Воскресенье, 04.12.2016, 19:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1995-2010 ГОДАХ (промежуточные итоги реализации пенсионной рефо

А.Э. Сахабутдинова

Департамент экономического развития Администрации Кемеровской области

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1995-2010 ГОДАХ

(промежуточные итоги реализации пенсионной реформы)

 

На современном этапе развития общества, когда особую угрозу социальной стабильности создают структурные проблемы экономики, рост дифференциации в доходах населения, а также негативные изменения демографической ситуации, вопрос обеспечения социальной защиты как отдельной личности, так и всего населения государства в целом представляется наиболее актуальным.

Мировая практика построения национальной системы социальной защиты выработала две её формы: социальное обеспечение и социальное страхование. Поскольку от организации системы социальной защиты зависит социальное воспроизводство всего населения страны, социально-психологическое состоя-ние людей, стабильность функционирования общества, задача обеспечения социальной защиты приобретает общегосударственное значение.

Социальное обеспечение - это установленная государством система со­циально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граж-дан в старости и при нетрудоспособности, по медицинскому обслуживанию и лечению и в иных предусмотренных законом случаях.

В любой стране система социального обеспечения определяется зако­нодательно. В России правовая основа института социального обеспечения за-креплена Конституцией, ст. 39: «Каждому гарантируется социальное обеспе-чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных компонент системы социального обеспечения.

Современное состояние системы пенсионного обеспечения населения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-

экономических проблем, что стало причиной разработки программы её ре­формирования. Реформирование пенсионной системы вызвано необходи­мостью сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку пре­старелых людей с финансовыми возможностями страны. При этом генеральной целью проведения всех преобразований является повышение благосостояния пенсионеров, уровня их пенсионного обеспечения.

Необходимость проведения реформирования пенсионной системы осо­знавалась органами государственной власти Российской Федерации и с 1995 г. неоднократно получала своё нормативное закрепление в актах Правительства Российской Федерации.

В программных документах срок окончания пенсионной реформы не указан, однако с момента принятия первого нормативного акта, в котором определялись её цели и задачи, прошло более 15-ти лет. Это вполне достаточный срок, чтобы подвести промежуточные итоги реформы и определить скорость её движения к поставленным целям.

Автором настоящей статьи с целью оценки достижения генеральной цели пенсионной реформы проведён комплексный сравнительный анализ динамики уровня жизни пенсионеров России в целом и Кемеровской области в частности за период 1995-2010 годов. В ходе анализа использовались макроэкономические показатели, характеризующие уровень жизни пенсионеров, сгруппированные автором по двум направлениям: показатели, характеризующие численность пенсионеров и её структурный состав, и показатели, характеризующие доход, получаемый пенсионерами.

1. Численность пенсионеров и её структурный состав

Общая численность пенсионеров в течение всего анализируемого периода постоянно росла. В 2010 г. в России она составила 39,71 млн человек - увели-чилась на 1,88 млн человек по сравнению с 1996 г., или на 5 %. На этом фоне прирост численности получателей пенсии в Кемеровской области был ниже -3,8 % в 2010 г. к уровню 1996 г. (на 30,3 тыс. человек).

При этом в целом за 15 лет общая численность населения России снизилась на 3,2 %, тогда как в Кемеровской области ситуация складывалась более нега-тивно, где общая численность жителей сократилась на 8,9 %.

В результате, удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения страны рос более медленно, чем в Кемеровской области. Показатель в среднем по России увеличился на 2,1 процентного пункта (с 25,7 до 27,8 %), по региону - на 3,7 процентного пункта (с 26,4 до 30,1 %). Следует отметить достаточно высокую долю численности пенсионеров в общей численности на-селения как России в целом, так и Кемеровской области в частности. Для срав­нения, в США удельный вес пенсионеров составляет порядка 10 % [5].

Для определения интенсивности так называемой пенсионной нагрузки на занятое в экономике население было рассчитано соотношение численности населения, занятого в экономике, и общей численности пенсионеров (рис. 1). За 15 лет в среднем по России показатель сократился с 1,79 человека в 1995 г. до 1,70 человека в 2010 г., или на 4,9 %, в Кемеровской области - с 1,73 до 1,56 человека, или на 10,1 %. Другими словами, пенсионная нагрузка на работающее население значительно возросла.

При этом следует отметить, что оптимальным считается соотношение 3 к 1, т.е. на одного пенсионера должно приходиться не менее трёх работающих граждан.

В структуре численности пенсионеров в разрезе видов получаемых пен­сий преобладают получатели пенсий по старости, и в течение анализируемого периода их доля принципиально не изменяется - 75-80 % в целом по России, что сопоставимо со значением показателя по Кемеровской области. Вместе с тем более существенно возросла доля работающих пенсионеров в их общей численности. Так, в среднем по стране только с 2000 г. показатель увеличился в 2,02 раза, по Кемеровской области - в 1,86 раза. При этом постоянный его рост отмечается с 2002 года.

В структуре численности работающих пенсионеров более быстрыми темпами в сравнении с остальными категориями получателей рос удельный вес получающих пенсию по старости, что вполне объяснимо.

 

2. Пенсионные доходы

Основным источником доходов пенсионеров в России, безусловно, яв­ляются сами пенсии, основная часть которых выплачивается из средств госу-дарства, т.е. из Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение анализируемого периода номинальный размер назначенной месячной пенсии имел положительную динамику и в целом по России уве­личился со 188,1 рубля в 1995 г. до 7476,3 рубля в 2010 г., в Кемеровской области - с 277,7 рубля до 7570,4 рубля соответственно. Средний размер назначенной месячной пенсии в Кемеровской области устойчиво превышал общероссий­ский - от 4,9 до 47,6 %.

В реальном выражении, т.е. с учётом индекса потребительских цен, пенсии в среднем по стране выросли в 2,1 раза, по региону - в 2,8 раза. При этом темпы роста реальных пенсий в течение анализируемого периода были неодинаковы в разные годы (рис. 5, 6).

Если также сравнить темпы роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения, то темп повышения уровня благосостояния пен-сионеров Кемеровской области относительно работающего населения был более высоким в периоды 1996 г., 1999-2002 гг. и 2007-2010 годов.

В целом по России эти периоды были короче, и более позитивная динами-ка роста благосостояния получателей пенсий в сравнении с работающим насе­лением отмечена в 1996 г., 2000-2002 гг. и 2008-2010 годах. Это вполне объ­яснимо более высоким уровнем развитости системы социальной поддержки пенсионеров в Кемеровской области.

 

Для анализа уровня жизни пенсионера большое значение имеет оценка его жизненных потребностей и расходов, определяемых с помощью потреби-тельской корзины, т.е. набора продуктов питания, непродовольственных това-ров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и жизнедеятельности. Стои-мостную оценку потребительской корзины пенсионера выражает показатель прожиточного минимума пенсионера.

Сопоставление среднего размера назначенной пенсии с величиной про-житочного минимума, который пенсионеры потенциально могли бы прибрести на свою пенсию, позволяет наглядно охарактеризовать количественную и каче-ственную сторону жизненного уровня пенсионеров. Данное сопоставление вы­ражается через показатель покупательной способности пенсии. Так, если со-отношение равно 1, то это свидетельствует, что жизненный уровень пенсионера находится на уровне прожиточного минимума. При величине покупательной способности выше 1 жизненный уровень пенсионера может характеризовать­ся как относительно высокий. При негативной ситуации, в случае низкой поку-пательной способности - ниже 1, жизненный уровень пенсионера не обеспе-чивает, по сути, даже физического выживания [4].

Вместе с тем следует иметь в виду, что величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемого в субъектах Российской Федерации, существен-но отличается от региона к региону, что отражается на уровне жизни пенсио-неров в данных регионах. Так, прожиточный минимум пенсионера в Кемеров­ской области в течение анализируемого периода вплоть до 2003 г. устойчиво превышал среднероссийский уровень (на 17,7 % - 113,6 %). Однако с 2004 г. отмечено его резкое сокращение в отношении среднего значения по России и нарастание разрыва между данными уровнями (рис. 7).

Это в свою очередь отразилось на изменении покупательной способности пенсии Кемеровской области. Так, в 1995-2000 гг. в динамике соотношения среднего размера пенсии и величины прожиточного минимума в Кемеровской области прослеживается в большей степени обратная тенденция в сравнении со среднероссийским значением показателя. Если в 1998-2003 гг. покупатель­ная способность средней пенсии в Кузбассе была в 1,1-1,7 раза ниже общерос­сийской, то с 2004 г. ситуация значительно изменилась в лучшую сторону (рис. 8).

Следует также отметить, что с 1995 г. в целом по стране наблюдалось па-дение уровня покупательной способности и только с 2008 г. положение стало выправляться. Существенное влияние здесь оказал пересмотр подходов к про­ведению пенсионной реформы и принятие Правительством РФ Программы со-вершенствования пенсионной системы, а также валоризация пенсий.

Важным показателем развитости и платежеспособности пенсионной сис-темы в стране, а также уровня благосостояния пенсионеров является коэффи­циент замещения заработной платы, рассчитываемый как отношение средней пенсии к средней заработной плате.

Основной целью проводимой пенсионной реформы является достижение коэффициента замещения 40 %. Однако с 1995 г. по 2006 г. наблюдалась его негативная динамика как по России в целом, так по Кемеровской области. При этом наиболее низкое значение (менее 30 %) в Кемеровской области наблю­далось в 2005-2008 гг., в России в целом негативный период был более длитель­ным - с 2003 г. по 2009 год.

Несмотря на наметившееся повышение уровня коэффициента замещения, с 2007 г. его значение по стране остаётся неэффективным, и в 2010 г. данный показатель по России был ниже уровня 1995 г. на 4,1 процентного пункта. В Куз­бассе, наоборот, в 2010 г. отмечен рост по сравнению с 1995 г. на 0,6 процентного пункта (рис. 9).

Проведённый анализ показал, что промежуточным итогам реализации пенсионной реформы в Российской Федерации достаточно проблематично дать однозначную оценку.

Тем не менее выявленные негативные характеристики уровня жизни рос-сийских пенсионеров свидетельствуют о необходимости выработки более эф­фективных мер как по обеспечению устойчивости национальной пенсионной

системы, так и по повышению уровня благосостояния нынешних и будущих поколений пенсионеров.

 

Список литературы

1.        Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 705 с.

2.        Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2010. 813 с.

3.        Синявская О.В. Российская пенсионная реформа: куда идти дальше? // SPERO. 2010. № 13. С. 187-210.

4.        Аналитическая записка по результатам оценки степени достижения отдельных целей пенсионной реформы [Электронный ресурс] // Бюллетень Счётной палаты РФ. 2007. № 1 (109). URL: http://www.ach.gov.ru/ru/bulletin/264.

5.        Сравнение пенсий в России и за рубежом [Электронный ресурс]: НАЛОГОВЫЙ ПОРТАЛ ПОДАТИНЕТ. URL: http://www.podatinet.net/ 2011030915443/news/news/sravnenie-pensii-v-rossii-i-za-rubejom.html.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 1052 | Теги: пенсионной реформы, пенсионеров, оценка, реализации, обеспечения, УРОВНЯ ЖИЗНИ, итоги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016