Четверг, 08.12.2016, 03:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении

Тема 3.3. Доказательства и доказывание в административном производстве по делам о правонарушениях в области налогов и сборов

После изучения данной темы студент будет

знать: нормативно-правовые акты, регулирующие процесс собирания, исследования, оценки и использования доказательств и процесс доказывания по делам об административных правонарушениях, определяющие права и обязанности участников правоотношений; порядок сбора доказательств; процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов.

уметь: ориентироваться в специальной литературе, административном законодательстве, законодательстве о налогах и сборах; правильно толковать и применять нормативные правовые акты; анализировать нормы административного и налогового права, правоприменительную практику, решения судов; правильно составлять и оформлять процессуальные документы, используемые для фиксации доказательств и имеющие доказательственное значение при рассмотрении дел об административных правонарушениях; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в данной сфере юридической деятельности.

владеть: навыками фиксации, исследования и использования доказательств при обнаружении административного правонарушения и проведении административного расследования, навыками правильного составления и оформления процессуальных документов.

 

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении

Доказывание представляет собой комплексное понятие, поскольку на всем протяжении доказательственной деятельности происходит познание и удостоверение фактов, обмен информацией, осуществляется мыслительно-логическая деятельность, происходит методичная работа с доказательствами и процессуальное оформление результатов.

Под источниками доказательств и доказывания понимают совокупность определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе собирания, представления, исследования, оценки доказательств, а также в процессе доказывания.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы доказывания по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В Конституции РФ закреплены основные положения, среди которых можно выделить следующие:

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49);

- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50);

- никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51).

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения механизма доказывания и доказательств в налоговых отношениях несколько подробнее, хотя и в недостаточной степени. Среди основных принципов выделим следующие:

- при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (п. 4 ст. 101, п. 7 ст. 101.4);

- лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;

- лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;

- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о налоговом правонарушении и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п. 6 ст. 108);

- пока не доказано обратное, для целей налогообложения цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40).

КоАП РФ так же достаточно подробно регламентирует вопросы доказывания по делу об административном правонарушении (ч. ч. 2, 3 ст. 1.5, гл. 26).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ доказывание по делу об административном правонарушении включает ряд обязательных обстоятельств, подлежащих выяснению:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Основным вопросом, подлежащим доказыванию при рассмотрении дела, является вопрос о наличии события административного правонарушения. Выяснить наличие события административного правонарушения означает установить, какие конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер и предусмотренные настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, были совершены.

В случае если юридический состав правонарушения по своей конструкции является материальным и предусматривает наступление в результате противоправного деяния вредных последствий, то необходимо определить, имеются ли такие последствия, а также существует ли причинно-следственная связь между деянием и наступлением этих последствий. Когда объективная сторона юридического состава данного административного правонарушения определяется и иными факторами (временем, местом, способом, характером совершения деяния, его повторностью, неоднократностью, злостностью, систематичностью), необходимо также установить, присущи ли они фактически совершенному деянию.

В процессе производства по делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и способность этого лица быть субъектом данного правонарушения. Далее необходимо установить, какое физическое или юридическое лицо совершило соответствующие противоправные действия (или бездействие), влекущие административную ответственность, его деликтоспособность.

Лицо, совершившее противоправное деяние, может быть установлено на основе проверки и анализа всех обстоятельств дела, исследования и оценки собранных по делу доказательств.

Установив событие административного правонарушения и лицо, совершившее противоправное деяние, судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, должен выяснить, виновно ли данное лицо. Для этого необходимо на основе оценки всех обстоятельств дела установить, имелись ли в действиях (бездействии) этого лица умысел или неосторожность. Когда юридический состав данного правонарушения в качестве обязательных признаков его субъективной стороны предусматривает определенные цель или мотив совершения правонарушения, они также подлежат выяснению. Если указанные цель или мотив не доказаны, то ответственность за данное правонарушение исключается.

Выяснению подлежат также характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, должны установить не только наличие, характер, но и размер причиненного правонарушением имущественного ущерба. При принятии решения по делу стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

В процессе доказывания правоприменителем должны быть установлены также причины и условия совершения административного правонарушения. Включение в предмет доказывания других обстоятельств по делам об административных правонарушениях свидетельствует о том, что предел доказывания не может быть определен конкретным этапом выполнения определенного процессуального действия или их совокупности. Предел доказывания может быть достигнут только при наличии всей совокупности доказательственного материала, необходимого для принятия законного и обоснованного решения по делу. Включение в КоАП РФ выяснения причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, указывает на политику государства в сфере административной юрисдикции по профилактике и предупреждению нарушений во всех областях жизнедеятельности общества <179>.

--------------------------------

<179> См.: Казина Т.В. Понятие и содержание доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях // Налоги (газета). 2011. N 10.


Обстоятельства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, подлежат выяснению посредством проведения процессуальных действий.

Для решения задачи выяснения обстоятельств административного правонарушения законодателем предусмотрена возможность проведения следующих процессуальных действий:

1) получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ);

Процессуальное положение лиц, чьи объяснения имеют отношение к делу, определяется ст. ст. 25.1, 25.2 и ст. 25.6 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший и свидетель вправе давать объяснения и пояснения по делу, делать замечания по поводу правильности занесения их показаний в протокол. Свидетель обязан дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу.

Объяснения и показания перечисленных выше лиц являются прямыми доказательствами по делу, имеющими важное значение для объективного рассмотрения дела.

В процессе проведения административного расследования и иной проверочной деятельности составляется письменное объяснение опрашиваемого.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, протоколе судебного заседания, а в случае необходимости органом, составляющим протокол об административном правонарушении, записываются и приобщаются к делу в качестве отдельных документов.

Свидетель - это лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания свидетеля отражаются в протоколе, записываются и приобщаются к делу в качестве отдельных документов;

2) проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении о назначении экспертизы должны содержаться:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Эксперту разъясняются его права и обязанности, и он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

До направления определения о назначении экспертизы в экспертное учреждение или эксперту судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта;

3) взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ).

При производстве по делам об административных правонарушениях предусмотрено взятие проб и образцов. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Лицо, в отношении которого ведется административное расследование, а также свидетели и потерпевшие должны представлять субъекту, ведущему административное расследование, необходимые образцы для сравнительного исследования, которыми обычно являются отпечатки пальцев и ступней ног, слепки зубов, образцы волос, крови, слюны, почерка, фонограммы голоса и иные. В исключительных случаях при отказе представить образцы те из них, характер которых это допускает, могут быть получены принудительно.

В необходимых случаях в изъятии образцов участвует специалист, который дает рекомендации по их качеству и способу получения, оказывает помощь в отборе и упаковке.

В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об изъятии вещей и документов в качестве образцов и проб составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ;

4) фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ).

Статья 26.6 КоАП РФ предусматривает возможность фотографирования и фиксирования иным способом вещественных доказательств. Под фотографированием понимается фиксация вещественных доказательств при помощи фотосъемки с использованием фотографической техники. К иному способу фиксации вещественных доказательств относятся киносъемка, видео-, аудиозапись. Так же для фиксации вещественных доказательств может использоваться ксерокопирование документов и изображений. Фотографические снимки, киносъемка, видео-, аудиозапись совместно с вещественными доказательствами приобщается к материалу дела об административном правонарушении, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе осмотра.

Аналогичным образом оформляется фотосъемка при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).

Фотографические снимки и относятся к документам (ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ) и признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ);

5) направление поручения для совершения определенных действий по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ).

Должностные лица, рассматривающие конкретные дела, вправе при подготовке дела к слушанию или в процессе рассмотрения дела при необходимости давать поручения должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами административной юрисдикции и имеющих свои территориальные органы, о проведении отдельных процессуальных действий. К таким органам относятся, например, органы внутренних дел, входящие в систему МВД России, территориальные органы федеральных служб, осуществляющих государственный контроль и надзор, и др. Поручения должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, даются в том случае, если они сами не могут провести процессуальные действия или эти действия необходимо провести в не территориального подразделения. Поручения о совершении отдельных процессуальных действий вне территориальных органов могут содержать взятие проб и образцов для проведения экспертизы, опрос свидетеля, изъятие документов и т.п. Срок исполнения поручений пять дней со дня их получения исполнителем;

6) направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в исполнительные органы. Запрос - оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства, документ, направленный должностным лицом, соответствующего территориального органа.

Запрос в компетентные органы направляется в письменной форме.

Запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса;

7) истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При необходимости получения каких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу об административном правонарушении, орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело, вправе направить определение об истребовании сведений. В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти, определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию, независимо от форм собственности.

Организация или должностное лицо, получившие запрос, обязаны в трехдневный срок либо представить истребуемые сведения, либо уведомить о невозможности их представления. Если организация или должностное лицо не располагает истребуемыми сведениями, об этом уведомляется орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело, в трехдневный срок со дня получения определения судьи, органа, должностного лица, вынесших это определение. Исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых уполномочены истребовать сведения по делу об административных правонарушениях, установлен ст. ст. 23.2 - 23.63 КоАП РФ.

____________________

§ 2. Собирание, исследование, оценка и использование доказательств по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

 

§ 3. Экспертиза по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

 

§ 4. Вещественные доказательства и документы

§ 5. Оценка доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 1633 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016