Понедельник, 20.02.2017, 14:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОПРОСЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В.В.Желтов, д-р филос. наук, профессор, декан факультета политических наук и социологии Кемеровского государственного университета, М.В.Желтов, д-р соц. наук, профессор кафедры государственного и административного права Кемеровского государственного университета

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОПРОСЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Рассматриваются понятия «общественное мнение» и «опросы». Раскрываются вопросы становления и развития опросов общественного мнения, их влияние на политическую жизнь.

Ключевые слова: общественное мнение, опросы, метод исследования, политическая жизнь, избиратели, голосование.

Общественное мнение - ценностно-оценочные суждения социальных групп, отдельных общностей и всего общества относительно актуальных проблем и явлений социальной действительности. Оно может проявляться в форме суждений, оценок, идей, требований, представлений о проблеме, имеющей социальную значимость [1].
Складывающееся на различных уровнях общественного сознания общественное мнение может быть в той или иной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным, и оно получает выражение в форме позитивных, негативных или нейтральных суждений [2]. Но это всегда мнение или позиция большинства.

Как справедливо отмечает профессор Г.И. Козырев, общественное мнение не есть простая сумма частных мнений. Это - специфический продукт взаимодействий многих мнений (определённый итог мыслительной деятельности), образовавших новое качественное состояние, характеризующееся сравнительной устойчивостью. Кроме того, общественное мнение не только оценивает наблюдаемое, но и выступает в качестве побудительной силы, регулирующей поведение и деятельность людей.

Оценивая то или иное значимое событие, общественное мнение формулирует и задаёт определённые нормы и способы поведения в определённых условиях и сферах деятельности. Тем самым оно позиционирует себя как социальный институт. Существующее в течение длительного времени общественное мнение может закрепляться в обычаях, нормах, традициях.

Общественное мнение можно отождествлять с мнением большинства. В качестве социального феномена оно возникает уже в условиях первобытно-родового строя, когда для принятия согласованных решений требовалось исходить из учёта мнения большинства. В эпоху античности многие мыслители предпринимали попытки осмысления роли мнения большинства в принятии управленческих решений. Так, Протагор  считал, что общественное мнение отражает, что истинно, а что ложно, что справедливо, а что несправедливо. Поэтому оно должно совпадать с действиями государства.

Несколько иную позицию высказывал Платон. Он полагал, что принятие государственных решений является прерогативой избранных - правителей- философов, так как только им доступна истина.

Своеобразный компромисс в данном вопросе предлагал Аристотель. Он считал, что, с одной стороны, допускать к руководящим постам людей низших сословий небезопасно, так как они могут поступать несправедливо или ошибочно. С другой стороны, полное отстранение «низов» от участия во власти может привести к тому, что государство переполнится враждебно настроенными людьми. Поэтому необходимо предоставить им возможность участвовать в совещательной и судебной власти.

Термин «общественное мнение» появился в Англии в XII веке. Впервые он был употреблён писателем и общественным деятелем Дж. Солсбери. В своей книге «Поликратик» он использовал данный термин для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны [3]. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion».

Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнёс фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас народа - Глас Божий».
Начало публичных обсуждений важнейших социальных и политических вопросов и учёт общественного мнения датируется концом XVII в. в США. По мнению Б.З. Докторова , «выявление и оглашение общественного мнения неразрывно связано со становлением президентской формы правления, развитием демократии и прессы» [4]. В этот период получают распространение различные формы предварительных опросов избирателей, так называемые соломенные опросы. Автором данного термина является известный английский юрист, политик и учёный Дж. Селден, который писал: «...Возьмите солому и подбросьте её в воздух - вы сможете увидеть, куда дует ветер» [4].

Установление демократических форм правления в странах Европы сопровождалось утверждением выборов как важного инструмента формирования руководства органов государственной власти. И потому формирование общественного мнения становится необходимым условием победы на выборах. А это, в свою очередь, вызывает к жизни потребность проведения опросов общественного мнения.

Методы опросов в наши дни - широко используемая техника в политической и коммерческой областях, имеющая целью дать количественную оценку мнения населения по тем или иным вопросам. В политической жизни данные опросов открывают возможность не только знать мнение населения по тем или иным вопросам, но и предвидеть политическое поведение людей.

Нужно сказать, что опросы - это не только техника наблюдения социальной реальности. Они являются институтом социальной и политической жизни, технологией политического действия, рычагом публичного действия, феноменом общества. Не случайно появился целый набор терминов, связанных с опросами. К их числу относятся, например: «сондомания» («опросомания») Ж. Жоффре , а также «сондократия» (власть опросов) Бернар Ридо .

В ряде стран по месту и роли опросов в современных обществах публикуются специальные работы. Так, видный специалист по опросам, являющийся основатель одного из первых Центров изучения общественного мнения в Европе, Альфред Макс опубликовал в 1981 г. книгу «Республика опросов» [5]. Внимание специалистов и практиков опросов привлекла в своё время и книга признанного во Франции специалиста по анализу политической проблематики Мишеля Брюле  «Империя опросов: прозрачность или манипуляции» [6].

Опрос обычно выделяют в самостоятельный метод исследования [7] наряду с наблюдением и изучением документов. Однако по своей сути опрос так же, как и изучение документов, есть ни что иное, как средство, приём, способ получения людьми информации о жизненной ситуации и входящей в неё политической ситуации от других людей («из вторых рук»), есть лишь опосредующее звено наблюдения и его разновидность, т.е. разновидность вторичного наблюдения [8].

В современных условиях опросы получили широкое распространение. Ежедневно в развитых странах публикуется два-три и больше результатов опросов по самым разным вопросам. Складывается впечатление о том, что ни один аспект социальной жизни, ни одна социальная категория не могут остаться без внимания опросов.

Такая ситуация объясняется, по мнению политологов, по крайней мере, тремя основными обстоятельствами:
- улучшением инструмента и других техник цифрового измерения (опросы как инструмент электорального предвидения);
- развитием публичных дебатов и общества информации (опросы как атрибут демократии);
- кризисом опосредования и рост недоверия к институционным и ассоциативным посредникам (опросы как проявление выражения мнений и требований) [9].

В данной работе нас, конечно же, интересуют вопросы влияния опросов на политическую жизнь, а также всё, что связано с регламентированием практики указанного влияния.

Становление и развитие опросов

Практика опросов восходит к середине XVIII века. В 1745 г. по инициативе генерального контролёра финансов Ф. Орри  был проведён первый опрос. Это было связано с желанием на основе анкетного опроса интендантов королевства получить совокупность демографических и экономических данных провинции, а также выяснить мнение населения по поводу введения нового налога.

В это же время получила развитие практика полицейского наблюдения за мнением населения по разным вопросам, включая вопросы отношения к политической власти и режиму.

В США опросы впервые были использованы в 1824 г. во время президентских выборов. Две газеты «Harrisbourg Pennsylvanian» и «Releigh Star» опубликовали ожидаемые результаты на основе данных фиктивного голосования. Анкеты с указанием вопросов о голосовании были представлены в газете в виде анкеты, которую необходимо было вырезать, заполнить и отправить в редакцию. И хотя в таком подходе мало что было от строгой науки, сам подход (предварительное голосование) и стремление угадать результаты грядущего голосования, представлял значительный интерес.

Эмпирические опросы получили значительное развитие в начале XX века. Так, на президентских выборах 1920 г. были использованы не менее 85-ти опросов подобного указанного типа, включая 6 опросов национального измерения. Но только к середине 1930-х гг. утверждается научный метод опросов.

Исследования рынка, нацеленные на уточнение привычек, предпочтений и суждений потребителей, сыграли значительную роль в развитии опросов общественного мнения. Начиная с 1910 - 1920-х гг. опросами занялись крупные американские предприятия. Эти опросы строились на основе исследований учёных Гарвардского университета.

Несмотря на закрытость такого рода исследований, они, тем не менее, играли значительную роль в научном обосновании практики опросов в политической жизни. И в наши дни одни и те же структуры, проводящие опросы, работают и на поле политики, и на поле коммерции. Роль и значение рыночных исследований были наглядно представлены на основе исследования 1936 г. в преддверии первого избрания на пост президента США Рузвельта.

Отметим, что ещё в 1896 г. чикагская газета «The Record» провела в штате Иллинойс предварительное голосование, в котором принял участие каждый восьмой избиратель. Результат предварительного голосования отличался, в итоге, лишь на 0,4 % от итогов голосования.

На выборах 1936 г., как известно, газета «Literary Digest» на основе своего изучения опубликовала ожидаемые результаты голосования. В соответствии с ними на основе ответов 2 400 000 респондентов президент Рузвельт  получит 42,6 %, в А. Лэндон , его соперник - 57,4 %.

На выборах 3 ноября Ф. Рузвельт получил 61 % против 39 % его конкурента. Поражение «Literary Digest», предшественника «Time Magazine», который прекратил выходить в начале 1938 г., легко объяснить: с одной стороны, многочисленность выборки не является гарантией точного определения распределения голосов избирателей, а с другой - журнал, используя адреса подписчиков по телефону, охватывал лишь часть населения, некорректно представлявшую население страны. Последнее было связано с тем, что в 1936 г. телефон оставался предметом, доступным сравнительно состоятельным гражданам, которые в значительной мере были настроены против Рузвельта. А потому выборка владельцев домашних телефонов оказалась нерепрезентативной [10].

В это же время Арчибальд Кросслей  (Crossley pool), Элмо Роупер  (Fortune Surveys) и Джордж Гэллап  (Американский институт общественного мнения) выдвинули идею использовать подходы по изучению рыночных вопросов для проведения исследований по изучению общественного мнения. Три указанных института проводили опросы ограниченного числа респондентов (3000 - Roper, 30 000 - Crossley, примерно 100 000 - Гэллап). Такая выборка позволяла указанным институтам предсказывать с известной точностью результаты выборов.

Одновременно с американскими исследованиями, о которых идёт речь, в 1930-е гг. получают развитие некоторые формы изучения общественного мнения в Европе. Так, в 1936 г. в Лондоне Би-Би-Си ввела в практику процедуру панельных опросов для постоянного наблюдения за состоянием общественного мнения, а с 1937 г., по инициативе Б. Малиновского, был создан институт, изучающий общественное мнение с использованием методов, разработанных этнологами. В Германии в 1937 г. было создано существующее и сейчас «Общество по изучению потребительского спроса», использующее главным образом панельные опросы экспертов, выбираемых с учётом пропорционального представительства различных групп населения. Во Франции наибольший интереса представлял Институт по изучению общественного мнения, основанный в 1938 году.

После 1936 г. опросы получили значительное развитие как с точки зрения охвата изучаемых тем, так и с точки зрения совершенствования техники проведения опросов. Особому совершенствованию подвергался показатель ошибки. Для президентских выборов в США масштаб ошибки сократился с 3,7 % в 1936-1952 гг. до 1,4 % в период с 1954 по 1968 годы.

Значительную роль в этом сыграли следующие обстоятельства:
- создание исследовательских центров в крупных американских университетах, в частности в г. Принстоне во главе с психологом Хэдли Кэнтрил  (который придёт на основе анализа опросов Американского института общественного мнения к выводу о существовании 17 законов публичного мнения). Сказалось и то, что к опросам было привлечено немало специалистов социальных наук, что сопровождалось поворотом к позитивизму и квантифицизму в 1920-1930 гг.;
- отказ от опросов газетами, кроме «Вашингтон пост», от метода предварительного голосования («votes de pailles»): в течение 1938 г. «Нью Йорк Таймс» опубликовала результаты 98-ми опросов Американского института общественного мнения по разным вопросам (популярность Рузвельта, выборы в конгресс, отношение к испаноговорящим, легализация пари по скачкам лошадей и т.д.);
- создание в 1939 г. отделения социальных опросов внутри американского министерства сельского хозяйства. Опросы широко использовались во время Второй мировой войны, в частности, для изучения морального состояния войск.

Так, в начале марта 1944 г. Хэдли Кэнтрил провёл опрос среди 300 респондентов по вопросу последствий для католического меньшинства США бомбёжки Рима (66 % американских католиков одобряли такое решение.

Правительство страны через два дня после получения таких данных 3 марта 1944 г. дало согласие на такие бомбардировки).

Начиная с президентской кампании 1960 г., опросы стали проводиться на уровне партий для изучения политических аспектов жизни.

Дальнейшее развитие опросов было затруднено рядом провальных результатов, в частности, в 1948 г. на президентских выборах, когда противостояли республиканец Т. Дьюи  и демократ Г. Трумэн . Три основных институтов опросов (Гэл- лап, Кроссли и Роупер) предсказали поражение Трумэна. Ошибка при этом составила примерно 5 % для двух первых институтов и 12 % - для третьего. Для объяснения такого результата были выдвинуты два довода:
- смешение голосования и намерения голосовать (что приводило к прекращению опросов за три недели до выборов);
- смешение не определивших свою позицию и не принимающих участие в голосовании.

Данный факт получил наименование «ошибка Гэллапа», символом которой была фотография Г. Трумэна, держащего в руках журнал, на первой странице которого было размешено предсказание победы Т. Дьюи.

Во Франции такие ошибки получены на парламентских выборах 1967 г. и муниципальных выборах 1977 г. (в частности, в Париже, где результаты выборов разошлись с данными опросов, что было расценено П. Вьянсон-Понте  как «Ватерлоо опросов»). Можно привести и пример по региональным выборам 1992 г. (по опросам масштаб участия избирателей в выборах оценивался в 50-57 %, а в реальности в голосовании приняли участие 68,7 % избирателей).
Французские аналитики указывают и на недооценку влияния на выборах 1993 г. экологистов (два листа «Зелёные» и «Экологическое поколение» получили 7 % голосов избирателей, т.е. менее половины того, что предсказывалось социологами).

На президентских выборах 1995 г. была допущена неточность в оценке поддержки избирателями Ж. Ширака (ему предсказывали 26 %, а он получил 21 % голосов избирателей).

И ещё. На президентских выборах 2002 г. никто из социологов не смог предсказать выход во второй тур лидера Национального фронта Ж.-М. Ле Пена и поражение Л. Жоспена.

Ошибки социологов имели место и в нашей стране. Результаты декабрьских выборов 1993 г. в России, вопреки прогнозам, оказались неожиданными, и прежде всего, из-за успеха Либерально-демократической и Коммунистической партий и утраты лидерства партиями демократической ориентации. Скажем и о том, что выборы мэра Москвы стали своеобразным фиаско электоральной социологии в нашей стране. Прогнозы результатов выборов были опровергнуты результатами голосования.

Несмотря на некоторые просчёты, связанные с результатами опросов, после Второй мировой войны практика опросов стала бурно развиваться. Во Франции первые опросы были проведены перед войной, в чём значительную роль сыграл Институт общественного мнения, созданный в 1938 г. социологом Жаном Стотце- лем (1910-1987), который прошёл школу Гэллапа в США. Среди первых опросов назовём опросы по поводу Мюнхенского сговора 1939 г., который поддерживали 57 % респондентов. В июле 1939 г. 45 % респондентов были убеждены, что войны в 1939 г. не будет.

После окончания Второй мировой войны была подготовлена благоприятная почва для успешного развития эмпирических исследований. В Европе почти одновременно создаются:
- в 1944 г. - Служба по проведению опросов населения во Франции (организатор Макс Бариу);
- в 1945 г. - в Норвегии (Лейф Холбак Хансен), Венгрии (Пауль Шиллер), Чехословакии (Адамек и Вимден), Нидерландах (Де Джонг и Ян Стапек);
- в 1946 г. - в Италии (Луццато Фегиш);
- в 1945-1947 гг. в Германии (фон Штакельберг и Ноэль-Ньюмен).

В дальнейшем процесс создания таких институтов проходил очень быстро. Во многих западноевропейских странах при поддержке правительств создавалисьучреждения по проведению опросов общественного мнения. Наиболее известными среди них стали: во Франции - Национальный институт статистики и экономических исследований, в Великобритании - Управление опросов общественного мнения (Social Survey).

Расширение сферы организаций, занимающихся проведением национальных опросов и изучением общественного мнения, сопровождалось попытками установления международных связей.

В 1948 г. была создана Всемирная ассоциация по изучению общественного мнения (World Association for Public Opinion Research - WAPOR). С созданием в 1949 г. Европейского Общества по изучению общественного мнения и состояния рынка (ESOMAR) позиции Всемирной ассоциации укрепились, поскольку входящие в неё две организации - европейская и американская - повысили её значимость; возникла своеобразная модель биполярного Атлантического содружества [11].

В Советском Союзе только в 1968 г. в Академии наук был создан Институт конкретных социологических исследований, заложивший основы проведения массовых опросов общественного мнения. В мае 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начал работать Институт общественного мнения под руководством Б.А. Грушина. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создаётся группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева, после этого были созданы исследовательские структуры более чем в 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола, которые проводили многочисленные опросы общественного мнения молодёжи по самым разным проблемам.

В 1987 г. в СССР по решению ЦК КПСС создаётся Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во главе с Т.И. Заславской, недавно ушедшей из жизни. Филиалы этого центра в настоящее время работают во всех семи федеральных округах России. В 1990-е гг. возникают «Фонд общественного мнения» (А.А. Ослон, Е.С. Петренко), «Службы Vox populi профессора Грушина», «Мониторинг общественного мнения» (ИСИ АН СССР) и др.

Есть все основания утверждать, что изучение общественного мнения и его использование в интересах проведения политики, адекватной складывающейся социальной ситуации в России, является актуальной задачей власти и общества.

Список литературы

1. Козырев Г.И. Политическая социология. М., 2013. С. 253-257.
2. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 81-82.
3. Политическая социология / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2012. С. 574.
4. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М., 2005. С. 39.
5. Max A. La Republique des sondages. P., 1981.
6. Brule M. L'empire des sondages: transparence ou manipulation. P., 1988.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987. С. 110.
8. Гомеров И.Н. Политическое исследование: структура и методы. С. 32.
9. Cf. Dieu F. Op. cit. P. 114.
10. Туронок С.Г. Указ. соч. С. 143.
11. Шойх Э. Шаг за шагом // Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995.С. 9-10.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.07.2016)
Просмотров: 122 | Теги: общественное мнение, опрос | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017