Суббота, 03.12.2016, 01:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность в налоговой сфере

§ 4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность в налоговой сфере

Субъективную сторону состава как административного, так и налогового правонарушения характеризуют предусмотренные соответственно нормами КоАП РФ и НК РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения в налоговой сфере.

В соответствии с КоАП РФ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, относятся:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Статья 112 НК РФ при наличии существенных обстоятельств позволяет в индивидуальном порядке снизить или увеличить виновному лицу размер налоговых санкций. Порядок такой корректировки установлен п. 3 ст. 114 НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) Стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) под влиянием угрозы или принуждения;

3) материальная, служебная или иная зависимость;

4) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

По смыслу этих обстоятельств они применимы преимущественно к налогоплательщикам - физическим лицам.

Для того чтобы применить предусмотренные данной нормой условия, следует обязательно установить причинную связь между совершением налогового правонарушения и указанными тяжелыми обстоятельствами.

Следующим обстоятельством является совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Угроза - это психическое воздействие на волю лица посредством заявления ему о причинении вреда в будущем, если данное лицо не совершит определенного деяния, имеющего признаки состава налогового правонарушения. Для того чтобы использовать данное обстоятельство, необходимо установить реальность характера угрозы, то есть угрожающее лицо должно обладать действительной возможностью причинения вреда правонарушителю или членам его семьи.

Физическое принуждение, воздействие может быть выражено в причинении побоев, телесных повреждений правонарушителю, его родным или близким, уничтожении или повреждении их имущества.

Материальная зависимость наблюдается в том случае, если налоговое правонарушение совершается субъектом в интересах лица, которое его материально обеспечивает и содержит. Служебная зависимость наблюдается в отношениях подчиненности между лицом, совершившим налоговое правонарушение, другому лицу (руководителю либо наделенному соответствующими полномочиями административно-распорядительного характера), которое принудило к совершению данного правонарушения.

Субъект административной юрисдикции вправе признать по своему усмотрению в качестве смягчающих ответственность обстоятельств и иные обстоятельства, не предусмотренные законодательством. В данном случае субъект административной юрисдикции в налоговой сфере вправе действовать по так называемому административному усмотрению, под которым следует понимать определенную рамками правовых норм известную степень свободы субъекта правоприменения в разрешении индивидуального дела, предоставляемую в целях принятия оптимального решения по делу.

Указанный перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в п. 1 ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим, т.е. по сути является открытым. В п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 отмечается, что суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 12 октября 2010 г. N 3299/10, поскольку перечень смягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим, суд вправе признать иные обстоятельства, не указанные в подп. 1, 2, 2.1 п. 1 ст. 112 НК РФ, в качестве смягчающих ответственность. При этом отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства даже в том случае, если налоговый орган частично применил положения ст. 112 НК РФ.

Единственным обстоятельством, отягчающим ответственность, п. 2 ст. 112 НК РФ признает совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом п. 3 ст. 112 НК РФ устанавливает, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

В этом плане представляют интерес Постановления Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 15557/07 и от 9 декабря 2008 г. N 9141/08. Суд разъяснил, что увеличение размера штрафа за налоговые правонарушения на 100% в соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ допустимо только в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, совершило правонарушение уже после привлечения его к ответственности за аналогичное правонарушение.

Кроме того, сходные разъяснения содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 1400/10. Исходя из данного судебного акта применение п. 4 ст. 114 НК РФ возможно только при наличии следующей последовательности:

- совершение первичного правонарушения (например, неуплата налога по итогам конкретного периода);

- привлечение к налоговой ответственности за первичное правонарушение;

- совершение повторного правонарушения (неуплата налога по итогам какого-либо последующего периода);

- привлечение к налоговой ответственности за повторное правонарушение с учетом п. 4 ст. 114 НК РФ.

Наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, учитывается судом и при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса за совершение данного вида налогового правонарушения, а при наличии отягчающего обстоятельства (повторность) размер штрафа увеличивается на 100%.

При этом выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, обязан согласно подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Таким образом, налоговый орган должен учитывать смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства при рассмотрении материалов налоговой проверки о налоговом правонарушении и при принятии решения по результатам проверки. При определении размеров соответствующих санкций налоговый орган также должен учитывать смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Как справедливо обращает внимание Ю.М. Лермонтов, НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств <117>.

--------------------------------

<117> Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".


КоАП РФ в отличие от НК РФ помимо повторного совершения правонарушения в ст. 4.3 устанавливает еще целый ряд обстоятельств, отягчающих административную ответственность за административные правонарушения в различных сферах государственного управления. К ним относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения <118>, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса (один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания);

--------------------------------

<118> Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.


3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные в КоАП РФ обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Одной из последних новелл КоАП РФ явилась возможность установления открытого перечня отягчающих обстоятельств. Так, Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений <119>.

--------------------------------

<119> См.: ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012).


Контрольные вопросы


1. Перечислите признаки административной ответственности.

2. Проанализируйте особенности административной ответственности за налоговые правонарушения.

3. Охарактеризуйте основные принципы административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

4. Проклассифицируйте субъекты административной ответственности по трем группам - общие, специальные и особые.

5. Дайте понятие должностного лица как субъекта административной ответственности.

6. По российскому законодательству могут ли привлекаться юридические лица к административной ответственности за налоговые правонарушения?

7. Рассмотрите возможность привлечения должностных лиц налоговых органов к административной ответственности.

8. Сравните обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную и налоговую ответственность.


Список нормативно-правовых актов и литературы


Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012).

4. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

6. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 08.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

7. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

8. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

9. Указ Президента РФ от 11.01.1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (ред. от 14.01.2011) // Российская газета. 1995. N 11 - 12 (В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании).

10. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г. // СПС "КонсультантПлюс".

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (ред. от 23.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

12. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 N 13894/03 по делу N А19-6866/03-26: Протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников (Вестник ВАС РФ. 2004. N 7).


Литература


13. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. 399 с.

14. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики: В 2 кн. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2004. Кн. 1. 829 с.; Кн. 2. 876 с.

15. Кизилов В.В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. 220 с.

16. Кизилов В.В. Обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов: Анализ действующего законодательства России. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006.

17. Лапина М.А. Административное право: Учебное пособие // СПС "КонсультантПлюс".

18. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

19. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: Волтерс Клувер, 2010.

20. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс".

21. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е издание. М.: Проспект, 2011.

22. Адушкин Ю.С. Субъекты административной ответственности: новеллы и проблемы реформированного КоАП РФ // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы административной ответственности в России: Сб. статей. Н. Новгород, 2002.

23. Воронов А.М., Аветисян К.Р. К вопросу о классификации принципов административной юрисдикции в налоговой сфере // Финансовое право. 2011. N 1.

24. Курилюк Ю.Е. Ответственность должностных лиц налоговых органов // Налоги (журнал). 2008. N 4.

25. Лапин А.В., Лапина М.А. Об отмене презумпции невиновности за административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ, в случае их фиксации специальными техническими средствами // Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: Статьи и доклады VIII Междунар. науч-практ. конф. Москва, 23 мая 2008 г. / Под ред. Н.В. Тихомировой, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

__________________

Тема 2.3. Понятие и содержание административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов

§ 1. Понятие и признаки административной ответственности

§ 2. Принципы административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства

§ 3. Субъекты административной ответственности

§ 4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность в налоговой сфере

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 794 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016