Суббота, 14.12.2019, 16:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ МУЗЕЕВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В.Капес

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ МУЗЕЕВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Образовательно-воспитательная деятельность - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений музейной работы. Она формируется как система взаимодействия музея и аудитории, включающая людей разных возрастов и профессий, находящихся в процессе так называемого «обучения в течение жизни» [1]. Реализация образовательной деятельности в музее включает различные формы, которые сегодня динамично развиваются. Современные музеи предлагают такой перечень услуг, который будет способствовать привлечению посетителей. Самыми популярными и востребованными являются интегрированные мероприятия, которые соотносятся как с традиционными, так и инновационными формами общения c аудиторией. Одной из таких является проектная деятельность.

Само слово «проект» происходит от латинского «projectus», дословно «брошенный вперёд», то есть реализация в будущем - главная цель деятельности вообще. По своему содержанию, наполнению и функциональной значимости проекты бывают разные. Это и открытие нового музея, музейного здания, и масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, и выставки, и показы, и обед в залах музея, и реклама фотографий экспонатов на улицах города [2]. Их основная задача - привлечь внимание посетителей теми средствами и способами, которые востребованы в культуре начала XXI века. К ним можно отнести и использование визуальных средств, и игровой компонент, и технологии музейной педагогики, а также деятельность в сфере инклюзивного образования.

Как актуальная практика проектная деятельность музея подразумевает своеобразный язык общения, творческий подход в решении культурно-просветительских задач и в преобразовании существующей реальности, то есть, в создании такой реальности, которая «выхватывает» посетителя из круговорота будней. Специфика осуществления такой деятельности напрямую зависит от типов и видов мероприятий, организованными музеем: это могут быть как традиционные проекты (например, организация выставок), так и инновационные, связанные с использованием новых технологий.

Томск - город богатейшей истории и самобытной культуры, один из значимых культурных центров Сибири, где действует более ста различных по профилю, типам и видам музеев. Это государственные и муниципальные музеи, музеи при образовательных учреждениях высшего образования, школьные музеи. В городе созданы и работают отраслевые музеи, действующие на предприятиях, собрания и экспозиции которых посвящены отдельным отраслям науки, техники и технологии промышленного производства [3].

Среди данных музеев интерес у посетителей вызывает Томский музей леса. Главное направление его деятельности - содействие распространению в обществе знаний о лесе - осуществляется через экскурсионную работу и выставочную деятельность. Тематика экскурсий, проводимых сотрудниками музея, весьма разнообразна: «История развития лесных отраслей области», «Лес и человек», «Охрана и защита леса», «Деревянное строительство», «Деревообработка», «Лес и здоровье человека», «Флора и фауна лесов Томской области» [4]. Старшие школьники, учащиеся колледжей, студенты Томского государственного университета, Томского политехнического университета, Томского государственного архитектурно-строительного университета, лесотехнического и коммунально-строительного техникумов посещают музей в рамках своих учебных курсов. В качестве постоянных партнёров также выступают сотрудники и руководители библиотек, музеев, участники различных семинаров и конференций.

Эколого-образовательная работа музея леса с учащимися начальных классов представлена экскурсиями по темам: «Обзорная экскурсия» и «Лес живой», включающие интерактивные элементы - возможность погладить бельё «деревянным утюгом», поиграть деревянной игрушкой, посчитать годовые кольца на спиле дерева. Для детей младших классов на широком экране демонстрируются мультипликационные фильмы о лесе и зверях [4].

Культурно-образовательная и просветительская работа музея связана с мероприятиями и памятными датами, приуроченными ко Дню Победы и Дню работника леса, Дню старшего поколения; с проводимыми юбилейными вечерами заслуженных работников леса.

Совместно с муниципальной библиотекой «Лесная» и Центром социальной поддержки населения Кировского района г. Томска организованы и работают клуб старшего поколения «Тимирязевские встречи» и лекторий «Здоровье» [4].

Но музей леса - это не только экспозиции в залах, это ещё и сам «живой» лес. Парковая площадь музея составляет 0,14 га [4]. Это превращает его в уникальную образовательно-воспитательную среду, превосходящую по своим качествам школьный класс или вузовскую аудиторию. На современном этапе Томский музей леса представляет собой прекрасную площадку для реализации различных экологических проектов, например, проекта Летней экологической школы.

Проблема экологического воспитания подростков не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных образовательно- воспитательных задач. Системное экологическое воспитание способствует формированию гармонично развитой личности с чувством сопричастности к окружающему миру, любви к малой родине и гуманным отношением к природе, что в дальнейшем поможет предотвратить многие экологические проблемы.

Цель проекта: единой системы экологического воспитания обучающихся посредством реализации различных мероприятий, акций, проектов экологической направленности.

Задачи:

- сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом;

- повысить уровень экологической грамотности подростков;

- привлечь внимание участников к экологическим проблемам Томской области.

Аудитория: учащиеся средних образовательных учреждений г. Томска и Томской области.

База: Томский музей леса.

Содержание проекта:

Осуществление данного проекта основывается на проведении и участии в традиционных мероприятиях экологической направленности с привлечением обучающихся образовательных учреждений города Томска и Томской области в период летнего каникулярного времени.

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:

- Обзорная экскурсия по экспозициям Томского музея леса.

- Экскурсии по лесному участку, прилегающему к музею, с элементами игры «Экологическая тропа».

- Викторина «Лес - кладовая природы».

- Мастер-классы по изготовлению буклетов «Правила поведения в лесу» и др.

В рамках работы «Летней экологической школы» учащиеся смогут посещать музейные занятия, познакомиться с правилами безопасности в лесу. Живая и непринуждённая форма общения и игры оставят незабываемые впечатления и поспособствуют воспитанию у участников музейной культуры.

Кроме увлекательных экскурсий по лесу и практических занятий, учащимся «Летней экологической школы» будут предложены экскурсии по музею. В результате таких экскурсий они будут иметь возможность познакомиться с уникальными предметами и коллекциями, среди которых демонстрируются письма-воспоминания ветеранов лесных отраслей, исторические фотографии, лесоустроительные карты, альбомы лесхозов Томской области, личные дела работников лесной отрасли, материалы о деятельности учёных, работавших в томских лесах, фотокопии документов о создании Лесного департамента, указы Петра I о лесе, и др.

Таким образом, одним из приоритетных направлений современности является проектная деятельность. Музей сегодня становится востребованной площадкой, реализующей проекты культурно-просветительской и образовательной направленности, что создаёт благоприятные условия для реализации разных видов деятельности и привлечения местного населения. Активное взаимодействие отраслевых музеев и учебных заведений позволяет предоставить учащимся дополнительную информацию по различным сферам, в частности, по экологической и природоохранной тематике.

Список литературы

1. Фофин А. И. Роль музеев в образовании и воспитании личности / А. И. Фофин // Magister Dixit. 2013. №3. С. 315-322.
2. Балашов А. И. Управление проектами / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко. Москва : Юрайт, 2013. 383 с.
3. Каулен М. Е. Словарь актуальных музейных терминов / А. А. Сундиева, И. В. Чувилова [и др.] // Музей. 2009. № 5. С. 47-69.
4. Томский музей Леса. URL: http://tomskmuzles.ru/ (05.02.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.11.2019)
Просмотров: 14 | Теги: Образовательно-воспитательная, музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь