Суббота, 21.10.2017, 05:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03

А.Ю.Илясова, кандидат педагогических наук, Е.В. Данильчук, доктор педагогических наук, профессор

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В статье показана специфика и авторская модель информационной компетентности бакалавров по физической культуре. Приведены элементы методики формирования указанной компетентности в цикле информатических дисциплин. Рассмотрены принципы оптимизации образовательного процесса вузов физической культуры, способствующие развитию информационной компетентности бакалавров по физической культуре.

Ключевые слова: информационная компетентность; физическая культура; методика обучения; образовательный процесс; цикл информатических дисциплин.

 

Успешная профессиональная деятельность будущего тренера - бакалавра по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» (бакалавра по ФК) в информационном обществе напрямую зависит от уровня его информационной компетентности: от того, насколько полно он может реализовать в системе подготовки спортсмена средства и методы современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [1; 9; 18].

Информационная компетентность бакалавра по ФК - это интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и навыков, отражающихся в его личностном опыте в области использования средств и методов современных ИКТ в учебно-тренировочном процессе и избранном виде физкультурно- спортивной деятельности (ИВС).

Специфика информационной компетентности бакалавров по ФК состоит в профессионально-личностной готовности применять средства и методы современных ИКТ для оптимизации подготовки спортсменов в тренировочном процессе (анализ биомеханических характеристик и технико-тактического мастерства спортсменов, оценка их физиологического состояния, моделирование спортивных ситуаций и прогнозирование спортивных результатов средствами современных ИКТ и др.) и соревновательной практике (автоматизированные системы судейства, информационное обеспечение организации и проведения соревнований, автоматизированные измерительные и видеоанализирующие системы и др.), ведения учебно-методической документации, организации научно-исследовательской работы в ИВС [4].

Главная роль в формировании информационной компетентности бакалавров по ФК отводится дисциплинам информатического цикла, ведь именно здесь, с одной стороны, приоритетно осваиваются основные умения и навыки обработки информации - метапредметные результаты обучения, необходимые не только для дальнейшей учебной деятельности, но и успешной жизнедеятельности в информационном обществе, а с другой стороны, здесь должен быть целостно сформирован опыт применения ИКТ с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности.

Разработанная авторская модель формирования информационной компетентности бакалавров по ФК (рис. 1) включает в себя представление о структурных составляющих данной компетентности, уровнях и этапах процесса ее формирования [3].

 

 

Рис. 1. Модель формирования информационной компетентности бакалавров по ФК
В соответствии с предложенной моделью была построена адекватная методика формирования информационной компетентности бакалавров по ФК [6; 4], характеризующаяся своими целевым, содержательным и процессуальным компонентами (рис. 2).
 

 

Рис. 2. Компоненты методики формирования информационной компетентности бакалавров по ФК

Приведем фрагмент построения методики формирования информационной компетентности будущих бакалавров по ФК, реализуемой нами в цикле информатических дисциплин в ФГБОУ ВО «ВГАФК» [7].

I. Курс «Информатика» (цель: поддержание положительной мотивации к изучению ключевых понятий предметной области «Информатика», освоению и использованию средств и методов современных ИКТ в учебно-тренировочном процессе и повседневной жизни).

Примеры заданий: подготовка к дискуссиям на темы: «Роль ИКТ в современном спорте», «Нужен ли тренеру компьютер?» и др.; Компьютерный практикум по ИКТ с профессиональным контекстом: «Создание базы данных «Звезды футбола», «Поиск информации в Интернете: «Олимпийская слава Волгограда» и др. [2; 5].

II. Курсы по выбору «Телекоммуникационные технологии в спорте»/«Основы профессиональной работы в MS Office», «Аудиовизуальные технологии в ФКиС» (цель: формирование опыта использования современных ИКТ для обработки информации в сфере спорта и физкультуры на ПК).

Примеры заданий: компьютерный практикум по ИКТ с профессиональным контекстом: «Оценка качества образовательных Интернет-ресурсов по избранному виду спорта», «Создание видеоролика комплекса общеразвивающих физкультурных упражнений в программе «MS Movie Maker» и др.; СРС: разработка и защита проекта «Создание web-сайта для популяризации ИВС» и др.

III. Курс «Информационные технологии в спорте» (цель: формирование опыта по использованию ИКТ в физкультурно-спортивной деятельности, отбору и внедрению новых ИКТ в тренировочный процесс, решению профессиональных задач средствами современных ИКТ).

Примеры заданий: компьютерный практикум по ИКТ с профессиональным контекстом: «Составление рациона питания спортсмена», «Создание протокола соревнований по ИВС, его заполнение и обработка средствами программы «MS Excel» и др.; СРС: «Использование компьютерных программ в тренировочном процессе и соревновательной деятельности по ИВС».

Однако целостная информационная компетентность бакалавров по ФК будет эффективно формироваться только в том случае, когда процесс обучения будет ориентирован на следующие принципы:

1) межпредметная интеграция - «встречное движение» преподавателей профессиональных и информатических дисциплин, позволяющее погрузиться в специфику «чужой» предметной области и выявить направления применения ИКТ в профессиональной деятельности. Это позволит уйти от ориентации только на универсальность и формальность получаемых в цикле информатических дисциплин знаний, умений и навыков;

2) отслеживание новых тенденций в области ИКТ и направлений их применения в сфере профессиональных интересов будущих бакалавров - стремительные темпы развития ИКТ побуждают преподавателей (особенно цикла информатических дисциплин) находиться в постоянном поиске появляющихся технических и программных новаций, поддерживая изучаемую бакалаврами предметную область в актуальном состоянии;

3) совершенствование личной информационной компетентности как преподавателей информатических дисциплин, так и дисциплин профессионального цикла, поскольку они являются примером для студентов; от совершенствования их подготовки в области информатики и ИКТ зависит насколько полно будущий бакалавр мотивирован и сможет целесообразно и оптимально реализовать средства и методы современных ИКТ в своей профессии.

Таким образом, оптимизация образовательного процесса вуза в направлении формирования информационной компетентности будущих бакалавров по ФК зависит от роли преподавателя в этом процессе: его желания постоянно повышать уровень информационной компетентности, совершенствовать свои профессиональные навыки в области освоения новых ИКТ и внедрять их в учебный процесс, использовать активные и интерактивные методы обучения, дистанционные образовательные технологии [9], разрабатывать учебные задания и ситуации с профессиональным контекстом.

Литература

1. Данильчук Е.В., Илясова А.Ю. Информационная компетентность как одно из важнейших условий формирования готовности специалистов по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 1 (26). - С. 44-47.
2. Данильчук Е.В., Илясова А.Ю. Методические аспекты обучения информатике студентов спортивных вузов // Педагогическая информатика. - 2016. - № 4. - С. 84-93.
3. Данильчук Е.В., Илясова А.Ю. Модель формирования информационной компетентности бакалавров по физической культуре в процессе обучения информатиче- ским дисциплинам // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5 (100). - С. 90-96.
4. Илясова А.Ю. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в цикле информатических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2016. - 27 с.
5. Илясова А.Ю. Методические аспекты формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в курсе информатики в вузе // Информатизация образования-2014: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 23-26 апр. 2014 г.). - Волгоград: Перемена, 2014. - С. 142-145.
6. Илясова А.Ю. Методические основы формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в процессе обучения информатическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Режим доступа: http://www.science- education.ru/129-21741 (дата обращения: 19.02.2017).
7. Илясова А.Ю., Данильчук Е.В. Диагностика сформированности информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки Физическая культура [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы внедрения информационных и коммуникационных технологий в физкультурное образование в контексте подготовки конкурентоспособного компетентного специалиста: материалы Международной заочной электронной научно-методической конференции (г. Волгоград, 21-25 ноября 2016 г.). - Волгоград, 2016. - С. 30-42. - URL: https://yadi.sk/i/DTm2pRG_34S7ES (дата обращения: 15.01.2017).
8. Илясова А.Ю., Данильчук Е.В. Формирование информационной компетентности будущих тренеров по видам спорта в физкультурном вузе // Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Удмуртского государственного университета. - Ижевск, 2016. - С. 51-56.
9. Илясова А.Ю., Сучилин А.А. К вопросу формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура // Успехи современной науки. - 2017. - № 2. - С. 200-202.
10. Илясова А.Ю., Хованская Т.В., Коренева В.В. Создание адекватной среды дистанционного обучения в спортивном вузе // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 54.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.08.2017)
Просмотров: 40 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь