Среда, 07.12.2016, 11:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции

Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции

Комментарий к статье 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Комментируемой статьей устанавливаются общие требования к экспертизе информационной продукции. Экспертиза информационной продукции проводится в целях:

- определения категории информационной продукции, запрещенной для детей;

- осуществления контроля за распространением информационной продукции, запрещенной для детей.

Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" комментируемая статья с 30 июля 2012 г. претерпела существенные изменения. В частности, изменился порядок проведения экспертизы информационной продукции, расширен круг лиц, которые могут выступать инициатором проведения экспертизы, внесены и другие изменения.

Так, согласно действующей редакции ч. 1 комментируемой статьи экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 5.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228, функция по проведению аккредитации экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей возложена на Роскомнадзор.

Если ранее, до 30 июля 2012 г., решение о проведении экспертизы вправе был принять только Роскомнадзор, то в настоящее время принятие такого решения не требуется. С инициативой о проведении экспертизы информационной продукции вправе выйти любые заинтересованные лица, а именно:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- юридические лица;

- индивидуальные предприниматели;

- общественные объединения;

- граждане.

Соответственно, экспертиза информационной продукции осуществляется по самостоятельному решению указанных заинтересованных лиц и за их счет на договорной основе.

При этом законодатель не определяет какие-то определенные цели, ради которых проводится экспертиза информационной продукции. Так как инициаторами проведения экспертизы могут выступать любые заинтересованные лица, то и цели проведения экспертизы информационной продукции фактически могут быть любыми. Например, проведение экспертизы информационной продукции по инициативе органов государственной власти может осуществляться с целью контроля за организациями, осуществляющими распространение информационной продукции, в целях обеспечения информационной безопасности детей. Проведение информационной продукции по инициативе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может проводиться с целью определения категории данной информационной продукции. Проведение экспертизы информационной продукции по инициативе граждан может осуществляться с целью защиты прав их детей на информацию, не оказывающую негативное воздействие на психическое и нравственное развитие.

Законодатель предоставляет право заинтересованным лицам в случае несогласия с результатами проведенной экспертизы информационной продукции оспорить экспертное заключение в судебном порядке.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи аккредитация экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций осуществляются Роскомнадзором в Порядке, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24 августа 2012 г. N 824 (далее - Порядок аттестации).

В соответствии с Порядком аккредитации за получением аттестата аккредитации вправе обратиться физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

При этом заявители, являющиеся физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, обращающиеся за получением аттестата аккредитации, должны иметь высшее профессиональное образование и обладать специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, а заявители, являющиеся юридическими лицами, обращающиеся за получением аттестата аккредитации, должны иметь в своем штате не менее трех специалистов, отвечающих вышеуказанным требованиям, предъявляемым к физическим лицам.

Заявителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, а также являющиеся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

Для получения аттестата аккредитации заявитель обязан представить в Роскомнадзор заявление о предоставлении аттестата аккредитации, в котором должны быть указаны:

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица или индивидуального предпринимателя;

- полное наименование или сокращенное наименование (в случае, если имеется) юридического лица;

- данные документа, удостоверяющего личность, для физического лица или индивидуального предпринимателя;

- организационно-правовая форма юридического лица (например, ООО, ОАО);

- номера телефонов;

- адреса электронной почты;

- адрес места нахождения юридического лица (т.е. адрес места нахождения постоянно действующего руководящего органа юридического лица);

- количество специалистов, обладающих высшим профессиональным образованием и специальными знаниями, для юридических лиц;

- реквизиты документов, подтверждающих наличие у специалистов высшего профессионального образования (т.е. реквизиты дипломов о высшем образовании);

- стаж работы специалистов;

- сведения о получении специалистами дополнительного профессионального образования.

В заявлении указываются виды информационной продукции, в отношении которых будет осуществляться экспертиза, и области экспертной деятельности заявителя (педагогика, возрастная психология, возрастная физиология, детская психиатрия). Области экспертной деятельности должны соответствовать квалификации специалистов, их профессиональному образованию.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к экспертам и экспертным организациям:

а) дипломы о получении экспертами высшего профессионального образования в соответствующей сфере;

б) копии трудовых книжек, подтверждающие стаж работы по специальности.

По результатам проверки документов Роскомнадзором выносится решение о выдаче аттестата аккредитации или об отказе в выдаче аттестата аккредитации.

В соответствии с п. 23 Порядка аккредитации решение об отказе в выдаче аттестата аккредитации принимается в следующих случаях:

- заявители являются лицами, имеющими или имевшими судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;

- заявители являются производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями;

- заявители не имеют высшего профессионального образования и не обладают специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии;

- заявление и (или) прилагаемые к нему документы содержат заведомо ложную информацию.

Срок действия аттестата аккредитации составляет пять лет.

В течение срока действия аккредитации Роскомнадзор может принять решение о приостановлении действия выданного аттестата аккредитации по следующим основаниям:

- подача аккредитованными экспертами и экспертными организациями заявлений о приостановлении действия аттестатов аккредитации;

- выявление Роскомнадзором при проведении контроля за деятельностью аккредитованных экспертов или экспертных организаций нарушений при проведении экспертизы информационной продукции, в том числе несоблюдение установленного срока проведения экспертизы информационной продукции.

Аккредитованные эксперты или экспертные организации, в отношении которых принято решение о приостановлении действия аттестатов аккредитации, могут устранить выявленные нарушения и представить отчет о мерах, принятых с целью предотвращения указанных нарушений в дальнейшем. В данном случае действие аттестата аккредитации возобновляется. В случае непредставления указанной информации в установленные сроки Роскомнадзор принимает решение о прекращении действия аттестата аккредитации.

Помимо этого, решение о прекращении действия выданного аттестата аккредитации принимается в следующих случаях:

- получение Роскомнадзором от аккредитованного эксперта или экспертной организации заявления о прекращении деятельности в качестве аккредитованного эксперта или экспертной организации;

- прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося аккредитованным экспертом, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- смерть физического лица, являющегося аккредитованным экспертом;

- прекращение деятельности юридического лица, являющегося аккредитованной экспертной организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- необеспечение конфиденциальности сведений, полученных при осуществлении экспертной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, либо использование таких сведений в целях, отличных от тех, для которых они предоставлены;

- выявление факта предоставления недостоверной или искаженной информации в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах;

- выявление несоответствия требованиям, предъявляемым к аккредитованным экспертам и экспертным организациям.

На Роскомнадзор также возложена обязанность вести реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций, который содержит следующие сведения:

- сведения об аккредитованном эксперте или аккредитованной экспертной организации в соответствии с установленными требованиями;

- вид информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или экспертная организация;

- дату принятия решения об аккредитации;

- номер аттестата аккредитации и дату его выдачи;

- срок действия аттестата аккредитации;

- основания и даты решений о приостановлении и возобновлении действия аттестатов аккредитации;

- основание и дату прекращения действия аттестата аккредитации;

- сведения о проведенных аккредитованными экспертами и экспертными организациями экспертизах.

Реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций ведется на электронных носителях, хранение и использование которых должны осуществляться в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования, хищения или модифицирования информации.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных экспертов и экспертных организаций, являются открытыми и доступными для ознакомления с ними любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К информации ограниченного доступа относится информация, содержащая, например:

- государственную тайну;

- коммерческую тайну;

- служебную тайну;

- персональные данные;

- налоговую тайну;

- банковскую тайну и др. виды тайн.

4. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель обязал Роскомнадзор размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на своем официальном сайте следующие сведения из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, организационно-правовую форму юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест фактического осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертных организаций);

б) фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся индивидуальными предпринимателями);

в) фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, наименование и организационно-правовую форму экспертной организации, в которой данное физическое лицо работает, адреса мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся работниками экспертных организаций);

г) номер и дату выдачи аттестата аккредитации;

д) номер и дату приказа (распоряжения должностного лица) Роскомнадзора об аккредитации эксперта или экспертной организации;

е) вид информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или аккредитованная экспертная организация;

ж) сведения о приостановлении или прекращении действия выданного аттестата аккредитации.

Данная информация облегчает выбор эксперта и (или) экспертной организации в случае необходимости проведения экспертизы информационной продукции, а также позволяет выявить недобросовестных экспертов (экспертные организации).

5. Частью 5 комментируемой статьи устанавливаются требования к экспертам. Так, в качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии.

Педагогика - наука о воспитании и обучении человека. Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Возрастная физиология - раздел физиологии человека и животных, который изучает закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Возрастная физиология устанавливает особенности функционирования организма, его систем, органов и тканей на разных возрастных этапах. Детская психиатрия занимается изучением особенностей проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений в детском и подростковом возрасте (как при психотических, так и при непсихотических расстройствах), а также их лечением и предупреждением и научными основами организации психиатрической помощи детям и подросткам.

Наличие профессионального образования и обладание специальными знаниями в вышеуказанных сферах обеспечивает возможность оценивать степень возможного влияния того или иного информационного продукта на психику ребенка, прогнозировать его воздействие и моделировать возможные варианты развития психики и нравственности ребенка под воздействием проверяемого информационного продукта.

Запрещается выступать в качестве эксперта, экспертов лицам:

а) имеющим или имевшим судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;

б) являющимся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями (данное требование направлено на исключение возможности лоббирования производителями, распространителями информационной продукции своих интересов, нарушая при этом законные права и интересы детей).

6. Частью 6 комментируемой статьи на Роскомнадзор возложена обязанность установить порядок проведения экспертизы информационной продукции.

Во исполнение данного требования был принят Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 августа 2012 г. N 217 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей" (далее - Порядок экспертизы).

В соответствии с п. 6 Порядка экспертизы эксперты в течение одного рабочего дня со дня заключения договора о проведении экспертизы должны уведомить об этом Роскомнадзор. Уведомление осуществляется в письменной форме, в том числе по адресу электронной почты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Роскомнадзора.

Наименование информационной продукции, в отношении которой проводится экспертиза, а также дата заключения соответствующего договора размещаются на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня получения такого уведомления.

Условия осуществления экспертизы определяются договором, заключаемым заказчиком экспертизы с экспертами. В соответствии с гражданским законодательством в данном случае будет заключаться договор об оказании услуг.

Для проведения экспертизы заказчик экспертизы направляет экспертам обращение, в котором в обязательном порядке должны быть указаны:

а) сведения о заказчике - лице, обратившемся за проведением экспертизы:

- наименование, адрес места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для юридического лица;

- фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для индивидуального предпринимателя;

- фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для физического лица;

б) объекты исследований и материалы, представляемые для проведения экспертизы. Экземпляры информационной продукции, являющейся объектом исследования, прикладываются к обращению.

В обращении могут излагаться факты, свидетельствующие, по мнению заказчика, о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции.

К обращению могут прилагаться дополнительные материалы по желанию заказчика.

По истечении трех рабочих дней с момента получения такого обращения эксперты подтверждают готовность заключения договора о проведении экспертизы либо отказываются от его заключения в связи с тем, что являются одновременно ее производителями и (или) распространителями или их представителями.

При проведении экспертизы перед экспертами ставятся следующие вопросы:

- о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

- о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции;

- в случае если объектом исследования является информационная продукция, промаркированная ее производителем и (или) распространителем знаком информационной продукции, - о соответствии или о несоответствии знака информационной продукции той категории, к которой относится представленная информационная продукция.

При проведении экспертизы эксперт обязан:

а) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

б) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

в) соблюдать установленные сроки и иные требования, предусмотренные настоящим порядком;

г) информировать Роскомнадзор о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.

При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы и материалы, проводят необходимые исследования, результаты которых излагают в экспертном заключении.

При проведении экспертизы эксперты вправе взаимодействовать с заказчиком, Роскомнадзором и иными лицами, в том числе по вопросам получения дополнительных документов, материалов и информации. При проведении экспертизы комиссией экспертов такое взаимодействие от имени комиссии осуществляется председателем комиссии экспертов. По окончании экспертизы дается экспертное заключение.

7. Частью 7 комментируемой статьи определяются разновидности экспертизы информационной продукции. По замыслу законодателя, информационный продукт может проходить как обычную экспертизу, т.е. экспертизу, проводимую одним экспертом, так и комиссионную и комплексную экспертизу.

Комиссионная экспертиза информационного продукта предполагает оценку информационного продукта двумя и более экспертами одной специальности.

Такая комиссионная экспертиза может понадобиться в случае, если содержание информационного продукта хоть и находится в плоскости применения знаний одной специальности, однако не позволяет однозначно определить степень влияния данного информационного продукта на детей различных возрастов. В данном случае плюралистическое мнение позволяет выработать наиболее объективную точку зрения.

Согласно п. 14 Правил экспертизы при проведении комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение.

В отличие от комиссионной экспертизы комплексная экспертиза информационного продукта предполагает проведение экспертизы двумя и более экспертами разных специальностей. Такая экспертиза необходима в случае, если информационной продукт находится в сфере различных специальностей, что не позволяет одному эксперту провести качественное и объективное исследование.

При производстве комплексной экспертизы каждый из экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в комплексной экспертизе, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

В случае возникновения разногласий при проведении как комиссионной, так и комплексной экспертизы каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

При проведении экспертизы комиссией экспертов (комиссионная или комплексная экспертиза) эксперты в составе комиссии согласуют последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

При этом каждый эксперт в составе комиссии независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять функции председателя комиссии экспертов в целях решения организационных вопросов, связанных с деятельностью комиссии.

В соответствии с п. 13 Правил экспертизы характер экспертизы, количество экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы, определяются заказчиком самостоятельно с учетом вида информационной продукции, уровня сложности и объема необходимых исследований.

8. Частью 8 комментируемой статьи установлен предельный срок проведения экспертизы информационного продукта, который не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.

9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы. Оплата производится на основании заключенного договора возмездного оказания услуг, выражающихся в проведении экспертизы конкретной информационной продукции и экспертного заключения. Договор может предполагать составление акта об оказании услуг.

Руководствуясь ч. 1 ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему экспертные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 408 | Теги: защита, информация, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016