Понедельник, 23.07.2018, 11:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Оценка функции равновесия у студентов высших учебных заведений водного транспорта в практике учебного процесса

О.В.Парыгина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Москва

Ю.А.Матвеев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин, Московский государственный педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта, г. Москва

ОЦЕНКА ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ПРАКТИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Приведены результаты исследования функции равновесия у студентов высших учебных заведений водного транспорта, установлен уровень согласованности зрительного, вестибулярного, проприоцеп- тивных анализаторов и мышечного контроля у студентов 1-3-х курсов с использованием статических методов и когнитивных тестов с биологической обратной связью по основной реакции, а также определено состояние внимания на осуществление визуального или смешанного управления центра давления по опорной поверхности для биологической обратной связи. Результаты исследований позволяют вооружить педагогов новыми данными о функциональном состоянии вестибулярного аппарата и компенсаторных возможностях функции равновесия у обучающихся.

Ключевые слова: студенты, водный транспорт, статокинетическая устойчивость, функция равновесия, диагностика с помощью стабилометрии.

 
Производственная деятельность работников водного транспорта связана со специфическими условиями и факторами, оказывающими отрицательное воздействие на функционирование систем организма, обеспечивающих качество и надёжность выполнения служебных обязанностей [6]. К ним относятся нервно-эмоциональная напряжённость при работе оператора в системе «человек—машина», сложные метеорологические условия, частая смена климатических зон, ограниченная подвижность, единая зона труда и отдыха, длительное воздействие на организм шумов и вибрации. Современные условия труда работников водного транспорта требуют постоянной адаптации к непрерывно меняющимся социально-бытовым и климатогеографическим условиям. Неустойчивость опорно-двигательного аппарата и равновесия во время качки, несомненно, предъявляет более высокие требования к способности сохранять равновесие, повышая степень риска возникновения аварийных ситуаций на водном транспорте.

В связи с этим анализ опубликованных материалов о методах исследования функции равновесия в теории и методике физического воспитания, в частности, об использовании статических двига- тельно-когнитивных тестов с биологической обратной связью по опорной реакции (стабилометрия), даёт основание предположить, что исследование названной функции у студентов высших учебных заведений водного транспорта представляется на сегодня весьма актуальной задачей, вследствие высокого травматизма на рабочем месте и числа аварий. Причиной таких неудач в большинстве случаев являются нарушения функции равновесия, обусловленные утомлением и недостаточным развитием уровня координационных способностей и статокинетической (вестибулярной) устойчивости специалиста-водника [3; 7; 10; 11].

В свете сказанного представляет особый интерес детальное исследование функций равновесия у студентов высших учебных заведений водного транспорта по годам обучения, что позволит вооружить педагогов новыми данными о функциональном состоянии вестибулярного аппарата и компенсаторных возможностях функции равновесия у своих подопечных, особенно на первых годах обучения.

Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела в условиях разнообразных положений и поз. Как известно, за равновесие большей частью отвечает отдел мозга, называемый мозжечком. Этот отдел отвечает также и за рефлекторные движения, доведённые у взрослых людей до автоматизма, координацию движений и общий мышечный тонус. Иными словами, мозжечок непосредственно контролирует бессознательную нервную связь между мышцами и мозгом. Причём чем тренированнее человек в физическом плане, тем лучше функционирует его мозжечок. Тренируя равновесие, по мнению ряда исследователей, человек может быстрее реагировать в критических ситуациях, так как именно этот отдел мозга отвечает за быстроту бессознательных реакций, что позволяет специалисту водного транспорта быстрее сосредоточиться, сконцентрироваться, акцентируя внимание на выполнении профессиональных обязанностей [1; 2; 6; 9].

Вестибулярная устойчивость — способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (бросков, поворотов). Функция вестибулярного анализатора состоит в сохранении устойчивого положения тела при воздействии ускорений, возникающих при перемещениях в пространстве. При этом сильные раздражители структур вестибулярного анализатора вызывают своеобразный симпатокомплекс, состоящий из соматических, сенсорных и вегетативных реакций организма. Обобщённое название этих состояний—кинетозы, или морская болезнь. Одно из распространённых названий кинетозов — «укачивание» [5; 6; 8; 11].

Цель исследования — определить уровень согласованности зрительного, вестибулярного, про- приорецептивного анализаторов и мышечного контроля у студентов 1-2-х курсов, обучающихся на факультете судовождения Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, с использованием статических двигательно-когнитивных тестов с биологической обратной связью по опорной реакции, а также состояние внимания при осуществлении визуального или смешанного контроля центра давления на опорную поверхность по биологической обратной связи.

Материалы и методы исследования. Было обследовано по 15 студентов 1-го и 2-го курса соответственно. Количественная инструментальная оценка результатов тестирования с использованием стабилометрии, на наш взгляд, позволила получить объективные данные о состоянии функции равновесия у испытуемых, повысить точность выполнения движений за счёт объективизации параметров выполнения служебных функций (движений по управлению судном) и в конечном итоге разработать и дать обоснованные рекомендации по повышению эффективности учебных занятий студентов каждого года обучения.
Для исследования использовался стабилотрена- жёр ST-150, который позволяет измерить параметры траектории перемещения координат центра масс тела человека.

В классической механике понятие «центр масс» определено как геометрическая точка, уравнивающая распределение массы по телу. В постоянном однородном гравитационном поле центр тяжести должен совпадать с центром масс, и разработчики метода стабилометрии, исследуя миграцию общего центра давления точки опоры человека на ста- билоплатформу (ОЦД) по отношению к общему центру масс (ОЦМ), выявили определённые закономерности, свидетельствующие о функциональном состоянии систем организма, участвующих в поддержании равновесия [10; 11].

В частности, измерение параметров взаимодействия физического объекта с опорой под действием гравитационной силы позволяет определить уровень его взаимодействия с внешними гравитационными полями в виде отдельных кривых на мониторе компьютера. При этом само положение центра тяжести физического тела по опорной реакции отображается в системе координат, что позволяет произвести необходимые расчёты и сравнения.

Следует отметить, что получаемая при этом информация позволяет сопоставлять количественные характеристики двигательных реакций, формируемых в процессе целенаправленных занятий по физической культуре, а значит, получать объективные, практически значимые данные, отражающие физические возможности испытуемого и его индивидуальные координационные способности.
Результаты и их обсуждение. Программное обеспечение стабилометрической платформы позволило получить информацию по каждому испытуемому студенту в виде графического изображения. В качестве примера на рис. 1 представлены данные студентов 2-го года обучения.

Статический опыт проводился в два этапа. На первом этапе испытуемый контролировал свой общий центр массы тела с открытыми глазами, что позволило оценить влияние зрительного анализатора на функцию равновесия, а на втором этапе — с закрытыми глазами. В каждом из этапов студенты тестировались в двух вариантах постановки стоп: 1) основной стойки (проба Ромберга европейской установки стоп «носки врозь»); 2) стойка, при которой линии «носок—пятка» каждой ноги параллельны (проба Ромберга американской установки стоп).

Результаты опыта выявили значительные отклонения общего центра масс у обследуемых студентов. Во время тестирования пробы Ромберга с европейской установкой стоп (евр. п.) у большинства испытуемых наблюдалась асимметрия назад и вправо, а во время пробы Ромберга американской установки стоп (амер. п.) — выраженная асимметрия вперёд и влево.

На представленных статокинезиограммах (рис. 1) результаты тестирования студентов с открытыми глазами на первом этапе опыта представлены графическим изображением кривой зелёного (или светло-серого) цвета, а на втором этапе, с закрытыми глазами — кривой чёрного цвета. Сравнивая их, можно выделить большую степень геометрического приближения общего центра давления точки опоры к общему центру масс со стороны кривой чёрного цвета, в отличие от кривой зелёного (светло-серого) цвета. Таким образом, студенты показали лучшие результаты на этапе с закрытыми глазами.

Выявленное отклонение связано с нарушениями функции равновесия у студентов вследствие асимметрии опоры на левую и правую ногу. Анализ полученных данных тестирования простуральной пробы по американской и европейской установке стоп у студентов 1-2-х курсов позволил обобщить результаты исследования, которые представлены в таблице.

Рис. 1. Пример влияния зрительного, вестибулярного и проприорецептивного анализаторов (постуральной системы) на функцию равновесия у студентов 2-го курса

Соотношение показателей уровня функции равновесия у студентов 1-2-х курсов на основе пробы Ромберга европейской и американской установки стоп, %

Согласно данным таблицы к уровню «плохо» относились результаты, соответствующие 33,1- 69,8 % ошибок, «удовлетворительно» — 26,5 -50,2 %, «хорошо» — 0,3-1,0 %. Оценки «отлично», которая означает, что пробы Ромберга выполнены без ошибок, никто не получил. Наибольшая доля ошибок (69,8 %) наблюдалась у студентов 2-го курса. Оценку «хорошо» с наименьшей долей ошибок (0,3 %) получили студенты 1-го курса.

Результаты тестирования американской пробы Ромберга, когда ступни поставлены параллельно, по мнению разработчиков метода являются более информативными, так как не характерны для повседневной ходьбы. В подтверждение этой концепции и данные наших исследований составили также более высокие значения по уровням «плохо» и «удовлетворительно» (69,8 и 50,2 % соответственно).

Результаты влияния зрительного анализатора на функцию равновесия у студентов 1-2-х курсов (рис. 2) показали, что полученная оценка, как при американской, так и при европейской пробе Ромберга, имела тенденцию ухудшения от «нормы» к «аномалиям».

Сравнительная характеристика данных рис. 2 выявила, что у первокурсников не наблюдалось отклонения зрительного анализатора на функцию равновесия, в отличие от второкурсников, у которых выявились аномальные изменения вестибулярного аппарата, что свидетельствует о недостаточной эффективности применяемой в настоящее время программы по физической подготовке.

Рис. 2. Сравнительная характеристика оценки влияния зрительного анализатора на функцию равновесия у студентов 1-2-х курсов: 100-300 — норма; 0-100 и 300-400 — аномалия

По данным В. М. Гуралиева, статокинетическая устойчивость является одним из достаточно информативных показателей функционального состояния систем регуляции равновесия [4]. Нагрузки, превышающие физиологические возможности, ведут к развитию утомления, рассогласованию стереотипа устойчивых механизмов регуляции, что прежде всего негативно отражается на функции равновесия (дифференцировка тонких движений) и, как следствие — по отношению к стоящим за штурвалом судна судоводителям — на точности движений в процессе управления.

Наряду с этим Л. Д. Назаренко с соавторами считают, что под влиянием систематических занятий физической культурой повышается уровень адаптации, в том числе и к вестибулярным нагрузкам [7]. В соответствии с этим в качестве дискуссии мы предполагаем, что исследование статокинети- ческой устойчивости с помощью описываемого метода может дать дополнительные возможности для выявления функциональных резервов центральной и вегетативной регуляции в развитии координационных способностей и функции равновесия, в том числе и у специалистов водного транспорта.

Обзор информационных источников и специальной литературы за последние годы свидетельствует о малочисленности данных стабилометри- ческих исследований будущих специалистов водного транспорта, испытывающих значительные нагрузки сложнокоординационного характера. Отсутствуют, в частности, сравнительные сведения, позволяющие сформулировать критерии оценки, во-первых, вестибулярной системы, например по «коэффициенту функции равновесия», интегрально отражающего уровень статокинетической устойчивости, и, во-вторых, оценки компенсаторных резервов функции равновесия. Дискутируются вопросы, затрагивающие необходимость изучения дополнительных физиологических механизмов стабилизации и совершенствования функции равновесия, направленные на снижение напряжённости адаптационных реакций организма учащихся [3; 4].

Выводы. Как показывают результаты проведённых исследований, есть основания считать, что метод стабилометрии представляется весьма информативным в оценке функции равновесия, так как позволяет объективно оценить влияние ведущих систем регуляции данного процесса — зрительного, вестибулярного, проприорецептивного анализаторов. Выявленные в результате проведённых опытов существенные отклонения функции равновесия у студентов 1-2-х курсов факультета судовождения требуют совершенствования или разработки новых учебных программ по физической подготовке, направленных на повышение
статокинетической и вестибулярной устойчивости студентов в ходе учебно-воспитательной работы, что в конечном итоге будет направлено на повышение уровня координационной, а значит, и производственной подготовки будущих специалистов водного транспорта.

Список литературы

1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М. : Медицина, 1968.
2. Баркер, Р. Наглядная неврология / Р. Баркер, С. Барази, М. Нил / под ред. В. И. Скворцовой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 136 с.
3. Гроховский, С. С. Метрологическое обеспечение измерений в исследованиях функции равновесия человека / С. С. Гроховский, О. В. Кубряк // Мир измерений. — 2011. — № 11. — С. 37-38.
4. Гуралёв, В. М. Организационно-педагогические условия формирования статокинетической устойчивости студентов Сибирского юридического института / В. М. Гуралев // Вестн. ЮУрГУ
Сер. Образование, здравоохранение, физкультура и спорт. — 2003. — Вып. 5 (б). — С. 172.
5. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. — М. : ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.
6. Мельникова, И. П. Влияние производственных факторов на здоровье моряков / И. П. Мельникова // Гигиена и санитария. — 2007. — № 1. — С. 42-44.
7. Назаренко, Л. Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. — 2000. — № 1. — С. 54-58.
8. Основы сенсорной физиологии / под ред. Р. Шмидта. — М. : Мир, 1984. — 287 с.
9. Покровский, В. М. Физиология человека : в 2 т. / В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько. — М. : Медицина, 2003. — 656 с.
10. Скворцов, Д. В. Стабилометрическое исследование / Д. В. Скворцов. — М. : Маска, 2010. — 176 с.
11. Язепова, О. В. Адекватность учебной нагрузки в физической подготовке студентов высших учебных заведений водного транспорта требованиям служебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / О. В. Язепова. — М., 2015. — 145 с.

Для цитирования: Парыгина, О. В. Оценка функции равновесия у студентов высших учебных заведений водного транспорта в практике учебного процесса / О. В. Парыгина, Ю. А. Матвеев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 81-86.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.06.2018)
Просмотров: 23 | Теги: равновесие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь