Суббота, 23.03.2019, 09:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОБЫ МАРТИНЕ-КУШЕЛЕВСКОГО

Куликова С.В.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОБЫ МАРТИНЕ-КУШЕЛЕВСКОГО

Аннотация. В статье представлена оценка функциональных резервов организма студентов по результатам пробы Мартине-Кушелевского. Были исследованы такие показатели, как степень напряжения организма, показатель качества реакции, индекс сердечной деятельности. Для раскрытия функциональных резервов организма следует заниматься физической активностью.

Ключевые слова: студенты, функциональные резервы, степень напряжения организма, адаптация, индекс сердечной деятельности.

 

Организм человека представляет собой удивительно сложную систему, которая имеет практически неограниченные возможности. При необходимости человек может адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды, к повышенным физическим нагрузкам. Известно, что адаптированный организм в ситуациях чрезвычайного напряжения способен показать особенную функциональную активность. Это значит, что абсолютно у каждого человека существуют функциональные резервы организма, которые часто активизируются в моменты воздействия негативных факторов [1,2].

В свою очередь, изучение функциональных резервов организма играет важную роль в различных областях. Это позволяет правильно оценить возможности человека с целью сохранения и улучшения его здоровья.

Цель исследования - выявление и анализ функциональных резервов организма студентов по результатам пробы Мартине-Кушелевского.

Материалы и методы. Исследование функциональных резервов проведено по результатам пробы Мартине-Кушелевского среди 130 студентов 17-20 лет (62 юноши и 68 девушек). Проба Мартине-Кушелевского характеризует функциональные показатели кардио-респираторной системы на малые нагрузки (20 приседаний за 30 сек). Проба выполнялась в соответствии с правилами ее проведения согласно методическим рекомендациям

В ходе исследования проведен анализ количественных показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД ), включающего систолическое, диастолическое и пульсовое артериальное давление (САД, ДАД и ПАД). Их соотношения выявляют качественные особенности, позволяя определить тип реакции сердечно-сосудистой системы, адаптацию, степень напряжения организма к нагрузке, а также физическую работоспособность.

Степень напряжения организма (СНО) - это показатель, который характеризует степень напряжения вегетативных систем организма для выполнения данной физической нагрузки, т.е. какие усилия должен приложить организм, чтобы сделать 20 приседаний. Легкую степень напряжения организма оценивали 1-5 центильные интервалы (ц.и.), умеренную - 6,7 ц.и., выраженную - 8 ц.и. (согласно нормативам, представленным в виде одномерных центильных шкал для оценки функциональных тестов (Мартине-Кушелевского, степ-теста) студентов 17-21 год и старше) [5].

Адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузке характеризует показатель качества реакции (ПКР). Он характеризует изменение работы сердца при нагрузке не только по динамике ЧСС, но и пульсовому давлению. Поэтому более информативно и точно характеризует, насколько согласованно и гармонично сердечно-сосудистая система за счет изменения ЧСС И АД обеспечивает приспособление организма к выполнению физической нагрузки. ПКР в диапазоне 6 ц.и. - отличная, 7 ц.и. считается хорошая, т.е. оптимальна, 4,5 ц.и. - средняя, 2, 3 ц.и. - удовлетворительная, 1,8 ц.и. - неудовлетворительная [1,3,5].

Индекс сердечной деятельности характеризует физическую работоспособность (F). В зависимости от значений F тип реакции организма на нагрузку может быть: нормотонический (1-3 ц.и.); астенический (6,7 ц.и.), неблагоприятные (гипертонический, дистонический, ступенчатый) типы (8 ц.и.) [3,5,6].

В ходе исследования студенты, согласно анкетам, были разделены на 3 группы в соответствии с уровнем двигательной активности: 1 - студенты, постоянно занимающиеся спортом; 2 - студенты, не занимающиеся спортом; 3 - студенты, периодически посещающие спортивные секции.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки функциональных резервов организма студентов провели анализ показателя СНО (табл.1). Относительно распределения показателя СНО по половым признакам можно сказать о том, что совсем не подвержены напряжению большее количество юношей (14,5%), в то время как у девушек этот показатель равен 7,4%. Самые высокие показатели СНО также имеет большее количество девушек (10,3%), по сравнению с юношами (4,8%). Таким образом, юноши в целом имеют меньший показатель напряжения СНО.

Таблица 1
Структура распределения оценок СНО в зависимости от пола и двигательной активности, %

Примечание: ЦП - центильный интервал, 1 - занимаются спортом, 2 - не занимаются спортом, 3 - периодически занимаются спортом

У юношей, которые занимаются спортом преобладает легкая степень напряжения организма. В то время как у юношей, которые совсем не занимаются спортом преобладает выраженная степень напряжения организма. У девушек, которые занимаются спортом или занимаются им хотя бы периодически преобладает как легкая степень напряжения организма, так и умеренная. Девушки, которые не занимаются спортом, также как и юноши, которые не занимаются спортом, имеют выраженную степень напряжения организма, что неблагоприятно складывается на уровне их физического здоровья в целом.

В ходе исследования проанализировали значения ПКР (табл.2). Юноши имеют более благоприятные показатели параметра ПКР, чем девушки. Так, оптимальный показатель ПКР у юношей равен 20,9%, у девушек же составляет 8,8%. Процент неудовлетворительных оценок показателя также выше у девушек и составляет 16,2%, в то время как у юношей - 4,8%. Юноши, которые регулярно занимаются спортом, а также которые занимаются периодически имеют более высокий процент отличной оценки показателя ПКР 14,3% и 11,5 % соответственно. Молодые люди, которые исключили спорт, имеют лишь 6,7% по данному показателю. Аналогичная ситуация и у девушек. Наблюдается высокий процент неудовлетворительного значения ПКР у тех, кто не занимается физической активностью - 27,8%.

Таблица 2
Структура распределения оценок ПКР студентов в зависимости от пола и двигательной активности, %

Примечание: ЦП - центильный интервал, 1 - занимаются спортом, 2 - не занимаются спортом, 3 - периодически занимаются спортом
Для характеристики физической работоспособности и функциональных возможностей студентов провели анализ показателей индекса сердечной деятельности.

В зависимости от его значений выявили типы реакций на пробу: 1. Нормотонический (юноши) = 49,19 %. (Девушки) = 41,18%. (Все) = 44,96%. Этот тип реакции указывает на достаточный уровень регуляторных механизмов всех звеньев системы кровообращения, обеспечивающих адекватное приспособление к физической нагрузке (рис.1).

 

 

Рис.1. Распределение студентов с различными типами реакций организма по данным показателя индекса сердечной деятельности (F)

2. Астенический (юноши) = 21,31%. (Девушки) = 14,71%. (Все) = 17,83%.

Приспособление к нагрузке происходит в основном за счет увеличения ЧСС.

Такой тип реакции является отражением функциональной неполноценности кардио-респираторной системы и регулирующих ее деятельность механизмов. Он характерен для реконвалесцентов после заболеваний, для людей со сниженной двигательной активностью, имеющих гипоинволютивную форму сердца, с вегетативной лабильностью.

3. Неблагоприятные типы реакций: (юноши) = 1,64%, (девушки) =10,29%, (все) = 6,20%.

а) Гипертонический тип реакции нерационален, т.к. свидетельствует о чрезмерном увеличении работы кардио-респираторной системы, часто предшествует появлению гипертонических состояний.

б) Диастонический тип реакции свидетельствует о неадекватности реакции кардио-респираторной системы величине выполняемой физической нагрузке и наблюдается чаще всего при выраженной неустойчивости сосудистого тонуса, при вегетативных неврозах, переутомлении, после перенесенных соматических заболеваний.

в) Ступенчатый тип реакции отражает ослабление функциональной приспособляемости кардио-респираторной системы к физической нагрузке и неполноценность регулирующих механизмов. Часто регистрируют этот тип после инфекционных заболеваний, при утомлении, гиподинамии, у спортсменов - при недостаточной тренированности.

г) Парадоксальный тип реакции свидетельствует о выраженных функциональных нарушениях регуляторных систем

Таким образом, в ходе исследования мы выявили важность регулярных физических тренировок, целью которых является - расширение функциональных резервов организма. Повторные нагрузки приводят к тому, что организм получает суперкомпенсацию в виде повышения резервов организма. Таким образом, человек становится сильнее психологически и физически, выносливее и быстрее, то есть расширяет свои физиологические резервы [1,7].

Литература

1. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова, Ю.Р.Силкин, Н.А.Матвеева, Ю.Г.Кузмичев, А.В.Леонов [и др.]. Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. 164 с.
2. Оценка функциональных возможностей студентов / С.В.Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, К.Глаголева // Исследования в области естественных наук. 2014. №4 (28). С.4.
3. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Н.А.Матвеева [и др.]. Н.Новгород: Издательство НГМА, 2015. 92 с.
4. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г.Чекалова [и др.]. - Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2009. 88 с.
5. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи: учебно-методическое пособие. Арзамас: Арзамасский филиал ИНГУ, 2017. 174 с.
6. Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014
7. Оценка физической подготовленности студентов / Михайлова С.В., Сидорова Т.В., Полякова Т.А., Кузмичев Ю.Г., Яичников И.К., Антонов А.Я., Лосев А.С., Малыгин И.Е., Полуянова О.А. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С.233.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.03.2019)
Просмотров: 16 | Теги: резерв организма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь