016 г.), в соответствии с которым учреждается Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов Каспийского моря и управлению их совместными запасами. Соглашение закрепляет приоритет сохранения водных биоресурсов Каспия перед их коммерческим использованием. В Соглашении предусматривается пятисторонний механизм регулирования рыболовства, в частности коммерческого промысла осетровых видов рыб;
- Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море (не вступило в силу), в соответствии с которым создается эффективный механизм реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в море;
- Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря (не вступило в силу), в соответствии с которым должна быть создана региональная система получения и обмена информацией о состоянии Каспия.
В то же время некоторые положения Тегеранской конвенции требуют дальнейшего развития.
Учитывая заинтересованность некоторых Прикаспийских стран в проектах по транспортировке углеводородов по дну моря, например проекте Транскаспийского газопровода[13], необходима разработка дополнительных протоколов, регулирующих вопросы загрязнения Каспийского моря в результате деятельности на его дне (ст. 8). Между тем представляется, что данный вопрос находится в тесной увязке с вопросом определения правового статуса Каспийского моря, поэтому маловероятно, что до принятия соответствующей конвенции Договаривающиеся стороны смогут достичь соглашения по деятельности на дне моря, несмотря на их приоритетную заинтересованность в разработке каспийских углеводородных ресурсов. При этом в Стратегической программе действий Конвенции, принятой на Второй конференции Договаривающихся сторон 12 ноября 2008 г., предусмотрены разработка проекта и принятие вспомогательных инструментов к Тегеранской конвенции по регулировании деятельности на дне моря. Однако отмечается необходимость изучения всестороннего подхода к устойчивому использованию морского дна и определения мер по предотвращению загрязнения в результате деятельности на дне моря[14].

Из ст. 28 Конвенции следует обязанность Договаривающихся сторон сотрудничать в разработке процедур обеспечения соблюдения положений конвенции и протоколов к ней каждой из Сторон. Действительно, некоторые положения Тегеранской конвенции и протоколов связаны с обязанностью каждой Стороны совершить определенные действия (например, принять все необходимые меры для применения процедур оценки воздействия на окружающую среду любой планируемой деятельности, которая может оказать негативное воздействие на морскую среду, и распространить результаты оценки среди других Сторон - ст. 17), либо связаны с национальным законодательством каждой Договаривающейся стороны (например, ст. 5 Ашхабадского протокола). Однако механизм контроля выполнения соответствующих обязанностей Договаривающейся стороной или обязания ее привести национальное законодательство в соответствие с нормами Конвенции и протоколов к ней отсутствует, равно как не устанавливается ответственность за нарушение таких обязанностей. В этой связи необходима юридическая проработка процедур обеспечения соблюдения положений конвенции и протоколов.

Ст. 29 Конвенции содержит отсылку к принципам и нормам международного права в части распределения ответственности за ущерб, причиненный морской среде Каспия в результате нарушения положений Конвенции и протоколов к ней. Однако сроки разработки правил и процедур, касающихся материальной ответственности и компенсации ущерба, также не установлены. Тем не менее в Итоговой декларации саммита Прикаспийских государств, состоявшегося 16 октября 2007 г. в Тегеране, Стороны подтвердили «принцип ответственности Прикаспийских государств за ущерб, причиненный природной среде Каспия и друг другу в результате деятельности по использованию Каспийского моря и освоению его ресурсов (ст. 12)»[15]. В совместном заявлении президентов Прикаспийских государств по итогам Четвертого каспийского саммита декларируется, что «деятельность Сторон на Каспийском море будет осуществляться на основе согласованных ими принципов», в том числе принципа «ответственности Стороны, допускающей загрязнение, за ущерб, причиненный экологической системе Каспийского моря» (п. 15)20. Однако положения Конвенции об ответственности все же требуют конкретизации.

Таким образом, в последние два десятилетия наблюдаются положительные сдвиги в природоохранном сотрудничестве Прикаспийских государств, о чем свидетельствует подписание ряда многосторонних документов. Прибрежные страны осознают важность охраны уникальной экосистемы Каспийского моря и необходимость объединения усилий в этом направлении.

В то же время ключевой интерес большинства указанных стран заключается в освоении углеводородных ресурсов Каспия, в том числе с привлечением международных нефтегазовых корпораций. При этом именно добыча нефти и газа является основным источником загрязнения Каспийского моря и прибрежной территории, что будет иметь неблагоприятные последствия не только для экосистемы Каспия, но и для населения региона. Поэтому необходим баланс между различными видами антропогенной деятельности, включая нефтегазодобычу, и природоохранными мерами.

Тегеранская конвенция является инструментом достижения такого баланса и содействия устойчивому развитию Каспийского региона. Однако в силу ее рамочного характера, предполагающего разработку и принятие дополнительных пятисторонних протоколов по отдельным вопросам, многие положения конвенции требуют дальнейшей разработки. Длительный процесс согласования протоколов, их подписания и ратификации вместе с затянувшимся урегулированием вопроса о международно-правовом статусе Каспийского моря снижают эффективность регионального природоохранного сотрудничества. Между тем только совместные усилия прикаспийской пятерки позволят сохранить Каспий и его уникальную экосистему.

Пристатейный библиографический список

1. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2016. № 11.
2. Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/785 (дата обращения: 14.10.2017).
3. Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря (Астрахань, 29 сентября 2014 г.) // СЗ РФ. 08.08.2016. № 32. Ст. 5089.
4. Итоговая Декларация саммита прикаспийских государств в Тегеране // «Вести» интернет-газета». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vesh. ru/doc.html?id=143024 (дата обращения: 14.10.2017).
5. Заявление президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана от 29 сентября 2014 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/4754 (дата обращения: 14.10.2017).
6. Документы, подписанные по итогам IV Каспийского саммита. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/4756 (дата обращения: 14.10.2017).
7. Абдурахманов Г. М., Монахова Г. А., Алдабаев А. А., Ахмедова Г. А. Границы на Каспийском море в соответствии с бассейновым принципом // Юг России: экология, развитие. 2008. № 4. С. 130-133.
8. Быстрова А. К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М.: ПМЭМО РАН, 2009.
9. Водный баланс и колебания уровня Каспийского моря. Моделирование и прогноз. М.: Триада лтд, 2016.
10. Вылегжанина Е. Е., Панасенко Д. Н. К созданию международно-правовой основы сохранения экосистемы Каспийского моря // Московский журнал международного права. 009. № 2 (74). С. 169-185.
11. Жильцов С. Каспийский регион на перекрестке геополитических стратегий // Центральная Азия и Кавказ. 2014. Том 17, выпуск 1. С. 37-51.
12. Казаков А. А., Колмыков Е. В., Журавель В. И. Комплексный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов как новый этап обеспечения экологической безопасности Северного Каспия // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2014. № 12. С. 6-12.
13. Кашин Д. В., Дегтярева Л. В. Оценка состояния вод Северного Каспия по биогидрохимическим показателям Ц Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2013. № 5. С. 60-64.
14. Кукушкина А. В. Концепция устойчивого развития (международно-правовые аспекты) / // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 23. С. 29-39.
15. Кукушкина А. В. Проблема определения территориального статуса Каспийского моря и охрана его окружающей среды (международно-правовые аспекты) II Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований / Под ред. А. В. Торкунова; Российская ассоциация междунар. исследований; МГИМО (У). М.: РОССПЭН, 2003. С. 563-575.
16. Международное право в 2 ч. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017.
17. Международное право в 2 ч. Ч. 2: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017.
18. Международно-правовые основы недропользования: учеб, пособие / отв. ред. А. Н. Вылегжанин [авт. пре- дисл. А. В. Торкунов]. М.: Норма, 2011. 528 с.
19. Шихшабеков М. М., Рабазанов Н. И., Гаджимурадов Г. Ш. Биоразнообразие и рыбные ресурсы Прикаспийского региона России Ц Юг России: экология, развитие. 2008. № 3. С. 84-86.
20. An Introduction to the Caspian Sea and the Caspian Environment Programme. - I. R. Iran: Artemis Creative Designers Co. Ltd., 2005. [Electronic resource]. - Mode of access: http://archive.iwleam.net/www.caspianenvironment. org/www.caspianenvironment.org/newsite/images/PIs/ CEP%20Booklet/CEP%20Booklet-2.zip (date of access: 14.10.2017).
21. Status of ratification. Tehran Convention. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.tehranconvention. org/spip.php?article2&lang=en (date of access: 14.10.2017).
22. Strategic Convention Action Programme. Tehran Convention. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.tehranconvention.org/cop2/Annex%202%20 SCAP%20eng.pdf (date of access: 14.10.2017).

Категория: Экология | Добавил: x5443x (06.04.2018)
Просмотров: 144 | Теги: Каспийский регион, экология, охрана окружающей среды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь