Вторник, 23.04.2019, 23:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Котова Т. Г.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения бакалавров физической культуры с учетом личностного опыта двигательной деятельности. Автором систематизированы факторы, влияющие на качество выполнения техники, выделены ключевые дидактические единицы и структурирован учебный материал на основе модульно-блочной системы, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработаны упражнения для их коррекции.

Ключевые слова: личностный опыт двигательной деятельности, внешние и внутренние факторы, ключевые двигательные действия и типичные ошибки в технике единоборств.

 

В рамках реализации новой стратегии высшего образования и профессионального стандарта спортивный педагог должен обладать спектром общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В связи с этим выпускник высшей школы должен владеть не только основами организации деятельности занимающихся по освоению знаний, формированию умений и компетенций, но и техникой различных видов спорта, в том числе единоборств, для организации пользующегося популярностью у школьников спортизированного физического воспитания. Однако при организации процесса подготовки бакалавров физической культуры, и в частности по дисциплинам практической направленности, имеется ряд нерешенных вопросов, относящихся к организации процесса обучения и недостаточному учету индивидуально-личностных особенностей студентов, являющихся основанием для дифференциации.

Цель данного исследования - выявить факторы и типичные ошибки, влияющие на качество выполнения техники спортивных единоборств и дифференцировать процесс обучения студентов с опорой на личностный опыт двигательной деятельности.
Личностный опыт двигательной деятельности определяется нами как результат практического освоения и выполнения физкультурно-спортивной (спортивная специализация) деятельности, опирающийся на приобретенные знания, умения и физические кондиции человека, а также сформированное отношение к данной деятельности, ориентированной на самосовершенствование.

Под дифференциацией обучения мы понимаем способ построения учебного процесса через выделение групп обучающихся на основе учета их индивидуально-личностных особенностей и внесения определенных изменений в ход учебного процесса в выделенных группах.

Вслед за И.В. Манжелей [4], нами уточнены виды дифференциации, типичные для различных моделей образования и физического воспитания: селективная дифференциация реализуется в «знаниевой» модели образования, а в физическом воспитании - в «кондиционной» модели по принципу - «внешнее во внутреннее»; селективно-элективная - в развивающей по принципу - «внешняя организация внутренних процессов»; элективная - в личностно-ориентированной по принципу - «внешнее через внутреннее»; элективно-селективная - в личностно- деятельностной или компетентностной модели образования, основной принцип реализации которой - «внутреннее во внешнее».

Основное содержание работы. Вся опытно-поисковая работа (ОПР) была организованна по типу линейного исследования и состояла из трех этапов [3]. На первом этапе был осуществлен анализ личностного опыта двигательной деятельности (ЛОДД) бакалавров; отобран учебный материал и определены универсальные двигательные единицы; сформированы группы бакалавров физической культуры для осуществления дифференцированного процесса обучения; выделены отстающие специальные физические качества и типичные ошибки при выполнении техники спортивных единоборств в обучении. На втором этапе мы дополнительно применили модульно-блочное структурирование учебного материала и рейтинговую систему оценки учебных достижений бакалавров; систематизировали факторы, влияющие на качество выполнения техники двигательных действий, подобрали средства и методы, компенсирующие исправление типичных ошибок в технике единоборств и развитие физических качеств с учетом ЛОДД. На третьем этапе обучение бакалавров технике спортивных единоборств осуществлялось на основе создания образа «ориентировочной основы действия» (00Д) и выделения «основных опорных точек» (ООТ), а также осуществлялся смысловой анализ техники.

В процессе работы с бакалаврами физической культуры мы сформировали три группы соответственно с принадлежностью к виду спорта: циклические (Гр-1), ациклические (Гр-2) и ситуационные (Гр-З-А - спортивные игры, Гр-З-Б - единоборства) (B.C. Фарфель) [6]. При отборе учебного материала мы, выделили универсальные двигательные действия в стойке, партере и комбинациях которые разрешены правилами борьбы и применяются в самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбе (броски в стойке, приемы в партере, комбинации). На основе разработанной нами анкеты, определили в какой степени на результативность выполнения техники в спортивных единоборствах, влияют различные факторы [2]. Затем мы систематизировали факторы (внешние, внутренние), влияющие на качество выполнения техники спортивных единоборств бакалавров, специализирующихся в различных видах спорта и выделили типичные ошибки при освоении техники спортивных единоборств.

Внешние факторы: статусно-символические (ранг соревнований, весовая категория соперника, квалификация соперников); коммуникативные (поведение тренера, поведение болельщиков, мешают высказывания со стороны партнеров- соперников); эко-предметные (климатические условия в спортивном зале, спортивная форма).

Внутренние факторы: психологические (сложность выполнения двигательного действия, ложное представление о двигательном действии, усталость, неуверенность в себе, боязнь ошибиться, страх получить травму); физические кондиции и мышечные чувства (недостаточный уровень развития физических качеств, излишнее напряжение мышц, закрепощенность туловища, закрепощенность верхних конечностей, закрепощенность нижних конечностей, недостаточная согласованность работы рук и ног, излишние внесение в двигательное действие дополнительных ненужных движений туловищем, верхними и нижними конечностями); кинематические характеристики выполняемых двигательных действий: пространственные (ошибочное исходное положение (стойка), ошибочное положение тела во время передвижения и входа на бросок (низкая стойка), неправильное положение головы, неправильное положение туловища, неправильное положение верхних и нижних конечностей, ошибочное положение нижних конечностей (слишком прямые), амплитуда выполнения двигательного действия, неправильное направление траектории движения), временные (нарушение последовательности и временных характеристик при выполнении двигательных действий, темп выполнения двигательного действия), пространственно-временные (слишком быстрая смена положений тела, скорость выполнения двигательного действия).

Типичными ошибками в Гр-1 были рассогласованность движений рук и ног; неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; закрепощенность движений туловища и нижних конечностей; отстающими специальными физическими качествами были координация, гибкость, сила мышц пояса верхних конечностей [5]. В Гр-2 юноши (тяжелая атлетика) - неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; внесение в двигательное действие лишних движений; закрепощенность движений туловища; несоразмерность мышечных усилий; низкая скорость выполнения движений; западающими физическими качествами - скоростно-силовые способности, гибкость. Девушки (гимнастика) - неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; рассогласованность направления, темпа и амплитуды движений; отстающими физическими качествами - скоростно- силовые способности, сила мышц спины [1]. В Гр-З-А - неумение ситуационно сохранять и изменять положение тела в пространстве; рассогласованность направления, темпа и амплитуды движений, а также движений рук и ног; закрепощенность движений верхних и нижних конечностей; не достаточно развитые физические качества - сила мышц верхних конечностей, сила мышц туловища, гибкость.

На начало ОПР у спортсменов во всех сформированных группах (юноши, девушки) уровень развития общих физических качеств соответствовал высокому, специальных физических качеств - в основном среднему уровню, техника двигательных действий чаще всего соответствовала оценкам «не удовлетворительно» и «удовлетворительно». В ходе обучения бакалавров технике единоборств мы выделили недостаточно развитые физические качества и типичные ошибки, влияющие на эффективность выполнения техники двигательных действий в стойке и партере. Именно с учетом результатов первого этапа исследования нами были определены содержание, цель, задачи, средства и методы дифференциации обучения бакалавров технике спортивных единоборств на основе учета ЛОДД.

Содержание программы дифференциации обучения бакалавров технике единоборств с учетом ЛОДД включало логически завершенные модули учебного материала, состоящие из взаимосвязанных блоков (входящее тестирование, теоретический, практический: метод ико-практическая, учебно-тренировочная, самостоятельная работа; контрольное тестирование) и предполагало учет ЛОДД студентов. Каждый модуль учебного материала подразделялся на ряд учебных тем, которые реализовались через конструирование педагогических ситуаций включения, направленных на формирование необходимых компетенций. Состав упражнений формировался с учетом особенностей борьбы, обеспечивая их прочное усвоение, и включал: имитационные, подводящие, комбинированные (сопряженные), идеомоторные упражнения, направленные на коррекцию типичных ошибок в технике и развитие физической подготовленности студентов. Основные различия в обучении в сформированных группах заключались в постановке и реализации задач техники обучения студентов (сложность двигательных действий, темп и уровень освоения, количество повторений, режимы работы и отдыха) в связи со специфическими требованиями, которые предъявляются к составу необходимых технических действий в единоборствах.

Выводы. В ходе ОПР в сформированных группах уровень развития общих физических качеств во всех группах остался без изменения высоким, уровень развития специальных физических качеств достоверно вырос. Выявлена положительная динамика в выполнении техники бросков в стойке - с оценкой «отлично» стало больше студентов от 25 до 50 %, лишь в Гр-З-Б у юношей - на 22,2 %, у девушек показатели остались без изменения - 100% оценка «отлично». Значительный прирост наблюдался в технике выполнения приемов в партере с оценкой «отлично» стало больше бакалавров от 30 до 60 %, а у всех студентов Гр- З-Б показатели остались без изменения - «отлично». В ходе выполнения бакалаврами техники комбинаций - от 25 до 53% соответственно, в Гр-З-Б у юношей - на 11,1%, а у девушек показатели остались без изменения - 100% оценка «отлично».

Литература

1. Колунин, Е.Т. Конвергирование средств гимнастики в процессе начальной подготовки спортивного резерва /Е.Т. Колунин // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 12. - С. 22-24.
2. Котова Т.Г. Дифференциация обучения студентов института физической культуры технике спортивных единоборств с опорой на личностный опыт двигательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: защищена 10.12.15: утв. 22.04.16 / Котова Татьяна Германовна. - Тюмень: ТюмГУ., 2015 . -271 с.
3. Манжелей И.В. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры, 2016. - № 3. - С. 3-5.
4. Манжелей, И.В. Дифференциация в различных моделях физического воспитания / И.В.Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - №5. - С. 5-8.
5. Симонова, Е.А. Изучение координационных способностей бегунов на короткие дистанции /Е.А. Симонова, В.А.Тиссен //Сб. науч.труд. Всероссийской научно-практ. конф. с участием зарубежных представителей «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития». Тюмень, 2013. - С. 86-90.
6. Фарфель, B.C. Классификация движений в спорте / B.C. Фарфель //Теория и практика физической культуры.-1970. - № 11. - С. 4-7.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (04.03.2019)
Просмотров: 29 | Теги: единоборства | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь