Суббота, 19.08.2017, 03:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

А.А.Савастьина

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Современная система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. В связи с этим возникает необходимость разработки инновационных дистанционных образовательных моделей высшего образования с учетом возможностей и рисков глобализационного расширения мирового образовательного пространства, потенциала современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: система образования; модернизация образования; образование; дистанционное образование; дистанционное обучение; информационные технологии.

 
Российская система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Xарактер развития института образования должен быть максимально инновационным, что в значительной степени обуславливается тем, что он остается базовым инструментом для трансляции знаний в различные сферы человеческой деятельности.

Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения привели к формированию дистанционного образования. Дистанционное образование является предметом активной научной дискуссии. В действующем Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присутствует определение 'электронное обучение', которое не в полной мере является синонимом дистанционного обучения [5]. Для дистанционного обучения принципиально не важно, каким образом образовательные материалы будут доставляться от вуза к студенту.

Электронное обучение подразумевает доставку всего образовательного материала в электронном виде с использованием компьютерных сетей. В. Г. Домрачеев понимает дистанционное обучение как «новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудио- техники, космической и оптоволоконной техники» [2. C. 11]. Е. С. Полат полагает, что «дистанционное обучение - это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций)» [3]. По мнению автора, приведенные определения понятия 'дистанционное обучение' не раскрывают его сущность в полной мере, страдают односторонностью подхода. Наиболее полное определение категории 'дистанционное обучение' определяют исследователи Московского государственного университета экономики, статистики и информатики утверждая, что дистанционное обучение - это «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [4].

Для выявления основных факторов, влияющих на эффективность развития дистанционного образования в вузе, был проведен экспертный опрос. Отбор экспертов для участия в опросе проходил по принципу их непосредственной включенности в процесс развития дистанционного образования в высшем учебном заведении на руководящей должности. Всего было опрошено 90 экспертов, их средний возраст составляет 48 лет. По половому признаку среди экспертов преобладают мужчины (55,6 %), все эксперты имеют научные степени (кандидата или доктора наук). В ходе анализа полученных результатов исследования стало очевидно, что все опрошенные эксперты отмечают важность технологий дистанционного обучения в вузе, в том числе 77,7 % считают, что оно имеет высокую значимость уже сегодня, а 22,3 % говорят о росте значимости дистанционных технологий обучения уже в скором будущем.

Одновременно 61,1 % экспертов полагают, что программы дистанционного обучения в высших учебных заведениях востребованы уже сейчас, еще 33,3 % респондентов считают, что подобные программы будут востребованы в ближайшие годы (рис. 1.).
Большая часть экспертов (88,8 % опрошенных) полагают, что в их вузах идет первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс, и лишь 11,2 % респондентов отметили, что в их высших учебных заведениях технологии дистанционного обучения студентов находятся на достаточном уровне.

Проблемы внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах объясняется тем, что руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспособности высших учебных заведений. Несмотря на понимание важности дистанционного обучения для сохранения конкурентных преимуществ вузов в условиях модернизации системы образования, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным студентам (так считают 50 % экспертов, рис. 2).

Автор считает, что подобный ответ экспертов прямо пропорционально зависит от текущего уровня развития технологий и общего состояния дистанционного обучения в университетах, поэтому значительное количество настороженно относящихся к дистанционному преподаванию сотрудников вузов свидетельствует о начальном этапе внедрения технологий дистанционного обучения в образовательную деятельность высших учебных заведений. Одновременно результаты экспертного опроса показывают, что 16,7 % опрошенных экспертов полагают, что преподаватели некоторых вузов пока не готовы к дистанционному преподаванию, что создает трудности внедрения технологий дистанционного обучения. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов [1]. В ходе опроса выявлено мнение экспертов и в определении факторов, которые замедляют процесс внедрения дистанционного обучения, в частности:

- высока стоимость разработки, внедрения и поддержки систем дистанционного обучения. При этом считают, что их использование позволит высшим учебным заведениям обучать большее количество студентов с меньшими издержками, и в перспективе можно будет говорить о высокой окупаемости затрат на внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс.

Рис. 1. Востребованность программ дистанционного обучения в вузе
 


Рис. 2. Готовность преподавателей вузов к обучению дистанционных студентов


- отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения. Учитывая тот факт, что 88,8 % опрошенных экспертов отмечают только первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательную деятельность университетов, то определение временного отсутствия технической поддержки и основы дистанционного обучения в качестве ведущего фактора сдерживания развития данных технологий в вузах совершенно объективно.

- отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей. Однако, учитывая готовность вузов осуществлять обучение преподавателей для работы с удаленными студентами, негативное влияние данного фактора в ближайшем будущем может быть снижено или полностью устранено.

- отсутствие в вузах полноценных электронных курсов дистанционного обучения. В настоящее время разработка качественных электронных курсов является одним из наиболее востребованных направлений на рынке образовательных услуг, учебные заведения имеют возможность заказывать готовые курсы у сторонних разработчиков. Заказ электронных курсов у профессиональных разработчиков позволит сэкономить время в процессе внедрения дистанционного обучения в вузе, что немаловажно в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг.

- низкий уровень качества дистанционного обучения. Авторы считают, что проблема обеспечения качества дистанционного обучения является одним из важнейших условий для его успешного внедрения в образовательный процесс. Следовательно, мнение экспертов о влиянии пяти отмеченных факторов, сдерживающих развитие дистанционного обучения в высшей школе, объективно, поскольку от их успешного преодоления зависит в первую очередь распространение современных образовательных технологий в российских университетах.

Список литературы

1. Горева, О. М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии / О. М. Горева, Л. Б. Осипова // Современ. проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: http://www. science-education.ru/119-14612 (дата обращения: 24.09.2014).
2. Домрачев, В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В. Г. Домрачев // Высш. образование в России. - 1994. - № 3. - С.10-12.
3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
4. Тихомиров, В. П. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (часть 1) / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Ло- бачев, О. Г. Ковальчук [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое образование». - URL: http://www.e-joe. ru/sod/99/2_99/st158.html (дата обращения: 09.02.2013).
5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. // Консультант Плюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi ?req=doc;base=LAW;n=158429 (дата обращения: 17.02.2013).

Вестник Челябинского государственного университета
Философия Социология Культурология Выпуск 37. № 19 (374) 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (29.07.2017)
Просмотров: 15 | Теги: дистанционное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь