Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УДАРОВ НОГАМИ И РУКАМИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

С.В.Малетин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России
А.С.Гричанов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УДАРОВ НОГАМИ И РУКАМИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Образовательные организации МВД России, будущие сотрудники полиции, техника выполнения движений, повышения эффективности обучения, методика обучения, ударная техника, удары ногами и руками, курсанты и слушатели.

В статье рассматриваются особенности повышения эффективности обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России технике ударов ногами и руками. На основе разработанной авторами методики, подразумевающей более детальное освоение ударной техники, формирование правильных траекторий и увеличение развиваемых усилий при выполнении одиночных ударов ногами и руками, а также их комбинаций, сделан количественный и качественный анализ изменений. Полученные результаты позволяют говорить о том, что данная методика способствует увеличению содержательного наполнения учебной дисциплины «Физическая подготовка», достижению высоких результатов в совершенствовании необходимых двигательных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, и формирует основу эффективных тактико-технических действий при выполнении одиночных ударов ногами и руками, а также комбинаций этих ударов.

 

Современная методика обучения в образовательных организациях МВД России обладает многообразием педагогических подходов и различных воспитательных мероприятий, направленных на формирование профессиональной ориентации курсантов и слушателей. Однако, несмотря на это, продолжает оставаться актуальной проблема недостаточного уровня физической подготовки будущих сотрудников полиции. Следует подчеркнуть, что умения и навыки, формируемые в рамках физической подготовки, составляют основу профессионально важных качеств сотрудников полиции [2, с. 4; 4, с. 103]. Практика оперативно- служебной деятельности показывает увеличение случаев сопротивления правонарушителей при силовом задержании, при этом остается достаточно высоким процент ошибочных действий, совершаемых сотрудниками при применении боевых приемов борьбы и элементов рукопашного боя, что, в свою очередь, приводит к серьезным негативным последствиям [5, с. 104].

Результаты исследований, проводимых в целях выявления наиболее часто используемых мер принуждения и силового задержания сопротивляющихся правонарушителей, подтверждают предположение о том, что сотрудники полиции преимущественно действуют в боевой стойке [6, с. 19]. Она предполагает выполнение защитных от ударов действий, нанесение ответных ударов как руками, так и ногами, выполнение приемов силового задержания. В создавшейся ситуации применение захвата и броска будет не целесообразным и может повлиять на исход поединка, вплоть до причинения тяжкого вреда здоровью сотрудника полиции. Практика применения ударов ногами и руками свидетельствует о важности и необходимости владения навыками их выполнения (для сокращения дистанции между сотрудником и правонарушителем, эффективного вхождения в боевой контакт и дальнейшего задержания).

Реалии практической деятельности органов внутренних дел подтверждают, что комплекс повышенных требований, предъявляемых к служебно-профессиональному уровню сотрудников полиции, вполне обоснован. К сожалению, качественный набор профессионально важных навыков и умений современных выпускников образовательных организаций МВД России не в полной мере соответствует таким требованиям. Об этом свидетельствуют участившиеся случаи проявления некомпетентности, нарушения служебной дисциплины с последующим увольнением из органов внутренних дел на начальном этапе самостоятельной практической деятельности выпускников [9, с. 75]. В некоторых случаях к подобным последствиям приводят недостаточный уровень физической подготовленности и психологический дисбаланс [3, с. 133; 8, с. 137; 11, с. 74]. Это вызвано тем, что в период обучения большинство курсантов и слушателей, изучая боевые приемы борьбы в рамках учебнойдисциплины« Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ударная техника ногами и руками, броски и базовые элементы борьбы, приемы задержания и сопровождения правонарушителя, личный досмотр), недостаточно мотивированы к самосовершенствованию и саморазвитию. Они не учитывают высокую степень ответственность, с которой необходимо будет относиться к своим действиям при применении данных приемов в их будущей профессиональной деятельности [7, с. 117]. Конечно, здесь играют существенную роль и недостаток учебного времени для более полного понимания и восприятия при усвоении сложно координационных приемов борьбы и ударной техники, и слабые начальные двигательные умения обучающихся. При различном уровне развития физических качеств будущих сотрудников полиции существует необходимость в индивидуальном подходе преподавателя к курсантам и слушателям. Но в большинстве случаев это малоэффективно, так как изучение боевых приемов борьбы как основного раздела дисциплины «Физическая подготовка» рассчитано на обучающихся, обладающих достаточным уровнем координации, физической силы и выносливости. На основе анализа аналитических материалов нами был сделан вывод о том, что в настоящее время доля обучающихся данной категории составляет менее 25-30%. Доля сотрудников женского пола в группах превышает 45-55%, что влечет за собой изменения в осуществлении индивидуального педагогического подхода и возникновение определенных трудностей в усвоении и запоминании сложных двигательных действий [5, с. 102].

Проблемы индивидуального подхода, обоснованные К.Д. Ушинским, получили в последние годы актуальность в связи с ориентацией современного общества на гуманитаризацию образования. Именно применение индивидуального подхода в обучении должно было позволить создать систему, эффективную для всех обучающихся [10, с. 24]. Реалии учебного процесса образовательной организации МВД России не позволяют выйти за рамки времени, отведенного для занятий, за исключением самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в спортивных секциях, в том числе за пределами территории вуза в свободное от учебных занятий время. Но таких занимающихся в секциях курсантов и слушателей, даже в среднем расчете на личный состав одного курса, по различным причинам немного [5, с. 106]. Поэтому продолжает оставаться актуальной проблема формирования профессионально важных качеств будущих сотрудников полиции в рамках образовательного процесса.

В приказе МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» особое внимание уделено формированию различных двигательных умений и навыков при выполнении боевых приемов борьбы. В связи с этим была предпринята попытка решить вопрос о повышении эффективности обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России ударной технике (удары ногами и руками) в рамках учебных занятий.

Нападение правонарушителя на сотрудника полиции или его сопротивление законным требованиям полицейского дают основания пресечь эти действия путем применения физической силы, в частности нанесением удара ногой или рукой, чем обеспечить быстрое и эффективное задержание напавшего или сопротивляющегося. При обучении ударной технике применяются сложно координационные приемы и технические действия. Поэтому для отработки определенных технических навыков и движений обучающийся должен обладать высоким уровнем физических качеств и морально-психологической готовностью к контактному поединку [6, с. 24]. Пресечение правонарушения, в ходе которого преступник оказывает активное сопротивление, обязывает сотрудника полиции выполнить комплекс соответствующих ситуации действий, которые будут направлены на задержание преступника и не вступят в противоречие с требованиями закона. Для этого необходимо проявление психических и физических качеств сотрудника органов внутренних дел, главной целью которых является пресечение действий правонарушителя и исключение возможности его победы в противоборстве такого рода. Это обуславливает необходимость максимального сокращения дистанции четкими и решительными действиями и выполнения одного-двух ударов ногой или/ и рукой в начальной стадии сокращения дистанции с правонарушителем. В дальнейшем ситуация предполагает логические действия по нанесению серии ударов руками, комбинации ударов ногами, руками, локтями и коленями, когда сотрудник уже находится на ближней дистанции.

Несомненно, опыт в ударных единоборствах, приобретенный на учебно-тренировочных занятиях, является наиболее полезным при обучении ударной технике. Но доля курсантов, имеющих такой опыт, составляет примерно 1-3% от их общего числа. Основная же масса занимающихся - это курсанты первого года обучения, у которых имеется лишь начальный уровень боевой подготовки [1, с. 6]. Для этой категории курсантов обучение ударам ногами и руками следует начать уже на первых практических занятиях по физической подготовке. Это позволит в дальнейшем изучить ударную технику более тщательно, а значит, и более эффективно. Отметим, что в подготовительную часть практического занятия, а также в занятия утренней физической зарядкой рекомендуется добавить комплекс упражнений с выполнением имитации ударов ногами и руками (в том числе перед зеркалом), защитных действий при передвижении, упражнения со спортивными снарядами, работу с напарником.

В процессе совершенствования ударной техники курсантов и слушателей необходимо помнить о таком важнейшем элементе обучения, как возможность предупреждения и исправления их ошибок на первоначальном этапе. Разделение выполнения приема на части, качественный показ отдельного элемента технического действия или его комплексное выполнение с подробными и доходчивыми объяснениями в рамках индивидуального подхода будут способствовать закреплению правильности выполнения ударов и недопущению грубых технико-тактических ошибок.

Проведенные нами предварительные исследования позволили выявить и обосновать комплекс условий, реализация которых оказывает существенное влияние на повышение эффективности процесса обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России ударной технике (удары ногами и руками). К таковым относятся:

- приобретение спортивного инвентаря, а именно экипировки для единоборств (перчатки для рукопашного боя или бокса, защитные шлемы, мягкие накладки и защиты для ног и т.д.);

- увеличение количества учебных часов по данной теме, что способствует совершенствованию качества педагогических подходов, в том числе и индивидуального;

- применение в учебных занятиях, начиная с третьего года обучения, контактной отработки ударов ногами и руками в парах с дальнейшим переходом к спаррингам и поединкам, моделирующим ситуации противоборства с правонарушителем;

- усиление пропаганды здорового образа жизни, вовлечение курсантов и слушателей в участие в спортивно-массовых мероприятиях вуза; важную роль играют соревновательные поединки по различным единоборствам, особенно по рукопашному бою, проходящие на таких соревнованиях;

- совершенствование у обучающихся физических качеств, не соответствующих уровню требуемой физической подготовленности, начиная с первого года обучения;

- формирование мотивации курсантов и слушателей к занятиям в спортивных секциях, ориентирование их на самосовершенствование и саморазвитие.

Следует отметить, что эффективность процесса обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России ударной технике зависит и от того, как решены основные педагогические задачи. К числу таковых можно отнести: успешность усвоения технико- тактических особенностей нанесения ударов; формирование и совершенствование двигательных качеств обучающихся; улучшение деятельности функциональных систем организма; формирование моральных и психических качеств занимающихся; владение комплексом теоретических и практических знаний и умений, способствующих повышению эффективности как учебной, так и будущей оперативно-служебной деятельности. В связи с этим учебный процесс основывается на таких общих дидактических принципах, как связь теории с практикой, активность и сознательность, доступность и наглядность, последовательность и систематичность, научность обучения.

В рамках поиска путей повышения эффективности обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России ударной технике была выполнена опытно-экспериментальная работа. Курсантов учебных групп 4 курса разделили на контрольную и экспериментальную группы. Отметим, что существенных различий в уровне подготовленности на начальном этапе исследования между группами занимающихся не наблюдалось. Контрольная группа занималась в рамках учебных занятий по общепринятой методике обучения технике выполнения ударов. На учебных занятиях экспериментальной группы была внедрена усовершенствованная нами методика.

Эта методика предполагает затруднение движений и уменьшение амплитуды движения частей тела, на взаимодействии которых основана техника выполнения ударов ногами и руками. Для концентрации внимания на отличительных особенностях техники и развития максимальных усилий движений используются отягощения, эспандеры и противодействие партнера. Кроме того, уделяется внимание увеличению количества упражнений на сохранение равновесия. Упражнения распределяются по комплексам, которые включаются как в подготовительную, так и в основную и заключительную части учебного занятия. При этом удары ногами и руками требуется выполнять из различных исходных положений (лежа на спине, сидя, лежа на боку, из боевой стойки) и в различных режимах. Для формирования правильных движений в плечевом поясе при ударе рукой отрабатываются упражнения с грифом штанги на плечах, с отягощением рук гантелями разного веса, наносятся удары руками с захватом пальцами одной или двух рук гимнастической стенки, с последующей опорой на партнера.

Для анализа итоговых результатов и оценки эффективности разработанной нами методики проводилось контрольное тестирование. Оценка техники осуществлялась в ходе выполнения прямого и бокового ударов ногами и руками, комбинации ударов ногами и руками. Чтобы исключить субъективность в оценивании ударной техники, была создана группа независимых экспертов (специалистов по единоборствам) в количестве четырех человек. Оценка выставлялась с использованием 10-балльной шкалы. Уровень эффективности овладения ударами определялся по результатам моделирования ситуаций задержания правонарушителя.

Тестирование групп, задействованных в исследовании, дало следующие результаты: в контрольной группе средний балл, выставленный экспертами, составил 7,9±0,7, в экспериментальной - 9,5±0,6. При оценке суммарных показателей эффективности овладения ударами контрольной группы было выявлено, что в 73,5% моделируемых ситуаций действия обучающихся привели к победе в единоборстве с правонарушителем и последующему его задержанию. В то время как обучающиеся экспериментальной группы суммарно показали эффективность овладения ударами в 91,8% моделируемых ситуаций.

Следует отметить, что при использовании разработанной нами методики существенно повысилось качество учебного процесса, что, в свою очередь, привело к значительному снижению количества грубых технических ошибок у обучающихся и формированию у них навыков эффективных технических действий при выполнении одиночных ударов ногами и руками, а также комбинаций этих ударов. Отрабатывая удары ногами и руками в условиях контактного, пусть и моделируемого, единоборства с правонарушителем, будущие сотрудники органов внутренних дел с большей эффективностью приобретают необходимые двигательные навыки в обстановке, максимально приближенной к реальной. И это является главным фактором, обусловливающим успешность и правильность применения данных навыков в будущей оперативно-служебной деятельности.

 

Библиографический список:

1. Гричанов А.С. Обеспечение безопасности сотрудников ОВД в профессиональной деятельности: Методические рекомендации. Барнаул, 2013.
2. Заречнев Д.О., Гричанов А.С., Тюкин В.Г. Индивидуальные и коллективные действия в составе служебных нарядов и групп боевого порядка при пресечении массовых беспорядков: Учебно-методическое пособие. Барнаул, 2013.
3. Кащеев Д.В., Зайцева С.В. Роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 2 (29). С. 133-135.
4. Кузнецова Л.В., Малетин С.В. Роль и место целеполагания в формировании ответственности субъекта в процессе профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 102-104.
5. Малетин С.В. К вопросу повышения эффективности обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России ударной технике рук // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 104-106.
6. Минуллин А.З., Степанов Г.И. Методика обучения ударно-защитной технике сотрудников ОВД: Учебно-методическое пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2006.
7. Морозов В.А., Тюкин В.Г., Гричанов А.С. Внедрение инновационных методов в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 1 (22). С. 117-118.
8. Семенов В.В., Медведев И.В. Роль современных технических средств в учебном процессе огневой подготовки // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1 (28). С. 137-141.
9. Тюкин В.Г., Гричанов А.С., Корнаушенко А.В., Князев С.А., Книс Д.А. Повышение практической направленности обучения курсантов посредством применения типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в процессе профессионально-прикладной физической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 74-77.
10. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн 1. Проблемы педагогики. М.: Дрофа, 2005.
11. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence» // American Psychologist. 1973. P. 74-76.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2019)
Просмотров: 20 | Теги: методика обучения, ударная техника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь