Воскресенье, 04.12.2016, 21:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОБЗОР ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ОБЗОР

ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЗА 2014 ГОД

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обзор подготовлен Исполнительным комитетом СНГ на основе национального доклада, представленного Правительством Республики Таджикистан (письмо Заместителя Премьер-министра Республики Таджикистан М. Алимардона N 29/5-146 от 01.04.15), и информации, имеющейся на сайте официального Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.

Целью Обзора являются обеспечение транспарентности торговой политики, соблюдения правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также объективная оценка основных показателей торговой политики и практики.

Торговая политика Республики Таджикистан строится на основе Конституции Республики Таджикистан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Таджикистан, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров, признанных Республикой Таджикистан.

В соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от 2 марта 2013 года N 1469 Республика Таджикистан является членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Следует отметить, что Республика Таджикистан также является участником Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

В Республике Таджикистан действует Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 года N 846 "О внешнеторговой деятельности", который регулирует правовые, организационные и экономические основы и главные принципы внешнеторговой деятельности, права и обязанности субъектов внешнеторговой деятельности, направлен на создание благоприятных условий для внешнеторговой деятельности и ее эффективной интеграции в мировую экономику.

Данным Законом определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Отметим принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Таджикистан:

единство внешнеторговой политики как составной части внешнеэкономической политики Республики Таджикистан;

защита государством прав и законных интересов субъектов внешнеторговой деятельности;

равенство и предотвращение дискриминации прав субъектов внешнеторговой деятельности;

единство таможенной территории Республики Таджикистан и системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан определяет порядок и методы тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли, готовит предложения по установлению норм таможенных тарифов, уточнения перечня наименований товаров, работ и услуг, экспорт и импорт которых запрещен или ограничен, а также осуществляет организацию и общую координацию работ Республики Таджикистан в ВТО.

Таможенным кодексом Республики Таджикистан определяются правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования, направленного на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Таджикистан, активизацию экономических связей Республики Таджикистан в системе мировых экономических отношений, обеспечения защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

В соответствии со статьей 25 Таможенного кодекса в целях анализа состояния внешней торговли Республики Таджикистан, контроля за поступлением в государственный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Республики Таджикистан, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Республики Таджикистан Правительству Республики Таджикистан и иным органам, которые определяются законодательством Республики Таджикистан.

На территории Республики Таджикистан в соответствии со статьей 155 Таможенного кодекса в области таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

выпуск для свободного обращения;

экспорт;

международный таможенный транзит;

переработка на таможенной территории;

переработка для свободного обращения;

переработка вне таможенной территории;

временный ввоз;

таможенный склад;

реимпорт;

реэкспорт;

уничтожение;

отказ в пользу государства;

временный вывоз;

беспошлинная торговля;

свободная таможенная зона;

свободный склад;

перемещение припасов;

специальные таможенные режимы.

В республике также действует Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года N 72 "О защите прав потребителей". Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), обеспечивает государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяют механизм реализации этих прав.

В соответствии со статьей 13 указанного Закона за нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной Законом или договором.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 341 Таможенного кодекса, а также в целях совершенствования таможенного тарифа было утверждено постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года N 450 "О таможенном тарифе Республики Таджикистан", в котором утверждены ставки ввозных таможенных пошлин и таможенного тарифа.

Торговая политика является составной частью экономической политики Республики Таджикистан. Цель торговой политики - создание благоприятных условий для таджикских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

К инструментам торговой политики относятся:

регулирование внешней торговли методами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с помощью мер экономического характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;

торговые переговоры в двух- и многостороннем форматах для достижения международных договоренностей по созданию благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

взаимодействие с деловыми кругами в целях обеспечения поддержки национальных производителей и защиты внутреннего рынка.

При выработке мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования основными задачами антимонопольного регулирования являются:

поддержание нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке Республики Таджикистан;

обеспечение баланса интересов производителей и потребителей.

 

1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Институциональные рамки

 

Внешняя торговля Республики Таджикистан регламентируется режимами, установленными законодательными и нормативными актами, двух- и многосторонними межгосударственными и межправительственными соглашениями Республики Таджикистан, а также общепризнанными международными режимами нераспространения.

Специальными нормативными актами, регламентирующим внешнюю торговлю Республики Таджикистан, являются законы Республики Таджикистан от 3 июля 2012 года N 846 "О внешнеторговой деятельности" и от 14 марта 2014 года N 1077 "О внешнеэкономической деятельности". Данные законодательные акты обеспечивают защиту прав, интересов и имущества участников внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в соответствии с общепризнанными нормами международного права и создают правовую основу для интеграции экономики республики в мировую экономическую систему.

Целями торговой политики Республики Таджикистан являются:

формирование условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

защита интересов товаропроизводителей, содействие увеличению экспорта отечественной продукции, развитию внешних экономических связей;

обеспечение равной защиты интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории в соответствии с законами Республики Таджикистан;

осуществление равной защиты всех субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан за пределами Республики Таджикистан в соответствии с нормами международного права;

либерализация внешней торговли, упрощение механизма экспорта и импорта, а также тарифного и нетарифного регулирования;

содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции;

содействие предотвращению незаконного продвижения через таможенную границу наркотиков, вооружения, предметов исторического, этнографического и культурного значения, а также редких растений и животных.

Защита государственных интересов Республики Таджикистан осуществляется как на всей территории, так и за ее пределами исключительно в соответствии с законами Республики Таджикистан, положениями подписанных ею международных договоров и нормами международного права.

 

1.2. Нормативно-правовая база

 

Основными нормативными правовыми актами в области торговой политики Республики Таджикистан являются:

Закон Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 года N 908 "О международных договорах";

Закон Республики Таджикистан от 12 мая 2001 года N 21 "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";

Закон Республики Таджикистан от 6 августа 2001 года N 42 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 года N 44 "Об отходах производства и потребления";

постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года N 450 "О таможенном тарифе Республики Таджикистан";

Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 года N 37 "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 2004 года;

Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года N 72 "О защите прав потребителей";

Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2006 года N 198 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года;

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31 декабря 2008 года;

Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 года N 846 "О внешнеторговой деятельности";

Закон Республики Таджикистан от 1 августа 2012 года N 890 "О безопасности пищевых продуктов";

нормативно-правовая база ВТО, в том числе Марракешское соглашение о создании ВТО, торговые соглашения, пакет документов о присоединении Республики Таджикистан к ВТО.

Базовыми законодательными актами в области таможенного дела в Республике Таджикистан являются Таможенный кодекс Республики Таджикистан, действующий с 1 января 2005 года, Налоговый кодекс Республики Таджикистан, действующий с 1 января 2013 года, а также нормативные правовые акты, принятые Правительством Республики Таджикистан в сфере таможенной деятельности.

Банковское законодательство - отрасль законодательства Республики Таджикистан, представляющая собой систему законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и основанное на Конституции Республики Таджикистан, состоит из следующих законодательных актов:

Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года N 524 "О банковской деятельности";

Закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 года N 722 "О Национальном банке Таджикистана";

Закон Республики Таджикистан от 2 августа 2011 года N 758 "О страховании сбережений физических лиц";

Закон Республики Таджикистан от 16 апреля 2012 года N 816 "О микрофинансовых организациях";

Закон Республики Таджикистан от 13 июня 2013 года N 964 "О валютном регулировании и валютном контроле";

прочие нормативные правовые акты Республики Таджикистан, в том числе нормативные акты Национального банка Таджикистана, а также международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется в соответствии с гражданским, таможенным и налоговым законодательством Республики Таджикистан.

Законом Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана" определены: правовой статус Национального банка Таджикистана, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимодействие с органами государственной власти, цель и основные инструменты денежно-кредитной политики, принципы и способы банковского регулирования и контроля, порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций, организация денежного обращения и расчетов, другие функции и полномочия.

Национальный банк Таджикистана ответственен за разработку и реализацию монетарной политики Республики Таджикистан.

В целях содействия межведомственному сотрудничеству, включая обмен информацией и оценку экономического состояния Республики Таджикистан, Национальный банк Таджикистана периодически проводит заседания Комитета монетарной политики, который является межведомственным консультативным органом и представляет рекомендации в правление Национального банка Таджикистана. Состав, задачи и порядок деятельности Комитета монетарной политики определяются его Положением, утверждаемым правлением Национального банка Таджикистана.

С целью обеспечения эффективного использования инструментов денежно-кредитной политики и стабильного роста денежно-кредитных показателей Национальный банк Таджикистана составляет Прогноз денежно-кредитной политики Республики Таджикистан на следующий год и ежегодно представляет его не позднее 1 ноября на рассмотрение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана ежеквартально публикует информацию о макроэкономическом положении и вопросах, касающихся реализации монетарной политики, в средствах массовой информации.

Национальный банк Таджикистана для осуществления своих задач в области денежно-кредитной политики использует следующие инструменты и методы:

процентные ставки по операциям Национального банка Таджикистана;

норматив обязательных резервов;

операции на открытом рынке;

кредитование кредитных организаций;

валютное регулирование и валютные операции;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

С целью создания соответствующих условий для ведения банковской деятельности в Республике Таджикистан Законом Республики Таджикистан "О банковской деятельности" определены следующие правовые и организационные основы банковской деятельности: понятие банка и небанковских финансовых организаций, а также банковской системы Республики Таджикистан, перечень банковских операций, принципы взаимоотношений банков с клиентами и государством, порядок создания банка, регистрации и лицензирования его деятельности (в том числе банков с участием иностранного капитала), основания для отзыва лицензий на осуществление банковских операций, понятие "банковская тайна", принципы учета и отчетности, порядок аудиторской проверки.

В 2013 году был принят новый Закон Республики Таджикистан "О валютном регулировании и валютном контроле", который устанавливает общественные отношения в области валютного регулирования и валютного контроля, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов Республики Таджикистан по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями.

Органами валютного регулирования являются Национальный банк Таджикистана и другие государственные органы, уполномоченные в соответствии с Законом.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные лица, на которых согласно требованиям указанного Закона и полученным ими лицензий возложен контроль соблюдения требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и установленного порядка осуществления валютных операций.

Агенты валютного контроля представляют отчет Национальному банку Таджикистана в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Таджикистана.

Расчеты в валюте Республики Таджикистан между резидентами осуществляются без ограничений.

Национальный банк Таджикистана определяет:

сферу, порядок использования, обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

порядок осуществления валютных операций для резидентов и нерезидентов, в том числе для уполномоченных банков.

Целью валютного контроля являются обеспечение и контроль соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства Республики Таджикистан и установленного порядка осуществления валютных операций.

Валютный контроль в Республике Таджикистан осуществляется органом валютного контроля - Национальным банком Таджикистана, другими государственными органами в пределах полномочий, установленных для них законодательством и агентами валютного контроля.

 

1.3. Соглашения

 

Торговая политика Республики Таджикистан с учетом принятых Республикой Таджикистан обязательств основана на следующих нормативных актах:

многосторонние соглашения:

Протокол о присоединении Республики Таджикистан к ВТО от 10 декабря 2012 года;

Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;

Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

Соглашение об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 года;

Правила определения страны происхождения товаров государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 года.

двусторонние соглашения, подписанные с государствами - участниками СНГ:

Соглашение между правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 2 марта 1994 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 22 ноября 1995 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о свободной торговле, Протокол об изъятиях из режима свободной торговли от 10 января 1996 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 3 сентября 1998 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Кыргызской Республики о свободной торговле от 19 января 2000 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Кабинетом Министров Украины о свободной торговле от 1 декабря 2001 года;

Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле от 26 января 2008 года.

Следует отметить, что в случае ратификации Республикой Таджикистан Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года ранее существующие двусторонние договоры о зоне свободной торговли со странами, подписавшими данный Договор, теряют силу.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.05.2016)
Просмотров: 148 | Теги: торговая политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016