Четверг, 23.11.2017, 10:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Л.Н.Солодовченко, В.Ф.Гревцева

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

АННОТАЦИЯ. В статье описывается технология создания фонда оценочных средств как инструмента реализации компетентностно-ориентированной основной образовательной программы высшего профессионального образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенции, компетентностно-ориентированная образовательная программа, оценочные средства, фонд оценочных средств.

 

Компетентностная ориентация основных образовательных программ российской высшей школы определяет необходимость переосмысления не только содержания образовательных программ, технологий обучения, но и эффективного решения проблемы диагностики и контроля результатов обучения. Это имеет отношение ко всем этапам образовательного процесса: от входной до промежуточных и итоговой аттестаций.

В пункте 8.1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Педагогическое образование» прямо указывается на необходимость «разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников» [1, с. 23] и предлагается своего рода дорожная карта решения этой проблемы:

- оценка качества освоения ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников;

- вузом самостоятельно разрабатываются конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации по каждой дисциплине и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения;

- для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций;

- фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом [там же].

В связи с этим в современной педагогической науке и практике идет активный поиск путей решения проблемы совершенствования оценочной деятельности образовательных учреждений. Исследователи изучают теоретические основы педагогических измерений, проблемы уровневой оценки знаний, разрабатывают технологии оценочной деятельности, подходы к осуществлению оценивания учебных достижений с позиции формирующего и суммирующего оценивания и т.д. (В.П. Беспалько, В.А. Болотов, Б. Блум, Т. Хастинг, М.Б. Челышкова и др.).

Появляются работы, посвященные описанию опыта создания фондов оценочных средств [2; 3].

Однако в настоящее время не существует унифицированных подходов к оценке компетенций будущих специалистов высшей квалификации, а традиционная структура измерительных материалов требует переосмысления. Остаются до конца неразработанными технологии реализации оценивания индивидуальных достижений студентов, позволяющие решать проблему с учетом новых требований образовательного стандарта. В связи с этим разработка и внедрение способов оценки учебных достижений студентов является весьма актуальной проблемой.

Необходимость максимальной ориентации оценочных средств на будущую профессиональную деятельность, на развитие умений самостоятельно ориентироваться в производственных ситуациях и искать обоснованный выбор профессиональных действий ставит перед преподавателями-практиками новую очень сложную задачу. Очевидно, что, с одной стороны, традиционные оценочные средства в арсенале преподавателя должны быть пересмотрены и дополнены современным инструментарием, с другой стороны, сегодня преподаватели еще не готовы к решению этой проблемы.

На факультете иностранных языков была создана исследовательская группа, перед которой поставлена задача разработки теоретически обоснованной модели действий преподавателя по созданию фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплинам профессионального цикла учебного плана для текущей и промежуточной аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП ВПО бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профили «Английский язык, немецкий/французский язык», «Немецкий язык/французский язык, английский язык»).

На первом этапе преподавателям был предложен алгоритм действий по созданию ФОС (рис. 1).

 
Рис. 1. Алгоритм действий преподавателя по созданию ФОС

Преподаватель начинает разработку ФОС со структурирования содержания учебного материала дисциплины, чтобы точно определить все дидактические единицы, подлежащие усвоению. Каждой дидактической единице присваивается определенный код.

Таблица 1
Кодификатор элементов содержания дисциплины «Методика обучения первому иностранному языку»


Затем определяются требования к уровню усвоения дидактических единиц (таблица 2).

В качестве примера приведем кодификатор дидактических единиц первого модуля дисциплины «Методика обучения первому иностранному языку». В первом столбце указан код модуля и темы. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Курсивом выделены дидактические единицы, проверяемые на зачете. Остальной учебный материал является объектом текущего контроля (таблица 1).

Таблица 2
Перечень требований к уровню подготовки студентов, достижение которых проверяется на зачете по дисциплине «Методика обучения первому иностранному языку»

Далее преподаватель выделяет группы компетенций с целью их систематизации, а также определяет дидактические единицы дисциплины, направленные на формирование выделенных компетенций. Он составляет матрицу компетенций, формируемых дисциплиной.

Следующим шагом является определение диагностического инструментария для оценивания индивидуальных учебных достижений студентов (знаний, умений, компетенций или их частей) и составление паспорта ФОС по следующей схеме (таблица 3).

 
Таблица 3
Паспорт фонда оценочных средств дисциплины «Методика обучения первому иностранному языку». Текущий контроль

Исследовательской группой были определены оценочные средства и требования к ним. Выделены базовые оценочные средства практических и теоретических дисциплин для текущего контроля и промежуточной аттестации.

В качестве основных требований к оценочным средствам были выделены следующие. Комплект оценочных средств должен:
- соответствовать содержанию рабочей программы учебной дисциплины, образовательным
технологиям, используемым в преподавании учебной дисциплины;
- обеспечивать использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
- содержать традиционные и интерактивные оценочные средства для проверки знаний, умений и навыков, частей компетенций и компетенций в целом.

Анализ рабочих программ по дисциплинам и опрос преподавателей факультета позволили определить основные виды оценочных средств.

ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Теоретические дисциплины

Текущий контроль

Традиционные формы контроля:
1) бланочные и/или компьютерные тест;
2) реферат;
3) доклад или сообщение с использованием мультимедийных средств;
4) ситуационное (кейс)задание;
5) устный опрос;
6) практическое задание;
7) эссе.

Интерактивные формы контроля:
1) дискуссия (круглый стол, линейная дискуссия);
2) групповой проект.

Промежуточная аттестация
1) зачет опрос/собеседование;
2) экзамен опрос/собеседование;
3) портфолио;
4) проект.

В помощь преподавателю, разрабатывающему фонд оценочных средств по дисциплине, предложена их содержательная характеристика, которая может служить ориентиром для разработки конкретных заданий. Ниже приведем примеры содержательной характеристики некоторых оценочных средств (таблица 4).

Таблица 4
Содержательная характеристика оценочных средств

Преподаватель имеет возможность комбинировать оценочные средства, чтобы обеспечить оценивание учебных достижений студентов по схеме: знание - умение - компетенция.

Очевидно, что объективность оценивания значительно повышается, если преподаватель вооружен критериальным аппаратом. Исследовательская группа разработала критериальный аппарат к оценочным средствам в виде шкал оценивания. Приведем пример одной из них (таблица 5).

Таблица 5

Шкала оценивания summary (краткого изложения содержания текста)

 

Апробация предложенной технологии на факультете иностранных языков показала, что она имеет достаточно универсальный характер и может использоваться для разработки фонда оценочных средств по всем дисциплинам бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Английский язык, немецкий/французский язык», «Немецкий язык/французский язык, английский язык»).

 

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс]. - (Ьйр://минобрнауки.рф).
2. Галкина Л.A. Подходы к созданию фонда оценочных средств для контроля качества обучения в системе высшего профессионального образования / Л.A. Галкина // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2011. - № 4. - С. 50-53.
3. Михайлова Н.С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ / Н.С. Михайлова. - (http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781487).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (08.06.2017)
Просмотров: 223 | Теги: компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь