Пятница, 02.12.2016, 22:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРОТУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции

Комментарий к статье 11 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к обороту информационной продукции.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, не допускается. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены комментируемым Законом.

Комментируемая норма содержит лишь основные моменты отношений в области оборота информационной продукции, поэтому в нем присутствуют отсылочные нормы. В этой связи надлежит обратиться к ст. 2 комментируемого Закона, содержащей основные понятия. Так, под оборотом информационной продукции понимается следующая деятельность:

1) предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке). Под указанной деятельностью следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

2) аренда. Основным признаком аренды, установленным ст. 606 ГК РФ, является передача арендодателем информационной продукции арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В первом случае арендатор не приобретает статуса собственника. Во втором он становится законным владельцем и ему предоставляются вещно-правовые способы защиты прав;

3) прокат, т.е. распространение информационной продукции в любой форме и любыми способами;

4) раздача, выдача из фондов общедоступных библиотек. Согласно ст. 1 ФЗ "О библиотечном деле" общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации;

5) публичный показ (воспроизведение, сообщение), публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий). Под показом фильма понимается публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами (ст. 3 ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"). Кроме того, п. 2 ст. 1270 ГК РФ под публичным показом произведения понимает любую демонстрацию оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (п. 2 ст. 1270 ГК РФ);

6) распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. Эфирное вещание представляет собой процесс передачи сигналов, несущих программы. Согласно ст. 1 Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.), сигнал - это создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы; программа - совокупность материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков или изображений и звуков, передаваемых посредством сигналов с целью последующего распространения. Сеть Интернет является одной из форм информационного пространства, представляющего собой совокупность самостоятельных материалов, объединенных по смыслу. Каждый документ имеет уникальный адрес в сети Интернет. В широком смысле под радиосвязью понимается электрическая связь. Подвижная радиотелефонная связь является разновидностью телефонной связи, которая не определяется географически в пределах территории Российской Федерации и использует ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации (п. 4 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161).

Далее, для определения информации, запрещенной для распространения среди детей, следует обратиться к нормам ч. 2 ст. 5 комментируемого Закона. Согласно ст. 13 комментируемого Закона не может транслироваться по телевидению и радио с 4 часов до 23 часов по местному времени (кроме платных каналов) информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение.

2. Часть 2 комментируемой статьи вводит ограничения, устанавливаемые для оборота информационной продукции, содержащей запрещенную для распространения среди детей информацию. В частности, оборот указанной информационной продукции не допускается:

1) в местах, доступных для детей. Под местами, доступными для детей, понимаются общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции (ст. 2 комментируемого Закона);

2) без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от запрещенной информации. Указанные мероприятия включают в себя дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты детей; создание информационно-технической инфраструктуры; развертывание программно-технических комплексов, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных комментируемым Законом. Названные меры и средства требуют принятия соответствующих подзаконных актов.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи Правительство РФ определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Таким органом является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России). О полномочиях Минкомсвязи России см. комментарий к ст. 4 комментируемого Закона. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 Минкомсвязь России вправе самостоятельно принимать требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

По состоянию на 1 августа 2013 г. разработан проект Приказа "Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" <17>, которым предусмотрены:

--------------------------------

<17> URL: http://minsvyaz.ru/common/upload/prikaz_po_detyam_mrg2.pdf.


1) требования к административным и организационным мерам, а также техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию при обороте информационной продукции в местах, доступных для детей;

2) требования к техническим, программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяемым при доступе детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) в местах, доступных для детей.

Лица, осуществляющие оборот информационной продукции в местах, доступных для детей, самостоятельно определяют состав и перечень мер, необходимых и достаточных для защиты детей от информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч. 2 ст. 5 комментируемого Закона. К таким мерам могут, в частности, относиться:

а) назначение ответственного за организацию классификации информационной продукции, присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) звукового (текстового) сообщения (предупреждения) о наличии ограничений по распространению информационной продукции;

б) издание внутренних документов, включая локальные акты, определяющие порядок классификации информационной продукции, присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) звукового (текстового) сообщения (предупреждения) о наличии ограничений по распространению информационной продукции, условия оборота производимой и (или) распространяемой информационной продукции, а также локальные акты, устанавливающие процедуры, включая процедуры внутреннего контроля, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устранение последствий таких нарушений;

в) ознакомление работников с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, документами, определяющими политику производителя, распространителя информационной продукции, в отношении квалификации информационной продукции, присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) звукового (текстового) сообщения (предупреждения) о наличии ограничений по распространению информационной продукции, условий оборота производимой и (или) распространяемой информационной продукции, локальными актами, касающимися вопросов обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

г) организация системы внутреннего контроля за соблюдением положений законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также соответствующих документов и локальных актов, обеспечивающая:

- регулярную оценку применяемых мер, направленных на обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на предмет их полноты, эффективности;

- осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении применяемых мер, направленных на обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- своевременное рассмотрение жалоб, претензий о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции. Срок ответа на жалобу, претензию не может превышать 10 дней.

К мерам, реализуемым при распространении информационной продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), могут относиться:

- применение программного обеспечения, технических средств и технологий, реализующих функции "родительского контроля", позволяющие пользователям по собственному усмотрению ограничивать доступ к информации, запрещенной для распространения среди детей, а также сообщать интернет-провайдерам о наличии на их ресурсах информации, запрещенной для распространения среди детей;

- издание и размещение в открытом доступе документов, содержащих условия пользования интернет-ресурсами и размещения на них пользовательского контента, а также удаления и ограничения доступа к контенту, нарушающему указанные условия;

- участие в повышении интернет-грамотности пользователей путем разъяснения правил безопасной работы в сети Интернет и размещении в открытом доступе инструкций по применению настроек безопасности, в том числе программного обеспечения, технических средств и технологий, реализующих функции "родительского контроля".

Лицо, организующее доступ в сеть Интернет в местах, доступных для детей, устанавливает:

- систему разграничения доступа пользователей к информационным ресурсам по возрастному принципу;

- систему технических или программно-аппаратных средств, способных ограничивать доступ к информации, запрещенной для распространения среди детей.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи не допускается оборот информационной продукции, содержащей запрещенную информацию для распространения среди детей, без знака информационной продукции.

Под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции. Указанная классификация проводится в зависимости от возраста детей (см. комментарий к ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона). Требования к изображению и нанесению знака информационной продукции содержатся в ст. 12 комментируемого Закона.

Без знака информационной продукции к распространению среди детей допускается оборот следующей информационной продукции:

1) учебники и учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании. Указанная информационная продукция проходит педагогическую и научную экспертизу на предмет соответствия: федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; возрастным и психологическим особенностям обучающихся; современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования и др.;

2) телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи ("прямой эфир"). Специфика такого распространения информационной продукции состоит в том, что передача либо текст не подлежат редактированию по техническим причинам и, кроме того, нет возможности проверить данные на соответствие требованиям действующего законодательства. Статья 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" определяет случаи обязательного сообщения информации. Например, редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Президентом РФ, оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности;

3) информационная продукция, распространяемая посредством радиовещания, т.е. передачи звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях;

4) информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищных мероприятий. Под зрелищным мероприятием понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (ст. 2 комментируемого Закона). В данном случае невозможность установить знак информационной продукции очевидна;

5) периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера. К общественно-политическим печатным изданиям относятся журналы, содержащие статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначенные для широкого круга читателей. Производственно-практическими изданиями являются журналы, содержащие статьи и материалы по технологии, технике, экономике, организации производства или практической деятельности, методические разработки и др., предназначенные работникам определенной отрасли. Очевидно, что тематика и содержание указанных изданий не содержат запрещенную информацию для распространения среди детей;

6) информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий. Законодатель предусматривает создание реестра запрещенных сайтов;

7) комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации, которая несет ответственность за их содержание.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает обстоятельства, при которых допускается среди детей, достигших возраста шести лет, оборот следующей информационной продукции:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия). Допускается показ лишения жизни или нанесения увечий без использования натуралистического метода, т.е. сознательно откровенного способа изображения, при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства). Так, мультфильм "Бременские музыканты", содержащий сцену нападения музыкантов на короля, разрешен для просмотра детей указанной возрастной категории. В то время как мультфильм "Том и Джерри", изобилующий многочисленными сценами насилия в отношении Джерри со стороны Тома и в отношении Тома со стороны Джерри, разрешен только с двенадцати лет;

2) эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) эпизодические ненатуралистические изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, оправданные жанром и сюжетом. При этом информационная продукция не должна эксплуатировать интерес к сексу и носить возбуждающий или оскорбительный характер. Изображение или описание действий сексуального характера не допускается.

Оборот указанной информационной продукции допускается для распространения среди детей, достигших возраста шести лет, исключительно при следующих условиях:

- присутствие родителей;

- присутствие иных законных представителей детей.

Сведения о родителях ребенка записываются органом загса в порядке, предусмотренном ст. 51 СК РФ. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ). К иным законным представителям ребенка, осуществляющим свои обязанности в силу закона, относятся усыновители, опекуны и попечители. Усыновление (удочерение) допускается только в отношении лица, не достигшего 18 лет, с учетом возможностей обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное, а также нравственное развитие (ст. 124 СК РФ). Основные принципы опеки и попечительства установлены в ст. 31 ГК РФ.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает требование к маркировке информационной продукции. Так, до начала демонстрации информационной продукции посредством зрелищного мероприятия ей должен быть присвоен знак информационной продукции. Он наносится в информационных целях и не является специальным защищенным знаком, а скорее является знаком безопасности информационной продукции. Знак информационной продукции фильму присваивается его производителем или распространителем.

Если зрелищное мероприятие включает в себя демонстрацию нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий, то в этом случае информационной продукции должен присваиваться знак информационной продукции для детей старшей возрастной категории.

Знак информационной продукции размещается на:

- афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия;

- входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия.

7. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает обязательную подачу специальных звуковых сигналов во время демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Непосредственно перед началом зрелищного мероприятия информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет, должны осуществить звуковое сообщение о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает дополнительное требование к содержанию прокатного удостоверения аудиовизуального произведения. Указанное удостоверение должны содержать сведения о категории данной информационной продукции.

Прокатное удостоверение представляет собой совокупность сведений об аудиовизуальном произведении. Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, которое отвечает следующим условиям:

- состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком);

- предназначено для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Правила оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации". Прокатное удостоверение оформляется на бланке установленного образца за подписью Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации или его заместителей и заверяется печатью. Каждому прокатному удостоверению присваивается свой индивидуальный номер. Оформление и выдача прокатного удостоверения осуществляются не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Прокатное удостоверение выдается получателю вместе с экземпляром монтажного (диалогового) листа под расписку. Сведения о выданных и отозванных прокатных удостоверениях публикуются в информационных сборниках.

Заметим, что п. 4 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 396 допускает, что в соответствии с Федеративным договором, относящим общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры к сфере совместного ведения, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из традиций, обычаев и национального состава регионов, могут уточнять установленные в прокатном удостоверении возрастные ограничения зрительской аудитории и определять порядок публичной демонстрации кино- и видеофильмов на территории региона.

В настоящее время Приказом Министерства культуры РФ от 20 июля 2012 г. N 787 утвержден Административный регламент Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению государственного регистра фильмов, который не вступил в силу.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 530 | Теги: защита, информация, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016