Воскресенье, 04.12.2016, 21:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Р.В. Бобринёв
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Исследуются причины и условия, способствующие совершению налоговых правонарушений, и предлагаются способы ослабления их воздействия на налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, правовые нормы, налоговые отношения.

 

По разным оценкам, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджеты всех уровней.

Современный этап развития российского государства на фоне кризисных явлений в мировой и национальной экономиках, угрозы возможных экономических санкций со стороны некоторых стран запада в ответ на принятие в состав России новых субъектов не может быть с финансовой точки зрения благополучно пройдён без должного государственного внимания к обстоятельствам, способствующим девиантному поведению налогообязанных лиц. Косвенно эта проблема была затронута в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В нём глава государства отметил, что основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. Следствием этого стало снижение устойчивости федерального бюджета и увеличение государственных долговых обязательств у трети региональных бюджетов. В этой ситуации в числе прочих необходима реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием оффшорных юрисдикций [1].

Однако нужно заметить, что эффективность противодействия нарушителям налогово-правовых норм не мыслима без качественного осмысления причин и условий, обуславливающих их поведение в налоговых правоотношениях. Изучение данных обстоятельств позволяет глубоко понять их природу и противопоставить им научно разработанные профилактические мероприятия. Поэтому важнейшим направлением в борьбе с правонарушениями, в том числе совершаемыми в налоговой сфере, является их предупреждение.
Вопросы превенции правонарушений всегда интересовали отечественных исследователей. К сожалению, система предупреждения деликтности, существовавшая в советское время, практически разрушена, а новой системы, адекватной современным вызовам, пока ещё не создано. Поэтому предупреждение, в том числе налоговых правонарушений, в настоящее время больше напоминает систему со слабыми взаимодействиями. В подтверждение этому можно указать на пассивное участие налоговых органов в профилактической деятельности вследствие отсутствия у них законодательно предусмотренной обязанности по установлению обстоятельств, способствующих совершению налоговых правонарушений. Настораживает ситуация с отсутствием в свободном доступе данных о системе учёта налоговых правонарушений, об их видах, сведений о лицах, привлекаемых к налоговой ответственности, информации о налоговой рецидивности и т.п.

К примеру, изучение сайтов налоговых органов привело нас к ощущению некоего замалчивания налоговыми администраторами ситуации с налоговой правонарушаемостью. На первом плане в их работе находятся показатели, касающиеся сбора налогов, численности налогоплательщиков - организаций и физических лиц, количества исключённых налогоплательщиков из государственного реестра, числа проведённых налоговых проверок и др.

Такое положение дел, очевидно, не может не беспокоить исследователей, изучающих налоговую правонарушаемость. Неведение фискальным ведомством работы по выявлению обстоятельств, способствующих совершению налоговых правонарушений, равно как и не предание гласности результатов работы существенно ограничивает возможности по выработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на их превенцию.

Перед тем как непосредственно приступить к рассмотрению обстоятельств (причин и условий), способствующих совершению налоговых правонарушений, знание которых необходимо для создания системы их предупреждения, следует сказать о причинности в целом.
В юридической науке причинность определяется как объективно существующая связь, зависимость между двумя или несколькими явлениями, при которой одно из них (причина) порождает другие (следствия) [6, с. 138].

Причина правонарушений - это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина извечна, ибо сопутствует всем временам, народам, государствам, правовым системам. Менялись противоправность деяний, их оценка законодательством, но объяснить совершаемые правонарушения можно лишь названной выше причиной. Условия, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие её действие, очень разнообразны. Их устранение - это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними [11, с. 450].

Учитывая функциональное единство категорий причины и условия преступности, отечественные криминологи ввели в научный оборот латинский термин «детерминация», т.е. причинная обусловленность преступности, когда совместно действуют причина и условие, но причина порождает следствие, а условие ему способствует [8, с. 157]. Исходя из этого, вместо термина причины и условия, способствующих совершению правонарушений, всё чаще используется такое понятие, как «криминогенные детерминанты», или обстоятельства, способствующие совершению правонарушений. Придерживаясь указанной тенденции, мы в своей работе под детерминантами (обстоятельствами), способствующими (определяющими) совершение налоговых правонарушений, подразумеваем причины и условия, способствующие их совершению.

Обстоятельства, определяющие противоправное поведение лиц по происхождению и сущности, также как и сама деликтность, социальны. Первые попытки выявить связь различных наказуемых деяний с социальными условиями общества можно найти ещё в работах античных мыслителей. Раннебуржуазные учёные связали существование таких деяний с нищетой и бедностью широких слоёв населения, с паразитическим образом жизни власть имущих. Для России эта проблема является одной из важнейших. Разрыв между уровнем жизни бедных и богатых слоёв населения в нашей стране составляет десятки раз. По мнению Т.В. Раскиной, в целом ситуация в стране продолжает оставаться достаточно сложной, свидетельством чему является уровень жизни населения. В 2011 г. рост реальных, за вычетом инфляции, доходов граждан составил только 1 %, что ниже показателя кризисного 2008 г. когда рост доходов был 2,4 %. Не отмечается перспектив к сокращению значительной имущественной дифференциации [12, с. 38]. Это означает, что наряду с субъективными факторами на формирование негативных свойств личности влияют факторы объективные. Подчас не так просто определить, что же является определяющим обстоятельством - антиобщественная ориентация личности или жизненная ситуация. В.П. Лобзяков по этому поводу пишет, что выбор формы поведения зависит, прежде всего, от индивидуальных, в том числе волевых, качеств самого человека и лишь потом - от конкретной жизненной ситуации [9, с. 27].

До определённого момента изучению обстоятельств совершения налогообя- занными лицами запрещённых Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) деяний, влекущих непоступление в бюджетную систему государства обязательных платежей, в отличие от иных общественно-порицаемых деяний, в соответствующей литературе уделялось недостаточно внимания. И только в связи с коренными изменениями в государственной политике и переходом к рыночной экономике, указанная проблема приобрела особую актуальность. Тем не менее следует ещё раз отметить недостаточность осмысления и анализа со стороны учёных и государства проблемы предупреждения налоговых правонарушений. Отчасти это обусловлено причинами, о которых мы сказали ранее.

Французский специалист в области финансового права П.М. Годме выделял следующие причины уклонения от уплаты налогов: моральные, политические, экономические и технические [2, с. 399-406]. Другие учёные среди причин, влекущих налоговое неповиновение, выделяют: экономические, политические, технические, моральные, правовые и причины организационного характера [7, с. 55; 19, с. 19]. При рассмотрении далее содержания детерминант рассматриваемых правонарушений мы будем придерживаться указанной классификации.

Обстоятельства налоговых правонарушений экономического характера имеют первостепенное значение. В значительной степени они обусловлены и самой налоговой системой, формируемой в России. Так, по мнению Д.Г. Черника, одним из недостатков российской налоговой системы является то, что законодатели и правительство стремятся не столько к расширению налоговой базы путём стимулирования развития производства и предпринимательства, сколько к сбалансированию бюджета, и таким образом, фискальная функция налогов начинает преобладать над стимулирующей [14, с. 19].

Государство, устанавливая налоги, стремится обеспечить себе материальную базу для решения стоящих перед ним задач. В связи с этим фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется основное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. В условиях, когда государство оказывается неспособным обеспечить выполнение этих программ, обеспечить конституционные права своих граждан на труд, оплату этого труда и т.п., у граждан складывается впечатление, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах. Приемлемость же поведения государства в налоговых отношениях состоит в том, что налоги должны одновременно пополнять бюджет и не угнетать производство.
Достижение указанной цели связано, прежде всего, со снижением налогового бремени и наличием в государстве простой и прозрачной системы налогообложения. Тем не менее, исходя из основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., приоритетом Правительства РФ выступает неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут её оптимальный уровень. Это значит, что те сектора (например, имущественный сектор физических и юридических лиц), в которых оптимальный уровень налогообложения пока ещё минимален, вскоре будут вовлечены в полноценный налогооблагаемый оборот. Уже в текущем году эскалация налоговой нагрузки коснётся некоторых юридических лиц - плательщиков налога на имущество юридических лиц в отношении отдельных объектов недвижимости, физических лиц - плательщиков налога на имущество физических лиц, налогоплательщиков акцизов, транспортного налога (владельцев дорогих автомобилей), единого налога на вменённый доход, налога на добычу полезных ископаемых (в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной). При этом так называемая «плоская» шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц, предусматривающая равное налоговое бремя без относительно к размеру получаемого лицом дохода, осталась без изменения.

Между тем лица, управляющие страной не должны забывать, что налоговые отношения должны отвечать объективным экономическим условиям. Это означает, что любое изменение в системе налогообложения должно происходить в соответствии с условиями воспроизводства, материальное положение налогоплательщиков достаточно часто выступает определяющим фактором совершения налоговых правонарушений. Для многих сокрытие доходов и имущества от налогообложения становится единственным способом самозащиты своих прав и законных интересов. Тем более что сокрытие налогов ряд учёных Северо-Кавказского федерального университета [15, с. 20] относят к безопасному способу удовлетворения материальных потребностей личности.

К числу политических обстоятельств, способствующих уклонению от налогообложения, относится не оформившаяся политическая система России. Не секрет, что политические партии финансируются в большей или меньшей степени за счёт денежных средств, получаемых в виде добровольных пожертвований, в том числе от различных сомнительных организаций. Иногда такие средства добываются способами далёкими от законных, в том числе посредством «обирания» предпринимателей (вымогательства). В связи с этим последние вынуждены изымать из оборота значительные денежные ресурсы, что уменьшает их доходы и детерминирует уклонение от уплаты налогов.

Отметим также, что от общей политической ситуации в стране напрямую зависит уровень налоговой дисциплины. Так, в периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Политические причины уклонения от уплаты налогов связаны с регулирующей функцией налогообложения, посредством которого государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путём неисполнения норм налогового законодательства оказывают определённое противодействие господствующей группе [10, с. 185].
К детерминантам технического характера, влекущим уклонение от уплаты налогов, с одной стороны, относят несовершенство форм и методов налогового контроля. До сих пор не утратила своей актуальности, изложенная почти пятнадцать лет назад мысль И.И. Кучерова о том, что, к сожалению, пока ещё типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства [7, с. 65]. Не устранены эти явления и по сей день.

С другой стороны, упречность налогового контроля вытекает из отсутствия идеологии контроля в целом и прочной организационной основы. Глубина контроля зависит от дисциплины, суть которой заключается в том, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство о налогах и сборах, своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги и сборы. Однако, как показывает практика, дисциплина в России соблюдается плохо. Многие лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, по-прежнему, не регистрируются в налоговых органах. Из тех же, кто все-таки зарегистрировался, немало таких, которые не применяют в своей деятельности считывающие, запоминающие и иные технические устройства, в том числе в связи с их дороговизной и отсутствием подготовленных кадров по их эксплуатации и ремонту.

Рассматривая моральные (нравственно-психологические) обстоятельства совершения нарушений налогового законодательства, многие авторы обращают внимание на личностное, негативное отношение налогоплательщиков к существующей налоговой системе, низкий уровень правовой и налоговой культуры, а также гипертрофированную корыстную мотивацию. Именно нравственные факторы, по их мнению, являются основной причиной налоговых правонарушений.

Следует признать, что проводимая в России социально-экономическая реформа в качестве побочного явления расшатала нравственные устои общества, породила значительные деформации массового общественного сознания и общественной морали. Так, по данным директора Российского независимого института социальных и национальных проблем М. Горшкова, в 1998 г. около 45 % молодых людей в возрасте до 30 лет к уклонению от уплаты налогов относились с одобрением [3]. Проведённые в 2004 г. опросы показали, что половина россиян убеждены, что уклоняться от уплаты налогов нельзя ни при каких обстоятельствах. Около 30 % придерживаются мнения, что бывают ситуации, когда уклонение от уплаты налогов допустимо, относя к ним: низкий уровень жизни; несправедливость налогообложения; неправильное распоряжение государством собранными в виде налогов средствами; безнаказанность; разовый доход [13]. Можно предположить, что на сегодняшний день процент лиц, одобряющих уклонение от уплаты налогов, может быть ещё выше. Объясняется это ухудшающейся обстановкой в российской экономике (нехватка бюджетных доходов, сокращение бюджетных расходов с частичным переложением их на работающее население страны, обесценивание рубля, увеличение стоимости кредитных ресурсов при неизменности ставки рефинансирования и т.п.) и политике (не сменяемость власти, монополия одной политической партии).
Обстоятельства совершения налоговых правонарушений правового характера ряд учёных относит к числу первостепенных. В их числе противоречивость, а также нестабильность отечественного налогового законодательства. Его громоздкость, сложность, а порой и запутанность ведёт не только к умышленному уклонению от уплаты налогов, но и к различного рода ошибкам и попросту упущениям со стороны добросовестных налогоплательщиков. Как отмечает А.А. Кочкаров, несмотря на кодификацию законодательства о налогах и сборах, в правоприменительной практике налоговые органы опираются на огромное количество актов подзаконного характера: инструкции, письма, разъяснения, исходящие не только от федеральной налоговой службы, но и от Минфина России, ЦБ РФ, судов и т.д. [5, с. 30].

Дополнительные трудности предпринимателям создают также постоянно вносимые изменения в действующее законодательство о налогах и сборах. Например, с 2014 г. вступили в силу поправки, касающиеся восьми из одиннадцати (за исключением водного, игорного, земельного налогов) установленных налогов и трёх из пяти специальных налоговых режимов. Избежать ошибок, не тратя значительные средства на бухгалтеров и аудиторов, налоговых консультантов становится всё труднее. Это значит, что указанные обстоятельства, в первую очередь, негативно отражаются на материальном положении законопослушных налогоплательщиков. Для лиц же, имеющих противоправную ориентацию в налоговых правоотношениях, подобные изменения лишь усиливают мотивацию к нарушению в корыстных целях налогового законодательства. Таким образом, имеющиеся правовые коллизии в налоговом законодательстве оказывают отрицательное воздействие на ситуацию с налоговой правонарушемостью.

Изучая вопросы налоговой деликтности М.Н. Кобзарь-Фролова, пришла к выводу, что основной организационной причиной на сегодняшний день является несогласованность в действиях специалистов налоговых органов, непосредственно участвующих в налоговых проверках, и юридических отделов налоговых органов, которые непосредственно подготавливают дела для передачи их на разрешение возникших споров в соответствующие суды. А также несогласованность в действиях работников налоговых органов и различных регистрирующих органов [4, с. 168]. Соглашаясь с высказанным мнением, полагаем, что в числе детерминант налоговых правонарушений организационного плана следует также рассматривать неведение налоговой службой деятельности по установлению обстоятельств, способствующих совершению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Как показало выборочное изучение актов налоговых проверок и решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности, руководитель налогового органа или его заместитель, как правило, предлагает в итоговой части решения виновным организациям выполнить следующие действия: уплатить недоимку; уплатить штрафы; уплатить пени; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учёта. То есть, должностные лица налоговых органов не обременяют ни себя, ни налогоплательщиков конкретными предписаниями по внесению исправлений в учётные документы. Нет в этих актах, принимаемых должностными лицами налоговых органов, информации об обстоятельствах совершения выявленных правонарушений. В то же время в описательных частях этих документов, содержащих показания допрошенных лиц, такие причины часто просматриваются. Однако их анализом должностные лица налоговых органов не занимаются, что, по нашему мнению, объясняется отсутствием в НК РФ и Законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации» закреплённой за ними обязанности по выявлению обстоятельств совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и принятию мер по их устранению. Между тем появление в законе такой обязанности имело бы ощутимый превентивный эффект. Ведь, кто если не должностные лица налоговых органов, проводящие по несколько месяцев выездные налоговые проверки в помещениях налогоплательщиков, смогут в максимальной степени знать указанные обстоятельства.

В этой связи представляется, что установление должностными налоговых органов детерминант налогового правонарушения, их фиксация в соответствующем акте (например, в представлении или предписании об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налогового правонарушения) с указанием на возможную меру ответственности за его неисполнение, позволит эффективно воздействовать на поведение налогоплательщика.

К причинам организационного характера также следует отнести известную ведомственную разобщённость потенциальных субъектов профилактики налоговых правонарушений. Так, несогласованность действий налоговых органов, органов внутренних дел, следственных органов, органов прокуратуры значительно усиливает криминогенную ситуацию в налоговой сфере. Это особенно опасно в условиях, когда, как отмечают некоторые учёные, прокурорами устанавливаются факты практически повсеместного ненадлежащего исполнения налоговыми органами обязанностей по осуществлению налогового контроля.

Завершая рассмотрение обстоятельств, способствующих противоправному поведению в налоговых правоотношениях, следует отметить, что их перечень не является закрытым. Помимо рассмотренных нами детерминант, отдельные учёные выделяют и другие, например, детерминанты социального характера.

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 гг.» // Солидарность. - № 23. - 1926 июня.
2. Годме П.М. Финансовое право / П.М. Годме. - М.: Прогресс, 1978. - С. 399-428.
3. // Известия. - 1998. - 21 января.
4. Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой де- ликтности: монография / М.Н. Кобзарь-Фролова. - М.: ВГНА Минфина России, 2010.

5. Кочкаров А.А. Причины и условия налоговых правонарушений / А.А. Кочкаров // Финансовое право. - 2011. - № 6.
6. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Э. Эминова. 3-е изд. Перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 734 с.
7. Кучеров И.И. Налоги и криминал / И.И. Кучеров. - М., 2000. - 350 с.
8. Криминология: учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998. - 566 с.
9. Лобзяков В.П. Криминология и административная юрисдикция милиции / В.П. Лобзяков. М., 1996. - 128 с.
10. Основы налогового права: учебно-методическое пособие / Под. ред. С.Г. Пепеляева. - М., 1995. - 496 с.
11. Причина и условие совершения правонарушений в современном российском обществе. Общая теория права / Под общ. ред. В.К. Баева. - Нижегородская ВШ МВД России, 1993.
12. Раскина Т.В. Роль органов прокуратуры в предупреждении налоговых преступлений в контексте современной уголовно-правовой политики РФ / Т.В. Рас- кина // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 4.
13. // Российская газета. - 2004. - 2 ноября.
14. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике / Д.Г. Черник // Финансы. - 1992. - № 3. Ю.Г. Волгин,
канд. юрид. наук, декан юридического факультета Кемеровского института (филиала) РГТЭУ
15.    Щербакова Л.М. Психологические черты личности налоговых преступников / Л.М. Щербакова, О.П. Белая, В.Н. Босаков // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 4.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.03.2016)
Просмотров: 383 | Теги: правонарушения, Налоговые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016