Суббота, 16.02.2019, 06:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Гузь С.М.

ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Аннотация. Статья посвящена опенке общей физической подготовленности юных волейболистов. В соответствии с требованиями системного подхода в научных исследованиях подтверждено позитивное влияние систематических занятий волейболом на организм детей 9-11 лет. Исследования показали, что занятия волейболом способствуют гармоничному развитию юных спортсменов, способствуют интенсивному развитию специфических (для волейбола) и не специфических двигательных способностей.

Ключевые слова. Общая физическая подготовка, волейбол, оценка развития физических качеству юных волейболистов.

 

Волейбол — один из самых распространённых видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к физической культуре и спорту, к активному отдыху. Широкий диапазон физиологического воздействия игры в волейбол на организм занимающихся, в сочетании несложными правилами и посильными игровыми приёмами, позволяет заниматься этой доступной игрой, начиная с юного возраста [2, 5, 6].

Занятия волейболом способствуют развитию двигательного аппарата, помогают развивать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, быстроту реакции, способствуют укреплению дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, «снимают» умственную усталость [4, 5, 9]. Помимо спортивного и физкультурно-оздоровительного, волейбол имеет большое воспитательное и агитационное значение [2, 4, 5, 6, 9].

Спортивная подготовка может рассматриваться как модель, на основе которой могут разрабатываться подходы общей педагогики, связанные с возрастным развитием детей и подростков, поскольку она направлена на совершенствование физического развития и двигательных способностей, и только на основе этого на достижение высокого спортивного результата [1, 3, 7, 8, 10].

С каждым годом углубляются сведения о функциональных возможностях различных физиологических систем детей разного возраста. По этим данным можно проследить изменения, происходящие с возрастом, чем отличается один возраст от другого. Эти сведения позволяют устанавливать нормы допустимых нагрузок для разных возрастных групп [3, 8, 10]. Знание объёма функциональных возможностей детей каждой возрастной группы способствует необходимому научному обоснованию и правильной организации процесса физического воспитания подрастающего поколения [1, 5, 7, 8, 9, 10].

Отмечаемое многими специалистами снижение уровня физической подготовленности школьников, регулярно возникающие дискуссии о необходимости пересмотра требований к общей физической подготовленности школьников, обуславливают актуальность настоящего исследования, призванного показать, как занятия волейболом влияют на общефизическую подготовленность детей 9-11 лет на начальном этапе подготовки.

В исследовании приняло участие 10 мальчиков 9-11 лет. Продолжительность исследования составила 2 года.

В процессе педагогического эксперимента тестирование общефизической подготовленности юных спортсменов 9-11 лет проводилось в начале и по окончании 1 и 2 года исследований.

В частности, сравнительный анализ результатов юных волейболистов 10 лет, полученных по окончании 1 года спортивной подготовки, показал, что во всех контрольных упражнениях им удалось добиться достоверного (р<0,05) прироста результатов (табл. 1), в частности:
- в отжиманиях в упоре лёжа прирост за 1 год занятий волейболом составил, в среднем, 6,6 раза;
- в прыжках в длину с места прирост после 1 года занятий составил, в среднем, 15,0 см;
- в упражнении «подъём туловища» прирост составил, в среднем, 3,4 раза;
- в упражнении «наклон туловища вперед» прирост после 1 года занятий волейболом составил, в среднем, 3,1 см;
- в беге на 1000 м показатели мальчиков после 1 года спортивной подготовки улучшились, в среднем, на 17,0 сек.

Таблица 1
Сравнительный анализ показателей общефизической подготовленности юных волейболистов в начале и после 1 года исследования

Таким образом, анализ результатов по ОФП, полученных по окончании 1 года исследования, показал, что общий уровень физической подготовленности юных волейболистов значительно вырос и, соответственно, занятия волейболом способствовали интенсивному развитию двигательных способностей юных спортсменов.

По окончании 2 года исследований состоялось заключительное (в рамках педагогического эксперимента) тестирование общей физической подготовленности юных спортсменов.

Сравнительный анализ результатов юных волейболистов 11 лет показал, что как и после 1 года занятий волейболом, после 2 лет занятий во всех контрольных упражнениях им удалось добиться достоверного (р<0,05) прироста результатов (табл. 2), в частности:

- в отжиманиях в упоре лежа прирост за второй год занятий волейболом составил, в среднем, 8,1 раза;

- в прыжках в длину с места прирост составил, в среднем, 17,0 см;

- в упражнении «подъем туловища» прирост составил, в среднем, 4,4 раза;

- в упражнении «наклон туловища вперед» прирост составил, в среднем, 2,5 см;

- в беге на 1000 м показатели мальчиков после 2 года спортивной подготовки улучшились, в среднем, на 15,1 сек.

Таблица 2
Сравнительный анализ показателей общефизической подготовленности юных волейболистов после 1 и 2 года исследования

Таким образом, анализ результатов по ОФП, полученных по окончании 2 года исследования, показал, что общий уровень физической подготовленности юных волейболистов значительно вырос и, соответственно, занятия волейболом способствовали интенсивному развитию двигательных способностей юных спортсменов.

Решение задач, поставленных в процессе педагогического эксперимента, и результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Возраст 9-11 лет является благоприятным для занятий волейболом, так как в данный возрастной период создаются хорошие предпосылки для развития координационных и скоростно-силовых способностей, гибкости и ловкости.

2. В процессе организации спортивных занятий детей 9-11 лет необходимо учитывать возрастные особенности развития различных функциональных систем организма. Необходимо учитывать, что дети быстро устают от монотонной, однообразной деятельности и, соответственно, их занятия должны проходить на высоком эмоциональном уровне, в игровой форме.

3. В соответствии с требованиями системного подхода в научных ис¬следованиях подтверждено позитивное влияние систематических занятий волейболом на организм детей 9-11 лет. Показано, что с физиологических позиций эти занятия в современных условиях адекватны. При этом наблюдаемый в данном исследовании контингент по уровню спортивной подготовленности соответствовал нормам, приводимым в специальной литературе, что подтверждается показателями юных волейболистов в контрольных упражнениях по общефизической подготовке. Исследования показали, что занятия волейболом способствуют гармоничному развитию юных спортсменов, способствуют интенсивному развитию специфических (для волейбола) и не специфических двигательных способностей.

Литература

1. Бальсевич В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников // Сов. педагогика. 1993. № 8. С. 18-21.
2. Беляева А.В., Савина М.В. Волейбол. М., 2000. 85 с.
3. Гузь С.М. Силовое троеборье: теоретические и методические особенности планирования многолетней подготовки спортивного резерва: монография. Петрозаводск: изд-во КГПА, 2012. 268 с.
4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: у истоков мастерства. М., 1998. 285 с.
5. Железняк Ю.Д., Слупский Л.H. Волейбол в школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. 487 с.
6. Клещев Ю.Н. Волейбол. М.: ФиС, 2005. 400 с.
7. Матвеев Л.П. Общая теория и её прикладные аспекты. СПб.: «Лань», 2005. 384 с.
8. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: ФиС, 1982. 280 с.
9. Спортивные игры: техника, тактика: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Сост. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 520 с.
10. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физ. культ. М.: ФиС, 1987. 130 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (04.02.2019)
Просмотров: 20 | Теги: волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь