Пятница, 09.12.2016, 16:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Р.Н. Муртазаева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Е. Алифанова, аспирант
Волгоградский государственный аграрный университет

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются подходы к оценке современного состояния и направления развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики Волгоградской области.

Ключевые слова: проект; системные процессы; семейный микробизнес; развитие и модернизация; хозяйствующие субъекты; аграрный сектор.

В современных экономических условиях особо остро ставится вопрос о необходимости применения стратегии развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора путем модернизации. Эффективное использование ресурсов, глубокая их переработка определяет подходы к формированию теоретических и практических идей модернизации. Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. В структуре производства продукции сельского хозяйства около 73 % приходится на продукцию растениеводства и 27 % - на животноводство. Площадь сельхозугодий в АПК Волгоградской области составляет 8,8 млн га, в. т. ч. 5,6 млн га пашни. По размерам сельхозугодий регион занимает третье место в составе субъектов РФ. В агропромышленном комплексе региона создается более 10 % валового регионального продукта, трудится около 16 % активного населения [5, 7].

Однако, в настоящее время, количество сельскохозяйственных субъектов на территории Волгоградской области стремительно сокращается, также значительная их доля стоит на грани банкротства (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительное распределение организаций по видам экономической     деятельности в Волгоградской области    

Анализ статистических данных по Волгоградской области показывает, что количество сельскохозяйственных организаций неуклонно уменьшается, в то время как другие отрасли народного хозяйства развиваются и заметен стабильный рост [3].

Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств за последние девять лет значительно не менялась в % от всех категорий хозяйств (табл. 2).

Таблица 2 - Структура производства сельскохозпродукции по категориям хозяйств

Анализ продукции сельского хозяйства по структуре категорий хозяйств показал, что наибольший прирост производства продукции наблюдается в крестьянских хозяйствах, где доля в структуре продукции всех категорий выросла с 11,9 % в 2005 г. до 14,0 % в 2013 г. Однако по сравнению с 2012 г., в данной категории наблюдается значительный спад производства.

Важнейшей составляющей агропромышленного комплекса Волгоградской области всегда было и остается производство продукции растениеводства. При рассмотрении доли продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в фактических ценах по таблице 3 видно, что доля производства сельскохозяйственных организаций составляет 77 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 90 %, хозяйств населения - 51 %.

Таблица 3 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактических ценах; млн руб.)

В структуре производимой продукции растениеводства основное место занимает зерно, производство которого на данном этапе имеет первостепенное значение. Под зерновыми культурами занято порядка 70 % посевных площадей. Главной зерновой культурой региона является озимая пшеница, основной масличной культурой - подсолнечник.

В последние годы агропромышленному комплексу области удалось существенно увеличить производство основных видов продукции растениеводства. Так, производство зерна к уровню 2000 г. возросло в 1,8 раза и составило в среднем за период 2000-2009 гг. 3,4 млн т. Среднегодовое производство масло семян подсолнечника составило 500,0 тыс. т, или возросло в 1,6 раза, по сравнению с 2000 г. (340 тыс. т).

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Волгоградской области на 2008-2025 гг.. развитие сельского хозяйства является важным стратегическим приоритетом развития Волгоградской области. Оно выступает залогом обеспечения продовольственной безопасности региона, основой социального благополучия большой части населения области, проживающего в сельской местности.

Целью стратегии развития АПК данного региона является восстановление и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов аграрного сектора, обеспечивающих стандарты качества жизни населения и воспроизводство природных ресурсов, используемых для нужд сельскохозяйственного производства.

Поставленная цель определяет в качестве приоритетных направлений: модернизацию АПК, ускоренное развитие животноводства, кадровое обеспечение АПК, оптимизацию производственной структуры АПК, освоение научно обоснованных систем ведения растениеводства, создание принципиально новой системы региональных закупок сельскохозяйственной продукции, развитие межхозяйственной кооперации и интеграции, рациональное использование биоресурсов рыбного комплекса и лесного хозяйства, устойчивое развитие хозяйствующих субъектов аграрного сектора[ 1, 6].

Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать ее высокоэффективной и существенно повысить надежность обеспечения страны продукцией сельского хозяйства, улучшить ее качество, что приведет к выходу аграрного сектора экономики на путь устойчивого развития АПК, росту занятости сельского населения, налаживанию стабильного производства в сфере перерабатывающей промышленности.

В Волгоградской области особенно актуален вопрос постановки нового вектора развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.

Необходимо увеличить не только производство, но и переработку, заготовку. Модернизация процессов производства, переработки, заготовки сельхозпродукции в аграрном секторе Волгоградской области позволит обеспечить продовольственную безопасность и независимость региона. Также Волгоградская область сможет обеспечить продовольственную безопасность и независимость других регионах России [2, 8].

Для Волгоградской области актуальными являются действующие планы и программы развития и модернизации агропромышленного сектора, а также средства на их реализацию, заложенные в областном бюджете.

Также поддержка этого направления может проходить по линии регионально значимых программ, установленных на условиях софинансирования из федерального бюджета.

В связи со вступлением России в ВТО, в долгосрочной областной целевой программе (ДОЦП) предусмотрено новое направление поддержки сельхозтоваропроизводителей, занимающихся растениеводством - распределение субсидий с учетом биоклиматического потенциала хозяйства.

Результативность реализации ДОЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» по региону выразится в росте производства зерна - до 4,5 млн т, масличных культур - до 860 тыс. т, также вырастет также производство мяса - 320,3 тыс. т. и молока - 613 тыс. т, и в результате будет полностью обеспечена продовольственная безопасность региона.

Главный вектор ДОЦП - не просто государственная поддержка сельхозпроизводства, но ее эффективность. Как подчеркнул председатель Комитета по сельскому хозяйству области В.В. Иванов, для реализации всех планов и слаженной работы также очень важна информированность аграриев, органов управления АПК в районах обо всем, что делается в сфере государственной аграрной политики.

Следовательно, одним из приоритетных направлений развития экономики Волгоградской области является сельское хозяйство, которое реализуется в условиях нестабильности экономической системы, под воздействием высоких рисков при низкой инвестиционной активности в аграрном секторе инвесторов, желающих финансировать ресурсы в наиболее доходные отрасли, с высокой рентабельностью, минимальным уровнем риска.

Следовательно, привлечение в аграрный сектор и предпринимательских ресурсов малого и среднего бизнеса, которые не ограничиваются финансовой государственной поддержкой по условиям ВТО, будут являться целевым ориентиром в региональной аграрной политике, что позволило бы ускорить рост показателей сельского хозяйства в регионе [4].

Необходимо отметить, что и мировой опыт свидетельствует о ведущей роли государства в формировании благоприятного климата развития малого и среднего бизнеса в любой отрасли экономики, а также в стимулировании инвестиционно-инновационных процессов, которые реализуют достижения науки и техники в расширенное воспроизводство.

Исходя из этого, аграрный сектор может развиваться и модернизироваться через хозяйствующие субъекты малого бизнеса и подсобные частные хозяйства.

Стимулирование в малом бизнесе аграрного сектора новых технологий даст возможность:
• применить конкретные технические и технологические достижения в процессе производства качественно нового или усовершенствованного продукта;
• повысить производительность труда на базе технических и технологических достижений;
• обеспечить рост уровня производственной мощности в хозяйствующих субъектах аграрного сектора;
• применить новые технические и технологические решения в процессе частичного смягчения влияний почвенно-климатических факторов на производство сельхозпродукции.

Современное бедственное положение хозяйствующих субъектов аграрного сектора в России определяется отсутствием Проектов развития и модернизации, в т.ч. и создание новой формы хозяйствования - семейный аграрный микробизнес, где финансовая поддержка аграрного сектора должна стимулировать постоянное техническое обновление и интенсивную селекционную работу.

Необходимость активизации малого бизнеса в аграрном секторе определяется процессами обеспечения продовольственной безопасности и независимости России через масштабные общенациональные Проекты развития и модернизации технологий и техники отрасли сельского хозяйства.

Семейный аграрный микробизнес как форма предпринимательства существует де-факто, но не закреплена де-юро в законодательно-правовом регулировании предпринимательской деятельности.

Законодательно закрепленная форма предпринимательства «микробизнес» позволит определить льготы и преференции, укрепить семейные традиции и активизировать бизнес-процессы в регионах, особенно в сельской местности.

Библиографический список

1. Борозенец, В.Н. Информационное обеспечение систем поддержки принятия решений в сельском хозяйстве [Текст]/ В.Н. Борозенец, А.В. Цысарь // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 4. - С. 53-60.
2. Боташев, А.Ю. Современная концепция инвестиционного мониторинга экономического развития сельского хозяйства в регионах России [Текст]/ А.Ю. Боташев, А.В. Шохнех // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 3. - С. 258-261.
3. Государственная поддержка АПК и устойчивого развития хозяйствующие субъекты аграрного сектора (в вопросах и ответах) [Текст]/ Под ред. И.С. Горячева, Л.Т. Мехрадзе. - М.: Министерство сельского хозяйства : ФГБУНУ «Росинформагротех», 2012. - С. 97.
4. Мардян, Я.Ю. Некоторые вопросы учета источников инвестиций в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях [Текст]/ Я.Ю. Мардян // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2011. - № 6. - С. 12-16.
5. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) [Текст] / Под редакцией док-ра экон. наук, проф. О.В. Иншакова; РАН, Отделение общественных наук, Юж. секция содействия развитию экономики; ВолГУ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.
6. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Росстата 2014 г. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main
7. [Электронный ресурс]. - http://ru.wikipedia.org/wiki
8. [Электронный ресурс]. - http://forexaw.com/TERMs/Industry/ Technology/ 1810
 

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 3 (39), 2015

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (05.04.2016)
Просмотров: 208 | Теги: аграрный, сектор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016