Суббота, 04.07.2020, 13:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНФЛИКТ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РАДОСТЬ: МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Г.И.БОИНЧАНУ

ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНФЛИКТ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РАДОСТЬ: МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются вопросы выбора методов преподавания лингвистических дисциплин в свете целей и задач высшего образования, реализующего компетентностный подход. Автор дает определение педагогической инновации, указывает на ее связь с понятием «инновационная компетентность» преподавателя и место в решении вопроса о базовом импульсе в образовании, устанавливая обязательность использования интерактивных методов. В статье рассматривается опыт практической реализации в обучении дисциплинам лингвистического цикла интерактивных методов и отмечается их эффективность при формировании специалиста.

Ключевые слова: оптимизация учебного процесса, интерактивные формы обучения, инновационная компетентность преподавателя, методика обучения лингвистическим дисциплинам.

 

Традиционный подход к преподаванию, столь малоактуальный для нынешнего молодого поколения реформаторов от образования, характеризуется «знаниевой» парадигмой образования, ориентацией на формирование устойчивой совокупности знаний, умений и навыков, жесткой регламентацией образовательного процесса, репродуктивным характером обучения. В рамках традиционного подхода предметом совместной деятельности преподавателя и обучающихся является учебный материал, знания, умения и навыки обучающихся, которые усваиваются, главным образом, через вербальные объяснения, репродукцию [6]. Напротив, инновационный (как альтернатива традиционному) подход дает возможность определить сущность педагогической инновации как деятельности, направленной на качественное изменение образовательной системы, в результате которой данная система приобретает новое, более совершенное состояние. Бесспорно, возникшая при таком подходе к образовательному процессу траектория «образование в течение всей жизни» предъявляет свои требования к освоению педагогических новшеств как определенному способу решения проблем, неизвестному ранее [1].

В научной литературе инновационная деятельность нередко рассматривается и как «метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности,. инновационная деятельность. имеет своим объектом другие виды деятельности - те, которые сформировались в предшествующий период и приобрели к данному времени характер репродуктивной деятельности, а их средства или способы стали рутинными для данного сообщества людей» [5]. Рутинными, как мы понимаем, - не вызывающими творческого вдохновения, не зовущими к поиску, делающимися по привычке... Те, которые закрепляют базовым импульсом в образовании конфликт с собой. Не секрет, что пришедшие в образовательные организации из практических органов сотрудники, ставшие по разным причинам научно-педагогическими работниками, свой выбор методов, средств, приемов проведения занятий часто объясняют действиями по аналогии: «Мне так преподаватели - я же много знаю, значит, и я так буду...». В таком случае идея о том, что развитие и формирование инновационной компетентности преподавателя образовательной организации высшего образования МВД России может послужить основой для преодоления рутины в педагогической деятельности, весьма актуальна. Ведь также «важно отметить, что в образовательных учреждениях. МВД России инновационная деятельность не является самоцелью, а подчинена
решению другой задачи - повышению качества подготовки курсантов» [2].

На что ориентироваться?

Современным обучающимся при анализе качества собственной профессиональной подготовки на первый план выдвигается осознание себя успешным либо стремление к успешности в скором для него будущем. В этом плане для преподавателя, идущего навстречу прогрессу и определившего для себя базовым импульсом образование как радость от созидания, осознания нового, становится важным формирование новых интегративных компетенций будущего успешного/эффективного специалиста даже в рамках традиционных лингвистических дисциплин.

Ошибочно предполагать, что при обучении лингвистическим дисциплинам в неязыковой образовательной организации высшего образования идет формирование только узконаправленных «традиционных» компетенций - речевой, языковой, коммуникативной. В настоящее время в процессе обучения лингвистическим дисциплинам необходимо активное формирование интегративных компетенций будущего успешного/эффективного специалиста, например компетенции «проектного менеджмента» (наименование весьма условное, возможно спорное). Ее суть - «умение вести поиск решения, создав коллектив, обладающий необходимыми компетенциями для этого, умение управлять временем и мотивацией в коллективе» [4]. Или, к примеру, «медиа»-компетенции - умения «управлять информацией, которую мы транслируем в виртуальный мир» [4]. И формирование таких интегративных компетенций предполагает обязательное применение интерактивных методов.

Решение вопроса о базовом импульсе в образовании позволит сформулировать «горизонт развития образовательной политики в России» (10-20 лет): «дихотомия - образование как конфликт, в том числе с самим собой, или образование как радость от гармонии с самим собой и от гармоничного взаимодействия с другими - поможет нам выделить что-то важное» . Но для преподавателей, осваивающих педагогические новшества, будь то модель образовательного процесса «перевернутый класс» или нестандартные формы контроля знаний, умений и навыков, важность диалога в образовательном процессе очевидна. Обучающийся, самостоятельно нашедший путь к новой информации, объяснивший ее, структурировавший и использовавший ее в ситуации профессионально ориентированного общения, успешнее того, кто просто выслушал информацию, пусть важную и достоверную, от преподавателя, не вступая с ним в диалог. Так, модель «перевернутый класс» предполагает овладение научными знаниями и первичными навыками по изучаемой теме обучающимися еще до того, как они войдут в аудиторию. Роль преподавателя здесь заключается в нюансировке знаний, последующем формировании умений и навыков по теме занятия, организации научного диспута.

Еще раз подчеркнем, что все компетенции будущего (увы, не столь отдаленного и, следовательно, требующего незамедлительного методического обеспечения) формируются в процессе диалога и самостоятельного поиска. Умение интегрировать в образовательном процессе традиционные и инновационные методы - отличительная особенность преподавателей, обладающих высокой степенью сформирован- ности инновационной компетентности, а значит, гарант успешного овладения ими педагогическими инновациями и воплощения их.

Так, популярным интерактивным методом в нашей практике преподавания лингвистических и гуманитарных учебных дисциплин является использование видеоряда. Что используется для активизации диалога? Это выпуски киножурнала «Ералаш» разных лет, художественные фильмы «Это случилось в милиции», «Деревенский детектив», «Операция Ы», «Место встречи изменить нельзя», «Лед», «Вор», «Ликвидация», «Общество Мертвых Поэтов», «Похороните меня за плинтусом», «Маленькие комедии большого дома» и многие другие советские, российские и зарубежные киноленты, телевизионные спектакли, мультфильмы и социальные ролики из сети Интернет. Работа с видео использовалась и при традиционном подходе к обучению, но видеоряд был нужен лишь как иллюстрация знаний (истин), которые уже изложил преподаватель. Интерактивность работы с видео в условиях современного образовательного процесса заключается в том, что обучающиеся высказывают свои предположения о развитии сюжета (умение строить версии - это еще и важный профессиональный навык), анализируют поступки и эмоции героев (вот еще один повод поговорить о межпредметных связях - о знаниях основ профайлинга), задают аудитории вопросы, сами придумывают задания, работают в малых группах и говорят, говорят, говорят.

Задавшись вопросом об универсальности интерактивных методов, мы обратили внимание на то, что есть нечто, позволяющее не только и не столько научить, сколько без научений и нравоучений обсудить с молодым поколением проблемы, решение которых также ведет их к эффективному формированию компетенций будущего, например эмоционального интеллекта, влекущее обучающихся к выбору импульса образования как некого притягательного процесса. Это нечто - современный театр, стремительно развивающий многообразие форм взаимодействия со зрителем (а ведь обучающиеся не только слушатели, но и зрители, и вспоминается это как-то невзначай и не всегда), вовлекающий в диалог все возрасты без деления на доступность тем.

Использование театральных постановок Калининградского областного драматического театра, спектаклей его малой сцены, перформативных читок пьес современных драматургов позволяет развивать и формировать не только компетенции, традиционные для лингвистического направления обучения, но и компетенции профессиональной направленности. К примеру, тема насилия (бытового, сексуального, психологического, школьного) и весь спектр проблем, являющихся его причинами и результатами, после знакомства с пьесой известного шведского драматурга Паулы Стенстрем Эман «Теперь они меня уважают» (в переводе М. Людковской) стали не только предметом обсуждения на семинарах, но и нашли отражение в научных исследованиях курсантов Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. Использование живого визуального ряда, предоставляемого театром, как показала практика преподавания, и рефлексия по его поводу позволяют преподавателю отслеживать психологическую готовность вчерашних школьников выстраивать индивидуальный путь развития, воспитания, обучения и образования.

Умение преподавателя не навязывать своего мнения, научить выслушивать друг друга, умение мягко направить размышления обучающихся, активизировать мысль, побуждать к использованию собственного опыта и самостоятельно приобретенных знаний - все это, конечно, приходит с опытом. Но современные педагогические технологии делают приобретение такого опыта незатруднительным.

Так, при изучении темы «Лексика современного русского языка. Лексика деловой документации» использование видеофильма «Русский язык за 18 минут» (созданного компаниями «Arzamas» и «Издательство Яндекса») становится основой для разговора о развитии русского языка, о необходимости заимствований, этимологии слов (например прилагательного «бранный»), о нормированности литературного языка, о стилистической окрашенности лексических единиц и языке деловых бумаг. Результатом этого разговора становятся сводные таблицы, самостоятельно разработанные курсантами задания, кроссворды, слайды, плакаты и даже жанровые сценки. Самостоятельное углубленное изучение обучающимися синонимии, антонимии, паронимии, речевой избыточности, лексической сочетаемости слов, наблюдение за особенностями проявления языковых средств в текстах официально- делового стиля делает возможным осуществление контроля на практическом занятии по этой теме в интерактивной игровой форме, заимствованной из телевизионного проекта «Своя игра». Игра как деятельность и серьезна, и доступна, позволяет курсанту проявить себя не только как обучающегося (субъекта с определенным уровнем знаний), но и как человека (она воспитывает). Обучающимся предлагается, как правило, серия вопросов, распределенных по рубрикам: «Синонимия и антонимия», «Лексические ошибки», «Слова профессии», «Кто так говорит?», «Пальцем в небо». При подготовке ответов на них знание основ языковедения сочетается с эвристической догадкой, имеется возможность проявить свою лингвистическую наблюдательность. Есть еще одна рубрика, вопросы которой, как показала практика, стоит включать в такие виды контроля - «Школьные знания».

Ранее мы отмечали, что преподавателям высшего звена необходимо «учитывать предметную подготовленность вчерашних школьников, дабы верно выбрать методическую основу для подготовки специалиста» [3]. Среди 30 стран, представители которых участвовали в тестировании, проведенном в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2018 г., Россия заняла только 27 место . «Результаты исследования, проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития... по программе PISA., выявили недочеты в сфор- мированности ряда важных умений у российских учащихся, а значит, и у обучающихся ведомственных вузов первых лет обучения». Как метко выразился бывший министр образования Аргентины Эстебан Буллрих: «PISA - как рентген для школьной системы образования. Полную картину он не покажет, но даст понять, где есть вывихи и переломы» . Согласимся, эти «вывихи и переломы» мы не можем не учитывать при преподавании учебных дисциплин лингвистической направленности: «В понимании текстов разных жанров российские школьники в развитии своей читательской компетенции (а под читательской грамотностью принято подразумевать способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни) отстают от своих сверстников из стран ОЭСР » [3]. Представляется разумным обращение внимания со стороны педагогического сообщества на сим-
птоматику данного исследования: изучение результатов PISA-2018 должны лечь в основу разработки рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса и дальнейшего использования этих рекомендаций (по сути не являющихся догмами) с целью «повышения компетентности педагогов в области применения эффективных образовательных методик и технологий, а также компетентности руководителей системы образования в сфере управления качеством образования» .

Получение в ведомственных вузах МВД России современного образования курсантами и слушателями, отягощенными конфликтами, не разрешенными еще со школьной скамьи, сопряжено с проявлениями ярко выраженного противоречия, затрудняющего выбор между двух альтернатив: «образование как конфликт» или «образование как радость». Повседневное бытование обучающегося в ведомственной образовательной организации - это не только аудиторные и внеаудиторные занятия, на методическое обеспечение которых направлено внимание педагогов-новатор, но и служба и соответствующие ей служебные отношения. Эти отношения относятся к категории уставных и требуют от обучающегося реализации черт личности, которые порой входят в противоречие с теми требованиями к современному специалисту, которые ведут его к осознанию собственной успешности.

Эти и иные сложности, с которыми сталкиваются преподаватели ведомственных образовательных организаций в своей деятельности, все более подталкивают их к выбору инновационных методов организации образовательного процесса при обучении дисциплинам лингвистического цикла. Как представляется, среди них именно интерактивные методы являются наиболее эффективными при выборе в пользу образования как радости и успешности.

Библиографический список:

1. Боинчану Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателей образовательных учреждений МВД России: Монография / Под ред. В.Ю. Фадеева, В.М. Бочарова. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, БГАРФ, 2010. 136 с.
2. Боинчану Г.И. Модель формирования инновационной компетентности преподавателя русского языка учебных заведений силовых ведомств России // Актуальные проблемы управления и экономики. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / Отв. ред. М.В. Кочетков. Красноярск, 2016. С. 212-219; URL: http:// www.krime.com/наука/издано/2016.pdf.
3. Боинчану Г.И. Преемственность в формировании ключевых компетенций в ведомственных учебных заведениях // III Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии»: материалы международной научно- практической конференции. Калининград, 2015. С. 95-97.
4. Боинчану Г.И. Компетенции будущего: что сделает правоохранителя успешным в его профессии // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы 23-й всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2018. С. 8-11.
5. Нововведение в организациях: системно-деятельностная концепция исследования и управления нововведениями. М.: ВНИИСИ, 1984. 58 с.
6. Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 116-119.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 1 (59) 2020


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (18.06.2020)
Просмотров: 17 | Теги: Учебный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь