Суббота, 21.10.2017, 05:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О.М.Горева, Л.Б.Осипова

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Содержится обширный обзор научных точек зрения на некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, на основе которых формулируется своя позиция по проблематике дистанционного обучения, говоря о нем как об инструменте продуктивной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: система образования, дистанционное образование, дистанционное обучение, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

 
Модернизация образования, повышение требований к подготовке выпускника нового поколения привели к необходимости обновления системы образовательного процесса, создания новой организационной структуры управления и информатизации образовательного пространства. В последние десятилетия интенсивное развитие получила технология дистанционного обучения (далее - ДО), помогающая решению одной из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой - обеспечение права человека на образование и получение информации. Мир вступил в телекоммуникационную фазу развития информационной сферы. Поскольку знания стремительно обновляются, то современный человек должен быть готов к тому, что учиться ему придется в течение всей жизни.

Возникновение дистанционного обучения является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Его появление объясняется рядом факторов. С одной стороны, потребностью общества в творческой, профессионально и духовно самостоятельно совершенствующейся личности, с другой стороны, территориальными, экономическими и культурными факторами [3].

Для того чтобы более глубоко осознать функции дистанционного обучения в системе образования нашей страны, целесообразно проанализировать сам процесс его возникновения и развития. До сих пор продолжаются дискуссии о том, где впервые появилось дистанционное обучение. Приоритет в этой области оспаривают американский Национальный технологический университет и британский Открытый университет. В российской литературе можно встретить утверждение о том, что в основе развития ДО лежит идея национального заочного обучения [8]. Чаще всего возникновение дистанционного обучения связывают с развитием средств коммуникации.

Первой страной, в которой были использованы технологии обучения на расстоянии, была Германия. Около 130 лет назад преподаватель Берлинского университета Ч. Туссен и член Берлинского общества современных языков Г. Лангеншейдт использовали почтовую связь для рассылки учащимся контрольных работ и учебных материалов. Это было первое использование технологии дистанционного обучения на уровне частных инициатив отдельных преподавателей.
Официальный статус данная форма обучения обрела лишь в 1891 г. в США, когда при

Чикагском университете было создано заочное отделение. Опыт перенимается другими американскими университетами, а в начале XX в. данная форма обучения распространяется в России. По мере своего развития дистанционное обучение способствует повышению общеобразовательного уровня общества; расширению доступа к высшему и последипломному образованию, включая аспирантуру и докторантуру; удовлетворению потребностей и интересов общества в целом и отдельной личности; повышению квалификации и переподготовке специалистов в связи с переходом на новые технологии.

На протяжении столетий сфера образования оставалась наиболее консервативной областью человеческой деятельности. Несмотря на то, что объем сведений об окружающем мире неуклонно возрастал, технологии передачи накопленных знаний оставались неизменными. Объективные условия развития современного общества стали диктовать новые требования к содержанию и формам передачи знаний. Классическая форма получения образования (очная) сегодня переживает кризис [10]. В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин к характерным чертам кризиса мировой системы образования отнесли следующие:

• неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);

• отставание получаемых знаний от уровня развития технологий (консерватизм);

• низкую адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);

• специфичность образования, получаемого в конкретном учебном заведении (локальность).

Это подтвердило, что перед образовательными системами стоят многочисленные проблемы.

В начале XXI в. распространенным видом образования становится высшее профессиональное образование. Традиционные технологии обучения не в состоянии удовлетворить потребность всей молодежи в его получении. Даже самые развитые страны не могут принять огромной массы студентов для обучения, что способствует развитию дистанционного обучения. По данным, приводимым в научных трудах, если в 70-е гг. XX в. в мире число таких вузов приближалось к 70, то в начале XXI в. их уже насчитывалось 187 [7]. Значительный толчок в развитии ДО в мире наблюдается в связи с новыми информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). Так, если в 1998 г. обучение с помощью современных технологий занимало в США лишь 2 % всего рынка обучения, то, по оценкам специалистов, в 2012 г. оно должно составить 14 % [6]. В Швеции количество обучающихся по технологии ДО в национальной системе образования составляет около 70 %. По официальным данным это объясняется прежде всего низкой стоимостью обучения, с отсутствием затрат обучающихся на дорогу и проживание. По оценкам специалистов, дистанционное обучение на 30 % дешевле традиционного. К тому же экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Например, используя технологию дистанционного обучения, можно быть уверенным в том, что все обучающиеся пользуются одними и теми же учебно-методическими материалами. Следует отметить, что обновлять содержание учебных пособий в сети гораздо проще. Относительно невысокая стоимость обучения обеспечивается за счет концентрированного представления и унификации содержания образовательного ресурса, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество обучаемых. Причиной обращения к дистанционному обучению является гибкий график обучения [1]. Конечно, профессиональная компетентность специалистов, получивших образование в очной форме, всегда на порядок выше. В связи с этим, элитарные вузы редко используют заочное обучение. Заочная форма обучения больше ориентирована на подготовку специалиста-практика [4].

Технология ДО на основе новейших ИКТ обладает следующими отличительными особенностями:

• гибкостью (с учетом времени, места, темпа и объема обучения);

• экономичностью за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства;

• социальным равноправием обучающихся, независимо от места проживания и состояния здоровья;

Таким образом, особую популярность дистанционное обучение приобрело: во-первых, значительными территориями, удаленностью места жительства обучаемого от места обучения; во-вторых, наличием высокого уровня неудовлетворенного спроса на образовательные услуги; в-третьих, динамическими изменениями социально-экономической ситуации.

Необходимость использования технологии ДО продиктована рядом обстоятельств:

• новыми требованиями, предъявляемыми к образованию в ХХ! в.; ростом числа желающих получить образование, пройти переподготовку в связи с изменениями на рынке труда;

• ограниченными пропускными возможностями вузов и системы повышения квалификации;

• интернационализацией высшей школы и усилением международной интеграции в образовании.

Наиболее всесторонне проанализирована специфика сетевого обучения А. А. Андреевым [2]:

• гибкость процесса обучения;
• модульность (модульный принцип обучения);
• параллельность (обучение без отрыва от производства);
• дальнодействие (удаленность образовательного учреждения от обучающихся);
• асинхронность (работа участников процесса обучения по удобному для каждого расписанию);
• охват (массовость);
• рентабельность (экономическая эффективность);
• преподаватель (новая роль и функции);
• обучающийся (новые требования);
• использование новых информационных технологий (компьютерные сети, мультимедийные системы;
• социальность (устранение социальной напряженности).

Таким образом, следует подчеркнуть, что технология ДО от традиционной формы обучения отличается рядом характерных черт.

Необходимо также сказать, что в условиях использования ДО обновляется роль преподавателя, который выступает координатором познавательного процесса, постоянно совершенствующий преподаваемые им курсы, повышающий творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями.

В мире существуют разнообразные реализации технологии дистанционного обучения, которые имеют как общие, так и специфические черты. Специфика, как правило, обусловлена социально-экономическими и социально-культурными особенностями национальных образовательных систем. В связи с этим каждая страна вырабатывает собственный путь внедрения технологии ДО [3].

В настоящее время в мире получение образования по технологии ДО базируется на ряде моделей. Так, Е. С. Полат выделяет шесть [5]:

• по типу экстерната с ориентацией на школьные и вузовские экзаменационные требования для учащихся и студентов, которые по тем или иным причинам не в состоянии посещать очные учебные заведения;
• на базе одного университета, когда студенты обучаются на расстоянии на основе ИКТ;
• на основе сотрудничества нескольких вузов, когда вузы совместно создают программы обучения, что делает их более качественными и менее дорогостоящими;
• в специализированных образовательных учреждениях, созданных исключительно в целях заочного обучения и ориентированных на разработку мультимедийных курсов;
• с применением автономных обучающих систем, в рамках которых обучение осуществляется посредством телевидения, радио, компьютера;
• неформальное обучение на основе интегрированных мультимедийных программ.

С целью изучения готовности преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, выявление их отношения к использованию ДО и потребности в повышении своей квалификации в области ИКТ было проведено авторское социологическое исследование. Опросу подлежало 50 преподавателей. Результаты опроса позволили выявить различия в понимании уровня и формы применения информационных технологий при организации образовательного процесса.

Существенное внимание было обращено на индивидуальные и групповые беседы, дискуссии, диспуты, а также анализ результатов продуктов деятельности - созданных web- ресурсов. На основе ответов на поставленные в анкете авторами вопросы выявлены представления преподавателей об эффективности педагогической деятельности в сфере ДО, степень понимания содержания традиционных технологий обучения. В ответах анкеты преподаватели обосновывали свое видение места ДО в современной системе образования.

Так, на вопрос: «Знакомы ли Вы с дистанционным образованием как современной формой обучения?» - положительно ответили 83 % респондентов, отрицательно - 11 %, 6 % - воздержались от ответа. Результаты ответа на вопрос: «Как Вы относитесь к использованию ДО в качестве вспомогательного способа обучения» - ответили положительно все опрашиваемые. На вопрос об использовании ДО как основного метода обучения ответили положительно 29 % респондентов, отрицательно - 71 %.

Вопрос, предполагающий выявление количества преподавателей, которые применяют телекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, показал, что таких преподавателей оказалось всего лишь 18 %. Выявление представления о знании технологии дистанционного обучения показало, что 61 % респондентов имеют представление о данной форме обучения, 22 % - затруднились с ответом.

В одном из вопросов ставилась задача оценить степень значимости учебника, конспекта и электронного учебника в качестве основы образовательного процесса. На первое место учебник поместили 35 % респондентов, конспект урока - 32 %, электронный учебник предпочли 28 % отвечающих, 5 % - затруднились в ответе.

Определение отношение преподавателей к дистанционному обучению предметных знаний с использованием учебных компьютерных заданий выявило, что большинство респондентов (64 %) поставило их на первое место. Анализ результатов анкетирования показывает, что большинство (около 80 %) преподавателей поддерживают идею внедрения в среднее образование дистанционного обучения и психологически готовы принять участие в разработке учебно- методических материалов для этой формы обучения. По мнению преподавателей, целесообразность внедрения технологий ДО диктуется тем, что обучающийся получает возможность непосредственного доступа к научным телеконференциям, образовательным сайтам, электронным информационным бюллетеням. Результаты анкетирования показывают, что абсолютное большинство преподавателей (83 %) к дистанционному обучению с применением учебных компьютерных заданий относятся положительно.

Вместе с тем результаты показывают, что у многих преподавателей недостаточно ясное представление о новой форме обучения, об условиях ее эффективного использования.

Многие преподаватели выразили желание и готовность повысить свою квалификацию в области использования новых информационных технологий в образовании, в том числе телекоммуникаций и Интернета. В ответах встречались указания на недостаточную разработанность методических основ технологий ДО, несформированность системы диагностики качества результатов самообразовательной деятельности студентов в условиях дистанционного образования. В ходе сбора информации выяснилось, что много вопросов вызывает организационная сторона учебного процесса по дистанционной форме обучения.

Некоторые преподаватели недостаточно четко и конкретно представляют свою роль в учебном процессе, специфику контроля, систему педагогических условий его эффективности.

Результаты опроса также показали, что информационные технологии в образовательном социуме можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества с обучающимися, росту педагогического авторитета в среде коллег. Использование ДО расширяет возможности распространения накопленного опыта и помогает перейти от роли педагога - транслятора знаний на учебном занятии - к положению педагога - тьютора, организующего, исследующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся.

Результаты проведенного исследования позволили выявить организационные особенности системы дистанционного обучения, в частности, непрерывность обучения, открытость и индивидуальный подход в осуществлении учебного процесса, наличие преподавателей- консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам. Одновременно дистанционное обучение - это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая социальные гарантии для граждан страны в области образования, реально позволяющая получать высшее профессиональное образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - жителям отдаленных северных территорий и сельских районов. Таким образом, взаимодействие обучающихся и средств информационно-коммуникационных технологий представляет собой активный процесс взаимодействия с информационным богатством всего человеческого опыта.

Список литературы

1. Александрова, И. Новая форма обучения / И. Александрова // Профессионал. - 1996. - № 5-6. - С. 7—10.
2. Андреев, А. А. Определимся в понятиях / А. А. Андреев // Высш. образование в России. - 1998. - № 4. - С. 44-48.
3. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.
4. Брезгунова, И. В. Дистанционное обучение: концепция, проблемы и методы их решения / И. В. Брезгунова, А. Н. Курбацкий, С. И. Максимов // Высш. шк. - 2000. - № 5. — С.18-24.
5. Дистанционное обучение : учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
6. Кларк, Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть / Э. Кларк. - URL: http://www. bolero.ru.
7. Матвеев, А. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы / A. Матвеев. - URL: http://www.ui.usm.ru.
8. Меськов, В. С. О состоянии и перспективах создания СДО в России / В. С. Меськов // Проблемы информатизации высш. шк. - 1995. - Вып. 3. - С. 34-38.
9. Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии /Л. Б. Осипова, О. М. Горева // Соврем. проблемы науки и образования - 2014. - № 5. - URL: http://www. science-education.ru/119-14612.
10. Тихомиров, В. П. Виртуальная образовательная среда: принципы, организация /
B. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев. - М.: МЭСИ, 1999. - 164 с.

Вестник Челябинского государственного университета
Философия Социология Культурология Выпуск 37. № 19 (374) 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (29.07.2017)
Просмотров: 613 | Теги: образовательный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь