Воскресенье, 19.11.2017, 22:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ВОЛАНОМ АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ БАДМИНТОНУ

М.В.Кооль

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ВОЛАНОМ
АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ БАДМИНТОНУ

Исследовано, как при использовании упражнений аэробной направленности во время игры в бадминтон изменяются функциональные показатели физической подготовленности студентов 17-22 лет и повышаются резервные возможности организма. Доказано, что регулярные занятия бадминтоном улучшают общее физическое и функциональное состояние, повышают мышечный тонус, корректируют телосложение, улучшают эмоциональное состояние.

Ключевые слова: студенты, игровые аэробные упражнения в бадминтоне, оздоровительная направленность, выносливость.

 
Люди в возрасте 17-22 лет, относящиеся к условной группе юношеского возраста, являются особым слоем общества. Эта группа людей объединена специфическими условиями жизни и труда, а также возрастным критерием. Сегодня при различных исследованиях, на основе которых строятся статистические данные, в современном мире уровень здоровья молодых людей в возрасте 17-22 лет неуклонно снижается, что ставит под сомнение увеличение демографического показателя страны, а также здоровья будущих поколений. Низкий уровень здоровья проявляется в основном возрастающим количеством заболеваний, снижением основных параметров физического развития, в низком уровне физической подготовленности [1; 3; 6]. В жизни студента ведущую роль в компенсации отсутствия двигательной активности в течение учебной недели играют учебные занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура». Во многом устаревшие методики и формы проведения занятий не приносят должного интереса к поддержанию необходимого уровня физического развития и физической подготовленности для нормальной жизнедеятельности и эффективного изменения в функциональном состоянии занимающегося при решении оздоровительных задач занятий. В связи с этим современная организация учебной работы, физкультурно-оздоровительной работы должна основываться на системе факультативных занятий по различным направлениям спортивной деятельности.

Одним из направлений такой деятельности в Челябинском государственном университете является программа «Бадминтон. Спортивно- оздоровительная группа». Программа предусматривает семестровый курс (72 очных часа) освоения базовых основ игры в бадминтон.

Сейчас в мире бадминтон один из популярных игровых видов спорта. Для игры в бадминтон требуется открытая площадка, ракетка и волан. Игра в бадминтон — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в бадминтоне носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях и т. д.

Формулировка цели работы: исследование изменений функционального состояния студентов на занятиях бадминтоном при применении упражнений с воланом аэробного характера.

Результаты исследования: использование на занятиях игровых упражнений с воланом аэробного характера на начальном этапе обучения; упражнения носили оздоровительный и общеукрепляющий характер, а также являлись частью технической подготовки занимающегося. Исследование проводилось с января по декабрь 2016 г., в занятиях принимали участие студенты вуза в возрасте 17-22 лет.

Характерные особенности и методика проведения занятий заключалась в следующем:
- использование простых игровых заданий с воланом в различных частях занятия;
- выполнение игровых заданий с различным интервалом времени;
- изменение интенсивности выполнения игрового задания с помощью изменения числа участников;
- изменение объёма нагрузки в игровом упражнении с воланом за счёт разнообразия двигательных движений.

Главная цель аэробных игровых упражнений с воланом — изменение и повышение функциональных возможностей организма и, как следствие, продолжительности двигательной активности в отдельно взятом розыгрыше, разнообразие выполнения движений во время игры в бадминтон.

Аэробные упражнения низкой и средней интенсивности в диапазоне пульсовых значений 125140 уд./мин способствуют изменению и укреплению кардиореспираторной системы у лиц в возрастной категории от 17 до 30 лет, активно не занимающихся физической культурой и спортом.

В своём исследовании автор исходил из того, что упражнения с воланом будут повышать общую выносливость, удлинять временную продолжительность прохождения розыгрыша (количество отыгранных ударов соперника).

На практике применение игровых простых упражнений на «держание волана» показало что, изменение времени игрового упражнения, а также интенсивности прохождения упражнения, добавление или исключение двигательных действий помогают достичь изменений пульсовых значений у занимающегося на начальном этапе обучения, повысить общую выносливость и увеличить количество отыгранных воланов в отдельном розыгрыше игры.

Согласно данным И. Б. Тёмкина, А. Г. Дембо, В. А. Епифанова, В. И. Дубровского, физкультурные занятия преследуют цель повышения функциональных возможностей органов кровообращения и дыхания. Бадминтон может выступать в качестве основного тренирующего средства, поскольку, увлёкшись игрой, занимающиеся выполняют значительно большее число движений и с большей нагрузкой, чем в процессе выполнения других упражнений [2].

До и по окончании исследования фиксировались данные показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) делались с помощью подсчёта колебательных движений стенок артерии (пульса).

Замеры проводились в следующей последовательности: пульс в покое замерялся студентом самостоятельно утром после сна и фиксировался в дневнике исследования. Второй замер делался после подготовительной части занятия, перед вхождением в основную зону нагрузок. Следующий — непосредственно после применения игровых упражнений с воланом (в основной части занятия). Последний замер производился по окончании трёхминутного отдыха после предложенной нагрузки с воланом.

Изменение состояния ЧСС «среднего» студента

Полученные итоги замеров пульсометрии подтверждают то, что игровые упражнения с воланом аэробного характера влияют на сердечно-сосудистую систему и проявляются в повышении экономичности работы двигательного аппарата, системы регуляции функций и систем обеспечения организма. При этом более экономное функционирование физиологических систем тренированного организма становится заметным как в состоянии относительного покоя, так и при умеренных нагрузках, а также в период восстановления после них [4; 5].

Выводы

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что упражнения с воланом благотворно влияют на общее состояние организма студента, помогая адаптировать организм молодого человек к постепенно повышающимся нагрузкам (объёму и интенсивности) во время игры в бадминтон, расширить диапазон применения двигательных движений: прыжков, перемещений по площадке, быстрой смены положения рук туловища, ног. Также просматривается специфический эффект от применения таких упражнений с воланом: повышение общего мышечного тонуса, улучшение настроения, в отдельных случаях нормализация ночного сна, коррекция веса у занимающихся.

Список литературы

1. Белоусова, И. М. Респираторная тренировка как средство коррекции вентиляционных дисфункций у студентов подготовительной медицинской группы / И. М. Белоусова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 48-50.
2. Голубева, Г. Н. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы студентов на физические нагрузки во время проведения учебных занятий по физической культуре [Электронный ресурс] / Г. Н. Голубева, А. И. Голубев. — URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=25324697 (Дата обращения 10.01.2017)
3. Иванов, В. Д. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. — С. 60-67.
4. Ковалёва, М. В. Методика применения подвижных элементов спортивных игр на занятиях со студентами специальных медицинских групп с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Ковалёва. — Шуя, 2012. — 25 с.
5. Физиологическое обоснование модификации и оптимизации ведущих сторон функциональной подготовленности спортсменов [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=26084528& (Дата обращения 15.01.2017)
6. Насыбулина, И. Р. Физиологическая классификация физических упражнений / И. Р. Насыбули- на, В. Д. Иванов // Научное сообщество студентов : сб. материалов VI Междунар. студен. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 13-16.

Для цитирования: Кооль, М. В. Изменение функционального состояния студентов при применении игровых упражнений с воланом аэробного характера на начальном этапе обучения бадминтону / М. В. Кооль // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 100-103.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.10.2017)
Просмотров: 21 | Теги: бадминтон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь