Вторник, 22.08.2017, 02:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В.Д.Иванов

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В современном обществе всё чаще возникает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан при проведении спортивных мероприятий. В статье проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, спортивные мероприятия, спорт, спортивные объекты.

 
В связи с тем, что в нашей стране одним из самых популярных и доступных форм проведения досуга является посещение спортивно-массовых мероприятий, рост количества проводимых в России спортивных соревнований, повышение угрозы терактов требуют качественного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий [8].

Спортивные мероприятия можно классифицировать по различным основаниям. Так, по степени значимости и масштабу выделяют международные, всероссийские, межрегиональные, областные, городские, районные. По характеру организации —открытые, закрытые, традиционные матчевые; а в зависимости от состава соревновательных действий спортивные мероприятия делят на соревнования по отдельным видам спорта (баскетболу, конькобежному спорту и др.) и комплексные (спартакиады, олимпиады и т. п.).

В России наиболее массовыми являются соревнования по хоккею и футболу. Обеспечение правопорядка на таких мероприятиях осложнено, так как их характерной чертой является особый контингент болельщиков — фанатов, причисляющих себя к определённым спортивным клубам, действия которых порой сравнимы с хулиганством. Охрана правопорядка на международных спортивных мероприятиях также представляет собой сложность из-за наплыва большого количества туристов-болельщиков. Проведение массовых спортивных мероприятий имеет ряд особенностей и факторов, которые влияют на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности [1; 3; 5].

К ним можно отнести: большое количество субъектов, помимо зрителей, которые принимают непосредственное участие в подготовке мероприятия и его проведении [3]. Это и организаторы — государственные органы, общественные организации; граждане; а также органы, которые обеспечивают охрану, — органы внутренних дел, общественные формирования и др. [1; 3]. При проведении массовых спортивных мероприятий на территории проведения создаётся особая обстановка, имеющая следующие особенности:

- нарушается повседневный ритм жизнедеятельности населения (например, ограничивается дорожное движение, меняется режим работы торговых предприятий и т. п.);

- появляются большие скопления людей на ограниченной территории, что повышает возможность угрозы жизни и здоровью людей;

- структурные перестройки работы служб и подразделений отделов внутренних дел (могут дополнительно привлекаться силы и средства других подразделений и т.п.) [1; 3; 5].

Анализ федеральных нормативных правовых актов показывает, что на федеральном уровне законодательно урегулированы только единичные вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий. Так, можно выделить отдельные акты, составляющие правовую основу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации. Одним из таких актов является Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Гл. XI Стратегии «Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организация работы с болельщиками и их объединениями» предусматривает разработку комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта [7]. В свою очередь Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации приказом подготовило план мероприятий по реализации обозначенной Стратегии, в котором одним из мероприятий названа разработка проекта Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации» [6].

Итогом проведённой работы стало принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее — ФЗ «О внесении изменений...»). Данным законом был принят ряд поправок в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на спортивных объектах.

При анализе ФЗ «О внесении изменений.» выделяются два направления совершенствования спортивного законодательства в сфере обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий:

- нормы, затрагивающие сами спортивные объекты, на которых осуществляются официальные физкультурно-спортивные мероприятия;

- нормы, осуществляющие регулирование обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивных объектах во время проведения официальных физкультур- но-спортивных мероприятий [10].

Так, ст. 2 Федерального закона «О культуре и спорте в Российской Федерации» дополняется таким понятием: «место проведения официального спортивного соревнования—объект спорта, а также территории, специально подготовленные для проведения официального спортивного соревнования, в том числе участки автомобильных дорог, площадей, улиц, водных объектов» [9]. Общеизвестно, что накануне проведения спортивного мероприятия администрация города (муниципального образования) совместно с проводящей соревнования организацией и территориальным органом управления по физической культуре и спорту должны подписать акт о готовности спортивного сооружения [2]. Согласно ст. 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» место проведения официальных соревнований, не отвечающее требованиям правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, не может использоваться для проведения указанных соревнований [8].

Также вводится такое понятие, как «контролёр- распорядитель», закрепляются его права и обязанности. Это «физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и которое привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования» [8]. За контролёром-распорядителем закрепляются следующие права:

- контроль за доступом зрителей в места проведения официальных спортивных соревнований, их размещением;

- встреча и сопровождение зрителей до мест, указанных в приобретённых входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания официальных спортивных соревнований до выхода из мест проведения таких соревнований;

- осуществление в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел личного осмотра граждан и осмотра находящихся при них вещей при их входе в места проведения официальных спортивных соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру недопущение их в места проведения таких соревнований и др. [8].

Помимо контролёров-распорядителей обеспечением правопорядка при проведении спортивных мероприятий занимается и полиция, причём обеспечение правопорядка в общественных местах является одним из направлений деятельности полиции (ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № Э-ФЗ «О полиции»). Федеральным законом на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах и в других общественных местах [9].

За нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации установлена юридическая ответственность.

Действующий КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.31 КоАП РФ) и нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.32 КоАП РФ). В первом случае устанавливается административный штраф в размере от 3 до 10 тыс. р. или обязательные работы на срок до 160 ч с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от 6 мес. до трёх лет либо без такового; во втором случае — административный штраф на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. р.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,—от 50 до 100 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.; на юридических лиц—от 100 до 300 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут. [4].

Список литературы

1. Алексеева, А. П. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий / A. П. Алексеева // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Право. - 2012.- № 2 (13).- С. 436-441.
2. Зуев, В. Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта: (История и современность) / В. Н. Зуев, B. А. Логинов.- М. : Совет. спорт, 2008.- С. 161-162.
3. Кобец, П. Н. Сравнительный анализ применения законодательных актов, регулирующих обеспечение безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий, и основные меры предупреждения противоправного поведения футбольных фанатов / П. Н. Кобец // Наука. Мысль.- 2016.- № 5-1. - С. 65-74.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016).
5. Михайлов, А. В. Организация обеспечения общественной безопасности проведения спортивных мероприятий / А. В. Михайлов // Интеллектуал. системы в производстве. - 2010.- № 2. - С. 227-235.
6. Приказ Минспорттуризма РФ от 14 октября 2009 г. № 905 «О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
8. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329- ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции».
10. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.06.2017)
Просмотров: 89 | Теги: спортивные мероприятия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь