Воскресенье, 11.12.2016, 16:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Г. КЕМЕРОВО

А.В.Калинин, А.В.Мейзерович, И.С.Еграшин

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Г. КЕМЕРОВО

Развитие малого бизнеса в любом секторе рынка способно усилить конкуренцию, которая в свою очередь является фактором, обеспечивающим рост качества жилищной недвижимости и регулирование цен на жильё. Принимая решение о начале работ, предприниматель должен иметь возможность оценить уровень конкуренции на рынке, а также возможные перспективы его изменения. Такую возможность может обеспечить измерение индекса концентрация производства - индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index).

Ключевые слова: жилищно-строительный рынок, предпринимательство, малый бизнес, конкуренция, концентрация, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

 

Анализ динамики количественных показателей развития жилищностроительного рынка позволяет заключить, что основную проблему в развитии локального рынка жилищной недвижимости г. Кемерово составляют не количественные, а качественные отличия в уровне обеспеченности жильём, в том числе за счёт качества вводимого жилья, которое способно заменить ветхое и устаревшее жилье, улучшая его структуру и меняя рынок [6, с. 44]. Необходимо, чтобы структура предложения на рынке жилищной недвижимости соответствовала потребительским предпочтениям. При этом локальный рынок жилья Кемеровской области не может быть охарактеризован как очень динамичный, способствующий обеспечению таких качественных изменений за счёт сформированных экономических и институциональных условий [3, с. 191; 5, с. 55].
Несмотря на позитивную динамику в последние докризисные годы, Кемеровская область отстаёт по вводу жилья и от среднего показателя по стране, и от развитых российских регионов страны (занимает 22 место).

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объёмы жилищного строительства сданы в Московской области - 10,2 % от всей введённой в эксплуатацию площади жилья по России. В Краснодарском крае этот показатель составил 5,9 %, в Москве - 4,1 %, Санкт-Петербурге - 4 %, Тюменской области - 3,9 %, Республике Башкортостан - 3,3 %, Республике Татарстан и Свердловской области - по 3 %, Ростовской области - 2,9 %, Новосибирской области - 2,7 %, Челябинской области - 2,5 %, Самарской области - 2,3 %. В этих субъектах Российской Федерации построено чуть меньше половины введенной общей площади жилья в масштабе всей страны [8-10].

Таблица 1. Рейтинг регионов России по строительству жилых домов в январе-сентябре 2014 года

В составе субъектов Сибирского федерального округа Кемеровская область по объёмам вода жилья уступает только Новосибирской области и Красноярскому краю (табл. 2). В Сибирском федеральном округе в прошлом году введено жилых домов общей площадью 8,6 млн м2, что на 7,9 % больше, чем в 2013 году. Больше всего введённого жилья приходится на Новосибирскую область (2207,7 тыс. м2) [7]. Показатели ввода жилья в Кемеровской области сблизились с уровнем СФО только в 2009 г., так как области удалось избежать сокращения объёмов жилищного строительства в отличие от Красноярского края.

Таблица 2. Ввод в действие жилых домов в СФО в 2014 году

В Новосибирской, Томской и особенно Омской области в 2014 г. общая площадь коммерческого строительства выросла на 12,4 %, строительство социального жилья увеличилось в 4,5 раза. Однако эти относительные показатели не свидетельствуют о значительном росте строительства социального жилья.

Таблица 3. Динамика ввода жилья в г. Кемерово
 

Как видно из данных табл. 3, динамика коммерческого строительства свидетельствует о его поступательном росте. Объёмы индивидуального строительства увеличивались вплоть до 2013 г., а в 2014 г. несколько снизились, продолжило расти строительство социального жилья. Но по-прежнему актуальной остаётся задача роста качества жилья [3, 6, 10].
Важнейшим фактором, способствующим решению проблем качества строительства, является конкуренция.

В настоящее время развитие предпринимательской деятельности оценивают уровнем развития малого бизнеса, который является своеобразным индикатором конкуренции в экономике. Развитие малого бизнеса усиливает конкуренцию в отрасли. Показателем развития предпринимательской деятельности на рынке жилищного строительства является степень его концентрации. Для точного определения степени концентрации рынка жилищного строительства необходимо обозначить его границы. Для этого используется два типа границ, которые определяют размер рынка: 1) продуктовая граница (определяется по предприятиям, имеющие разрешения на проведение строительных и ремонтных работ); 2) географическая граница (определяется целью исследования, к примеру, жилищно-строительный комплекс г. Кемерово).
Строительство является весьма трудоёмким производством, поэтому базовым показателем для определения размера фирмы примем численность занятых в производстве. По этому показателю в строительстве выделяют три категории фирм: 1) мелкие (малые) с численностью занятых до 100 человек; 2) средние, численность занятых на которых составляет от 101 до 200 человек; 3) крупные, где численность занятых превышает 200 человек.

В данном исследовании, основываясь на том, что в соответствии с принятым в практике анализа подходом обособленно выделяются только малые предприятия, формат которых определен законодательно [1], предлагается крупные и средние предприятия в дальнейшем рассматривать как единую группу.

Концентрация производства отражает уровень конкуренция в отрасли и означает рост удельного веса производимой на крупных предприятиях продукции в общем объёме производства. Для измерения степени концентрации производства будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal- Hirshman Index), который определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.

HHI=S21 + S22 + .... + S2n ,
где S1, S2 - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100 % выпуска всей продукции отрасли). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке [2].

В настоящее время в г. Кемерово действуют почти 700 строительных организаций, но данные по их долям в общем производстве недоступны, эти доли меняются с периодами, меньшими по продолжительности, чем периоды статистической отчётности, что не даёт возможности получить достоверную картину структуры строительного производства [4, 10, 11].

Поэтому для расчёта индекса концентрации производства возьмём первые 11 компаний, самых крупных по объёму выполненных подрядных работ, средние и крупные фирмы (табл. 4). По остальным фирмам рассчитаны средние значения (хронологические). Расчёты показывают, что индекс Херфиндаля-Хиршмана невелик и равен 426,5, т.е. находится в диапазоне от 0 до 10000.

Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что отрасль не является высоко конкурентной, т.е. основной объём строительных работ выполняется несколькими крупными застройщиками, что характеризует рынок строительных услуг г. Кемерово как олигополистический.

Однако на данном рынке имеют место и позитивные качественные тенденции. Уровни рентабельности крупных и мелких фирм примерно равные и отличаются на 0,6 % в 2008 г. и 0,9 % в 2013 году. Кроме того, рентабельность как крупных, так и мелких фирм росла соответственно на 0,7 % и 0,6 %. Небольшое различие в рентабельности между крупными и мелкими предприятиями также положительно характеризует ситуацию в отрасли [4, 6, 10].

Производительность крупных фирм в 2008 г. была в 1,24 раза выше, чем в малых, в 2013 г. — в 1,4 раза. Это характеризует отрасль не с лучшей стороны, поскольку свидетельствует о проблемах в области организации труда, но говорит о низком уровне производительности малых строительных организаций, связанном с занижением объёма выполненных подрядных работ. Мелкие фирмы выполняют большой объём строительных работ, но не отражают его в отчётности, т.е. работают на «чёрном» рынке. Делать это им сравнительно легче, чем крупным фирмам, которые, как правило, строят крупные объекты. Отметим тенденцию сокращения разницы в рентабельности между крупными и мелкими организациями, что является позитивным сигналом. Общая тенденция роста рентабельности и производительности также хорошо характеризует строительный сектор города.

Таблица 4. Расчет показателя концентрации строительного комплекса в г. Кемерово (на 01.01.2014 г.)

Вывод проведённого анализа локального рынка первичной жилищной недвижимости г. Кемерово состоит в том, что конкурентная среда здесь, хотя и фактически сложилась, всё же не является совершенной. В настоящее время на рынке жилищной недвижимости действует множество фирм, однако они различаются по масштабам деятельности и доступу к ресурсам для осуществления строительно-монтажных работ. Из-за резкого сокращения финансирования строительства крупных государственных объектов после перехода от централизованной системы управления к рыночной появились новые рыночные ниши - множество сравнительно небольших заказов от физических и юридических лиц.

Основным результатом и показателем деятельности предпринимателей в строительстве является объём введённого ими жилья. По объёмам жилищного строительства г. Кемерово занимает первое место в Кемеровской области.

В условиях развитой конкуренции, чтобы удержаться на рынке, предприниматели вынуждены учитывать все факторы, оказывающие влияние на решение инвестора (покупателя) о приобретении жилья у конкретной компании.

Для выявления факторов, наибольшим образом влияющих на инвестиционную привлекательность жилищного строительства, методом экспертных оценок с помощью анкетирования было проведено исследование, целью которого было выявить наиболее значимые для предпринимательской деятельности факторы и оценить их значение.

Анкетирование проводилось во время конгрессных мероприятий, проводимых в рамках профессиональных строительных выставок, работающих в 2009-2013 гг. в г. Кемерово. Анкеты заполняли риелторы, руководители и специалисты строительных компаний (500 человек). Это не требовало значительного времени, поэтому эффективность анкетирования (отношение заполненных и выданных анкет) близка к 100 %.

В ходе анкетирования респондентам задавался один вопрос: «Какие факторы, по Вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на инвестора при принятии им решения об инвестициях в жилищное строительство?». Оценка степени влияния каждого риска проводилась по балльной системе (от 1 до 5 баллов). Опрос был индивидуальным, очным и персональным. Полученные результаты представлены на рисунке.
 

Рис. Влияние основных факторов на инвестиционную привлекательность объектов жилищного строительства: А - ценовой фактор; В - качественные характеристики строящегося (заказанного) жилья; С - мероприятия компании по привлечению инвестиций; О - деятельность компаний-конкурентов; Е - этап инвестирования; Б - состояние рынка недвижимости; П - социальное поведение потребителей; Н - состояние экономики региона

Из всех факторов самым значительным и важным по степени его влияния на уровень инвестиционной привлекательности респондентами была выбрана цена жилья - 474 балла из 500 возможных. Второе место в группе занимают качественные характеристики жилья - 435 баллов, и третье место досталось фактору состояния экономики региона - 390 баллов. Как видно из анализа ответов респондентов, их не очень занимает деятельность конкурентов на рынке. Это свидетельствует о достаточно широком выборе вариантов инвестирования жилищного строительства. В связи с этим можно заключить, что конкуренция на рынке строительства жилья практически не влияет на процессы на этом рынке. Руководители строительных организаций также не считают этот фактор существенным для принятия предпринимательских решений, что может рассматриваться как дополнительное привлекательное для предпринимателей условие в пользу выбора деятельности на жилищно-строительном рынке.

Коэффициент конкордации (согласия), размер которого позволяет судить о степени согласованности мнений респондентов, равен 0,98337, что говорит о высокой согласованности мнений респондентов. Коэффициент состоятельности (надёжности) также очень близок к единице (0,98), и это свидетельствует о высокой надёжности теста.

Таким образом, на привлекательность строительства для потенциальных инвесторов (покупателей объектов жилищной недвижимости) значительно влияют следующие группы факторов: цена жилья, его качественные характеристики и состояние экономики региона, и практически не значимым фактором является конкуренция.

Список литературы

1. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-1 (ред. от 30.11.1994 г.).
2. Билл Дрейтон. Сила новых идей. Портал «Новый бизнес: социальное пpeдпpинимaтeльcтвo/http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/bill-dreyton-sila- novyh-idey.html#ixzz3cG5YTUN7.
3. Исупова О.А., Оськина НА. Оценка факторов предпринимательской привлекательности региона (на примере рынка жилищного строительства в г. Кемерово) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 6. С. 191-198.
4. Исупова О.А. Калинина А.В., Мейзерович А.В. Оценка социально- экономических условий развития предпринимательства на локальном рынке жилищной недвижимости // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). № 7. 2015. С. 64-74.
5. Лапин А.С. Институциональные аспекты рыночного взаимодействия в жилищной сфере // Российское предпринимательство. 2012. № 22 (220). С. 48-56.
6. Лапин А.С., Исупова О.А. Сущность и содержание предпринимательского подхода к развитию рынка жилищной недвижимости // Социогуманитарный вестник. 2013. № 1 (10). С. 40-46.
7. Новосибирская область сохранила лидерство по вводу жилья в РФ и СФО // Всё о новостройках. № 3 (130), март, 2015.
8. Рынок жилья РФ // URL: http://www.gilfond.ru.
9. Рынок недвижимости России // URL: http://www.realtymarket.ru.
10. Экономические данные по Кемеровской области 2009-2013 гг. // Пресс-служба Администрации Кемеровской области. URL: http://www.kemervo.su. 02.03.15.
11. Экономические данные: Строительство жилья и объектов социально-культурной инфраструктуры в Кемеровской области. Аналитическая записка. Кемерово, Кемстат, 2014.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (21.04.2016)
Просмотров: 344 | Теги: индекс Херфиндаля-Хиршмана | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016