Понедельник, 05.12.2016, 07:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ В МАСЛОЖИРОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ В МАСЛОЖИРОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК


З.Н.Козенко, Н.В.Иванова

ФГОУ ВПО  Волгоградская государственная сельскохозяйственная  академия


Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области по проекту «Совершенствование управления производством и сбытом масложирового подкомплекса АПК Волгоградской области» № 11-12-34013а/В


Устойчивое и гарантированное обеспечение страны продовольствием, особенно основными видами, к которым относятся масличное сырье и продукты его переработки (растительные масла, маргарин, майонез), является одним из условий национальной безопасности и важной составляющей агробизнеса, приносящей значительную долю доходов для абсолютного большинства производителей. Находя применение во многих отраслях промышленности (хлебопекарной, пищевой, кондитерской, консервной, лакокрасочной, медицинской и др.), масложировая продукция формирует межотраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве, но и во всей экономике страны: на национальном, региональном и локальном уровнях.

Протекающие в условиях регионализации экономики трансформационные процессы в АПК привели к нарушению организационно-экономических отношений в масложировом подкомплексе, разбалансированности рынка масличных, значительному спаду производства и сбыта продукции. Слабыми звеньями в отрасли остаются материально-техническое обслуживание, внедрение инновационных технологий, а также экономический механизм взаимоотношений в процессе доведения продукции до потребителя [4, с. 40].

Несмотря на создание в 1997 году Союза оптовых продовольственных рынков, главной целью которого являлось стимулирование и регулирование сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на федеральном уровне отсутствовала специальная законодательная база, регламентирующая услуги оптовой и розничной торговли. На многих агропродовольственных рынках иностранным кампаниям и крупным продуктовым ритейлерам предоставлялись более льготные условия и выделялись лучшие торговые площади с развитой инфраструктурой,  в то время как основная часть отечественных производителей масложировой продукции не имела возможности в полной мере конкурировать со специализированными дистрибьюторами.

С принятием в 2006 году Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» основной тенденцией, характерной для большинства российских региональных и муниципальных оптово-продовольственных рынков, явилось значительное улучшение качества реализуемой продукции и предоставление более цивилизованных условий для сбыта [7, с. 17]. В районах и городах России появляются благоустроенные локальные рынки, где сельхозтоваропроизводители могут продавать свою продукцию. Например, в Волгоградской области количество таких торговых мест в  2010 году составило более 8 тысяч, а согласно закону к началу 2013 года все рынки, работающие в сельских районах, должны быть перемещены в капитальные сооружения и оборудованы [6]. Средства на их строительство или реконструкцию должны изыскиваться муниципалитетами под контролем соответствующих структур и ведомств, создавая в местах торговли условия, гарантирующие покупку свежей, безопасной и качественной продукции.

Сохраняется тенденция опережения роста объема продаж торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в стационарной торговой сети. В частности, в Волгоградской области отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата от дискаунтеров до гипермаркетов, растет число крупноформатных торговых предприятий, многофункциональных центров [3, с.122].

Существенные изменения в организацию сбытовой деятельности в АПК внес вступивший в силу с 1 февраля 2010 г. закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», содержащий 3 ключевых положения, которые отрицательно скажутся на работе продуктовых ритейлеров, но будут иметь весьма положительные последствия для сельхозтоваропроизводителей [8, с. 9]. Законом вводятся ограничения: 1) по отсрочке платежей поставщикам в зависимости от категории продуктов; 2) доминированию на рынке в границах субъекта РФ (не более 25 % рыночной доли); 3) максимальному размеру вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю (не более 10 %). При этом Правительству РФ предоставлено право для стабилизации розничных цен устанавливать предельно допустимые их размеры на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости сроком не более 90 дней.

Во многом данные меры были вызваны неблагоприятной конъюнктурой, складывающейся на аграрных рынках. Осуществленная нами оценка динамики развития рынка масложировой продукции на федеральном уровне показала, что в настоящее время он характеризуется низким экспортным потенциалом, недостаточным собственным производством маслосемян и значительной долей импорта растительных масел, что ослабляет внимание к развитию отечественного товаропроизводителя, обрекая его на техническое отставание и неконкурентоспособность. Наиболее существенно в 2008-2010 гг. сократились объемы производства и продаж масличных культур в Южном и Приволжском федеральных округах. В основных регионах-продуцентах высокими темпами уменьшалась отгрузка подсолнечника сельхозорганизациями.

Показательным в этом отношении является пример Волгоградской области, хозяйства которой,  по оценкам Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, составляют  более 15 % членов клуба «Подсолнечник-100» и оказывают существенную роль в  производстве и сбыте масложировой продукции Российской Федерации, обеспечивая уровень рентабельности продаж на 16-48 % выше, чем в остальных хозяйствах России. В 2006-2008 гг. объем реализации семян масличных культур в Волгоградской области уменьшился почти на 37,6 %, а подсолнечника – на 38,2 %, но уже в 2009 году из-за снижения объемов производства наблюдался резкий (на 31,6 %) рост спроса на данную продукцию (табл. 1 по [1, с. 180]).

В 2010 году как в регионах, так и по России в целом, ситуация на рынке масличных складывалась под влиянием более низких, по сравнению с 2009 годом, начальных запасов и высокого спроса со стороны потребителей. Недостаток маслосемян обусловил уменьшение объемов производства и реализации масличных культур в РФ, особенно подсолнечника (на 17,3 %). Производство растительных масел снизилось на 6,0 %. В то же время для удовлетворения рыночных потребностей в 2,2 раза увеличились физические объемы импорта подсолнечного масла.


Ценовая конъюнктура семян масличных культур в 2008-2010 гг. на внутреннем рынке складывалась под влиянием низкого уровня сырьевых ресурсов и увеличения спроса со стороны маслоперерабатывающих предприятий. Уровень цен реализации подсолнечника в декабре 2010 года, по аналитическим данным официального интернет-портала Минсельхоза РФ [5], был в 2 раза выше, чем в аналогичный период предыдущего, рост средних контрактных цен по маслу подсолнечному (фасованному) составил 34,8 %, а потребительских – 8,4 %, но превысить показатели 2008 года не удалось (табл. 2).

Высокий спрос на внутреннем рынке в определенной степени повлиял на снижение экспорта маслосемян в 2009-2010 гг. на 15,6 %. Основными потребителями российского подсолнечника по-прежнему остаются страны СНГ: Казахстан (60,2 % от экспорта) и Азербайджан (21,2 %). В страны дальнего зарубежья вывозится 12,1 % семян подсолнечника. На фоне недостаточных объемов собственных сырьевых ресурсов значительно увеличивается импорт соевых бобов.


Согласно проведенным маркетинговым исследованиям, отечественный рынок растительного масла характеризуется сезонным спросом и подразделяется на два сегмента: розничный, включающий бутилированное и разливное масло, и корпоративный – масла для нужд пищевой и промышленной отраслей. Пики потребления растительных масел приходятся на март, сентябрь и декабрь, а снижение на летний период, в силу уменьшения потребления жиров в теплое время года.

Самым популярным на рынке растительного масла является подсолнечное. В 2010 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в общем объеме производства его удельный вес составлял – 94,6 %. В стоимостном выражении российский рынок растительного масла демонстрирует рост на уровне 10-15 % ежегодно за счет увеличения частоты потребления в домохозяйствах и развития менее насыщенных рынков Сибири и Дальнего Востока.

Основная масса торговых марок на рынке растительного масла позиционируется в нижнем и среднем ценовых сегментах, однако, тенденцией ряда последних лет является сокращение разницы в цене между дорогими и более дешевыми видами растительных масел, главным образом за счет более резкого увеличения стоимости последних.

По информации Всероссийского научно-исследовательского института жиров (ВНИИЖ), в настоящее время на российском рынке растительного масла работает порядка 350-400 предприятий, а с учетом мелких региональных производителей до 1000-1500, но существует тенденция по укрупнению рынка – рынок становится более плотным, усиливается конкуренция. Ситуацию в отрасли определяют порядка десяти наиболее крупных участников – «Юг Руси» (торговая марка «Золотая семечка»); «Bunge» (права на дистрибуцию марки Ideal в России и СНГ); «W.J.» (торговые марки «Милора» и «Раздолье»); группа компаний «Астон» (торговые марки «Слобода», «Altero»); Холдинг «Солнечные продукты» (марки «Ярко» и «Россиянка», экспорт наливного масла в страны дальнего зарубежья»); «AGD» и др. В регионах достаточно сильны локальные бренды, дистрибуция которых замкнута в пределах географического пространства. Обычно локальные марки позиционируются в нижнем ценовом сегменте [2, с. 128].

В Южном федеральном и Приволжском округе можно выделить следующих крупных производителей растительного масла и масложировой продукции: ООО «ВГМЗ «Сарепта» (г. Волгоград), ООО «Чардым» (Саратовская обл.), ОАО «Урюпинский МЭЗ» (Волгоградская обл., г. Урюпинск), ООО «Товарное Хозяйство» (Саратовская обл., г. Маркс), ООО «Камышинское масло» (Волгоградская обл., г. Камышин), ООО «Родос» (г. Волгоград), ООО «ПКП «Аверс» (г. Волгоград).

Тем не менее, порядка 15 % продукции масложирового подкомплекса АПК России производится в малых и средних предприятиях. Малые цеха, в свою очередь, применяют далеко не самую совершенную технологию, что, в конечном итоге, ведет к снижению эффективности переработки маслосемян. Немало проблем накопилось и на крупных предприятиях, значительная часть которых оснащена в основном импортным оборудованием, отработавшим  1,5-2 амортизационных срока и пришедшим в негодность. Следствием этого, явилось увеличение в 2010 году импорта 10 основных видов растительных масел, что напрямую влияет на продовольственную безопасность России. 

Разразившийся финансовый кризис усугубил проблемы отрасли: слабую конкурентоспособность, недостаточную ликвидность и отсутствие возможностей интенсивного развития без привлечения крупных кредитных ресурсов, обусловленные низким техническим уровнем производственных фондов предприятий, недостатком инженерно-технических и рабочих кадров высокой квалификации, способных воспринимать и использовать нововведения, неразвитостью информационной и научно-технической инфраструктуры, недостатком инвестиций в развитие основных фондов.

Таким образом, подводя итог оценке тенденций развития сбытовой деятельности в масложировом подкомплексе АПК, следует отметить, что, несмотря на приобретение ею все более цивилизованных черт в условиях регионализации экономики, дальнейшая интенсификация производства и продаж масложировой продукции невозможна без: 1) оперативного обеспечения органов управления всех уровней достоверной информацией о состоянии рыночного спроса и предложения, ее передачи соответствующим производственным и торговым структурам; 2) контроля за обеспечением стандартизации и сертификации реализуемой продукции; 3) содействия рациональному управлению федеральными и региональными запасами; 4) обмена передовым управленческим и технологическим опытом; 5) сравнительного анализа результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка масличных с достижениями лучших хозяйств страны и мира; 6) внедрения инноваций и стимулирования внутриотраслевой конкуренции; 7) становления эффективного аграрного лобби с целью защиты интересов товаропроизводителей. 

Стабилизация продаж российской масложировой продукции на мировом и отечественном рынке возможна лишь за счет наращивания производства отечественных растительных масел, повышения их качества и конкурентоспособности, что вызывает необходимость совершенствования методологии и инструментария управления сбытом на всех уровнях за счет оптимизации ценовой, ассортиментной и коммуникационной политики, развития системы ФОССТИС, брендинга, мерчендайзинга и прямого маркетинга.


Библиографический список

1. Волгоградская область в цифрах. 2009 год [Текст] // Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. – Волгоград, 2010. – 388 с.

2. Иванова, Н.В. Маркетинговые аспекты управления предприятиями масложирового подкомплекса АПК [Текст]/ Н.В. Иванова, С.Б. Долматов // Предпринимательство. – 2009. –     № 6. – С. 127-133.

3. Иванова, Н.В. Особенности управления сбытом продукции в АПК [Текст] /           Н.В. Иванова, А.В. Левина // Управление каналами дистрибуции. – 2010. – № 2. – С. 114-128.

4. Козенко З.Н. Реализация инновационной стратегии на предприятиях масложирового подкомплекса АПК [Текст] / З.Н. Козенко, С.Б. Долматов // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. – 2009. – № 12. – С. 40-42.

5. Министерство сельского хозяйства Российской федерации. - http://www.m cx.ru.

6. Официальный информационно-справочный портал Волгограда. http://www.volgad m in.ru.

7. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. – 2007. – № 4264. – С.17.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. – 2009. – № 5077. – С. 9.


ИЗВЕСТИЯ НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА № 1 (21)2011

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (24.01.2016)
Просмотров: 204 | Теги: сбыт продукции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016