Среда, 21.11.2018, 14:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Оценка реагирующих способностей юных спортсменок в художественной гимнастике

Ларионова Г.П.

Оценка реагирующих способностей юных спортсменок в художественной гимнастике

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с проявлением реагирующих способностей у юных гимнасток в зависимости типа конституции. Полученные результаты могут быть использованы для оценки реагирующих способностей, а также для контроля и коррекции учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: художественная гимнастика, соматотип, реагирующие способности

 

Художественная гимнастика — это олимпийский вид спорта, относящийся к ациклическим, сложно-координационным видам. Зрелищность художественной гимнастики обусловлена не только исполнением элементов тела с высокой амплитудой, но и виртуозным владением предметами (броски руками, ногами, ловли без зрительного контроля и многое другое).В программу соревнований по художественной гимнастике входят различные виды многоборья: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Все это требует от гимнасток контроля над параметрами движений и проявления различных видов координационных способностей (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, быстрота реакции на движущийся объект, свет, звук, ориентация в пространстве, сохранение равновесия), концентрации внимания, пространственного мышления, точности. Поскольку практически все технические действия в художественной гимнастике связаны с выполнением движений с предметами (при этом в каждом из видов упражнений с разными предметами есть своя специфика), значимость реагирующих координационных способностей в этом виде спорта очень высока. Адекватное и своевременное реагирование обусловливает точность действий, особенно связанных с ловлей предметов после разнообразных бросков (булав, скакалки, мяча, ленты), перекатов мяча. Кроме того, такой аспект реагирующих способностей как реакции слежения проявляются на протяжении всего выполнения упражнения, так как в процессе выполнения действий возможны вариации пространственно-временных характеристик движения ввиду высокой сложности соревновательных комбинаций.

Несмотря на важность для художественной гимнастики разных компонентов реагирующих способностей, работ, посвященных данному вопросу крайне мало. Поэтому целью нашей работы стало исследование и оцен- кареагирующих способностей юных гимнасток 6-7 лет разных соматотипов.

Для оценки реагирующих способностейс помощью компьютерной программы «АПК спортивный психофизиолог» (С. В. Нопин, Ю. В. Корягина) были проведены: тестирование быстроты реакции на свет, звук, движущийся объект, а также теппинг-тест. Оценка соматотипа проводилась по методике В. Т. Штефко и А. Д. Островского (1929) в модификации С. С. Дарской (1975) [2, с.45-53]. В исследовании приняли участие 73 девочки 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

По результатам соматотипированияастеноидный- соматоип выявлен у 5 девочек, астеноидно-торакальный -у 19 девочек, торакальный — у 19 человек, торакально-мышечный — у 7 девочек, мышечный — у 19 человек, мышечно-торакальный — у 4 человек. Для удобства сравнения все девочки были разделены нами на узкокостных (астеноидный, астеноидно-торакаль- ный, торакальныйсоматотипы — наиболее предпочтительные варианты телосложения для художественной гимнастики) и остальных (торакально-мышечный, мышечный, мышечно-торакальный соматотипы).

Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о более высоком уровне показателей реагирующих способностей гимнасток по тестам, оценивающим простые виды реакции, независимо от принадлежности к тому или иному типу телосложения, в сравнении со средневозрастными нормами. По данным В. К. Бальсевича (2000) показатели времени простой зрительно-моторной реакции у детей 5-6 лет варьируются в пределах 473±22 [1, с. 119]. Результаты, полученные в ходе исследования, говорят о том, что гимнастки 6-7 лет разных соматотипов продемонстрировали более высокие показатели по времени простой зрительно-моторной реакции.

Однако, по тестам, оценивающим сложные виды реакции (реакция слежения, реакция выбора) в процессе исследования у гимнасток выявлены невысокие абсолютные значения показателей в сравнении со средневозрастными нормами. По всей видимости, данный факт объясняется тем, что большинство девочек в выборке гимнасток относится к ретардантному типу биологического созревания, что приводит к определенному отставанию результатов тестирования реагирующих способностей от средневозрастных значений.

Сравнение выборки гимнасток, относящихся к узкокостным вариантам телосложения с остальными гимнастками группы позволяет сделать заключение о выраженном преимуществе девочекследующих соматотипов: мышечного, мышечно-торакального, торакально-мышечного. То есть, выявлено несоответствие предпочтительного морфологического статуса (узкокостный вариант телосложения) должному уровню реагирующих способностей. На практике это приводит к более выраженной успешности, более быстрой обучаемости, более качественному освоению технических действий, связанных с ловлей и бросками предметов, у девочек, которые имеют менее подходящий вариант телосложения для этого вида спорта.

Данные, полученные в ходе исследования, послужили основой для разработки критериев оценки реагирующих способностей на начальном этапе в художественной гимнастике. Необходимость разработки отдельных нормативных критериев оценки реагирующих способностей для юных гимнасток обусловлена выявленной спецификой развития разных видов способностей к реагированию у представительниц этого вида спорта. Критерии оценки времени реакции на свет, звук, движущийся объект представлены в таблице 1.

Таблица 1.
Критерии оценки времени реакции на свет, звук, движущийся объект гимнасток 6-7 лет

Для оценки способности к максимальной частоте движений кистью, имеющей важное значение в этом виде спорта, был проведен теппинг-тест. По данным В.К Бальсевича аналогичный показатель у девочек 5-6 лет равен 47,8±12 ударов за 10 с, у девочек 7-8 лет 56,7±17 ударов за 10 с [1, с. 87], то есть гимнастки 6-7 лет показали в теппинг-тесте более низкие результаты по сравнению со средневозрастными нормами. Низкие значения максимальной частоты движений кистью у гимнасток могут приводить к затруднениям при освоении действий с предметами на начальном этапе подготовки, что требует направленного тренировочного воздействия. Анализ результатов теппинг-теста по показателю среднего значения в 10-секундный отрезок времени выявил несущественные различия между гимнастками разных соматотипов и гимнастками признанными перспективными. Критерии оценки теппинг-теста (среднее значение за 10 с) гимнастокразных соматотипов и гимнасток, признанными перспективными представлены в таблице 2.

Таблица 2.
Критерии оценки теппинг-теста (среднее значение за 10 с) гимнасток разных соматотипов и гимнасток, признанными перспективными

Таким образом, проведенный анализ уровня развития реагирующих способностей у гимнасток позволил выявить специфические особенности, требующие применения специально разработанных критериев оценки в процессе контроля. На основе полученных сведений разработаны нормативные критерии дифференцированной оценки реагирующих способностей гимнасток 6-7 лет разных соматотипов, занимающихся на этапе начальной подготовки, которые будут использоватьсяв качестве ориентира для оценки реагирующих способностей в художественной гимнастике, а также для контроля и коррекции учебно-тренировочного процесса, для отбора, комплектования групп занимающихся с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса.

Литература:

 Бальсевич, В. К. Онтокинезеология человека /В.К Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000.— 274 с.
 Дарская, С. С. Техника определения типов конституции у детей и подростков / С. С. Дарская //Сборник научных трудов.— М., 1975.— с. 45-53.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (07.11.2018)
Просмотров: 22 | Теги: художественная гимнастика, соматотип | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь