Воскресенье, 19.01.2020, 13:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОБРАЗ ЖЫРАУ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКЕ

Азат Туранел, К. К. Досанова

ОБРАЗ ЖЫРАУ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКЕ

Многовековое функционирование музыкально-поэтической традиции казахского народа сформировало специфических типов носителей, среди которых особое место занимают жырау. Искусство жырау связано с исполнением жыров - эпических сказаний, однако происхождение их академик А. Маргулан связывает с временем военной демократии: «Раньше, при дружинном быте, жырау - восторженный певец, поющий на общественно-политические и военные темы, - является автором разных канонических изречений (такпак), дум (сарын) и исповедей (толгау)...» и далее, «Пройдя путь певца дружинной поэзии, он становится придворным поэтом феодальных ханов и султанов» [1, с. 73].

Многие исследователи прошлого отмечают, что термин «жырау» происходит от слова «жыр» (песня, песнь), поэтому жырау является исполнителем эпоса. Однако, по мнению Е. Турсунова: «Казахские жырау считались вещими поэтами, провидящими будущее. Они находились при ставке хана и принимали деятельное участие в решении государственных дел, касающихся всего ханства (услуса, союза племен), давали в форме наставительных стихотворений-импровизаций советы и наставления хану, батырам и полководцам, воспевали подвиги полководцев и батыров в одах-мактау, исторических песнях и героическом эпосе. В военное время жырау входили в состав военного совета при хане, выполняя те же функции, а также исполняя для воинов произведения героического эпоса, поднимая их боевой дух» [2, с. 206].

Таким образом, тип жырау выходит далеко за пределы только исполнителя эпоса, поэта, сказителя. Они были наставниками, предсказателями, советниками. Благодаря своему поэтическому и ораторскому таланту, жырау зачастую имели большое влияние как на влиятельных ханов, так и на народ. Жырау, как наследники традиционной степной духовности, несли своей деятельностью и творчеством гораздо большую смысловую нагрузку, чем воспевание своих военноначальников. Как тип служителей степной духовности, жырау имеют своими корнями древних магов-провидцев, возникших из первых ритуальных посредников одновременно с шаманами. Их функциями было предугадывать направление возможного удара врага, давать воинам советы, каким образом следует отбить нападение, а также - участвовать в войне посредством магических практик.

История донесла до наших дней имя великого Бухар-жырау, который выступал как народный трибун и мудрец, прославляя принципы справедливости, добра и истины. Он прожил долгую жизнь, входил в окружение хана Тауке, прославился как крупная политическая личность, будучи советником Абылай-хана.

Сопровождая Абылай-хана, Бухар-жырау побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Благодаря яркой поэтической и лингвистической одаренности, он владел группой диалектов многих тюркских народов, а также знал арабский, персидский, ойрат- ский (джунгарский) и китайский языки. Абылай-хан ценил в жырау не только ораторское красноречие и поэтический дар, но и дипломатические способности.

Бухар-жырау как видный представитель казахского устного музыкально-поэтического творчества XVIII в. явился своего рода летописцем исторических событий. Так, в поэме Бухар-жырау «Сабалак» описано торжество по поводу провозглашения Аблая ханом, которое произошло в 1734 году. Исследователи отмечают огромное влияние Бухар-жырау на хана, и даже от него во многом зависела ханская политика. Известно, что он советовал Аблаю не воевать с Россией, остерегаться китайско-манчжурских войск и многое другое.

Необходимо отметить прозорливость Бухар-жырау, который узрел в Аблай-хане того хана, вокруг которого сплачивается народ. Поэтому в творчестве Бухар-жырау с особой остротой звучали идеи родового и племенного единства, которые перерастают в государственное единство.

В военное время жырау входили в состав военного совета при хане, выполняя те же функции, а также исполняя для воинов произведения героического эпоса, поднимая их боевой дух. Жырау прекрасно знали генеалогию и историю степных родов и племён и использовали эти свои знания при создании исторических песен, героического эпоса, од-мактау и наставительных философских размышлений- импровизаций «толгау».

Итак, история сохранила имена знаменитых казахских жырау (Б^кар-жырау, Актамбердi жырау и т. д.), прославивших первых казахских ханов, и в искусстве которых наглядно отразилась сущностная гражданская позиция. Деятельность казахских жырау вдохновляли композиторов, поэтов, писателей и драматургов на создание произведений о них в разных жанрах профессионального искусства и литературы. Однако особое воплощение образ жырау получили в музыкальном искусстве, где с наибольшей достоверностью отражался не только образ жы- рау, но и дух эпохи, породивших их.

Весьма удачной по созданию художественного образа жырау и его эпохи явилась опера Г. Жубановой «Енлик-Кебек». Хотя в качестве примера можно назвать оперу «Ер Таргын» Е. Брусиловского, написанную в 1936 году, где образ жырау выписан в контекст исторических событий XV века. Опера была написана по мотивам казахского героического эпоса и посвящена легендарному богатырю Ер-Таргыну, являющемуся олицетворяем благородства и чести.

Как известно, Е. Брусиловский - автор первой казахской оперы «Кыз Жибек», явился основателем оперного жанра в казахской профессиональной музыке. Опера «Ер-Таргын» - третья опера композитора, написанная на материале народной казахской музыки. В ней широко использованы народные песни и кюи. Эта опера завершается определённый период в развитии казахского оперного искусства, в основе которого лежали принципы цитатно-песенной оперной драматургии.

Опера Г. Жубановой «Енлик-Кебек» посвящена трагической судьбе двух возлюбленных, восставших против устоев старины. «Это произведение, возведенное композитором в ранг высоких обобщений (выражение проф. Н. С. Янов-Яновской), воспринимается масштабным по композиции и вдохновенным по талантливости художественного выражения, и, несмотря на трагическую развязку сюжетно-музыкальной драматургии, оно явилось светлым гимном прекрасной Енлик и благородному Кебеку» [3, с. 161].

Для оперы «Енлик-Кебек» характерен принцип сквозной драматургии, в ней нет номерной композиции. Законченные разделы объединены непрерывным развёртывание музыкальной формы картин. Особенность оперы в преобладании повествовательности эпического начала, которая выразилась в активной речевой выразительности и декламационности Абыза - представителя традиции жырау. Это центральный образ, от которого исходит динамически нарастающее развитие сюжета. Не вдаваясь в подробный анализ музыки оперы «Енлик-Кебек», необходимо отметить её яркий национальный колорит, где автор для каждого действующего лица создал характерный музыкальный язык. Герои оперы бросают вызов системе законов и традиций, регламентирующих жизнь родового общества. Опера «Енлик-Кебек», написанная по мотивам лирического казахского эпоса, явилась духовным историческим памятником, имеющим исключительную значимость и актуальность в наши дни. По словам М. Ауэзова: «Эпос - бессмертный и мудрый рассказчик о прошлом, доносит до нас дыхание веков, и человек оживает перед нами со всеми своими мыслями и чувствами, со своей неистребимой мечтой о счастье и великой борьбе за него» [4, c. 76].

Ещё один яркий пример воплощения образа жырау - опера «Гибель Отырара» М. Мангитаева. Это монументальное оперное полотно написано по мотивам романа Хасена Адибаева «Гибель Отырара» и раскрывает историческое прошлое казахского народа. Композитора с небывалой силой привлек сюжет гибели уникального памятника древности, культурного центра всей Средней Азии - города Отырара. Введение в оперу Кербугы жырау связано с усилением драматического конфликта. Выступая в 1 картине, он как сказитель вводит в атмосферу трагических событий. Его речь изобилует речитативными и декламационными интонациями, характерными для эпического сказительства.

М. Мангитаев вводит в образе Кербугы жырау характерные для казахского музыкально-поэтического фольклора малые жанры - напутствия батырам (он бата), проклинания врагам и изменникам Родины (терю бата).

Знаковым событием в истории казахского оперного искусства явилась опера Е. Рахмадиева «Абылай хан». В ней представлена легендарная личность Бухар жырау. Замысел произведения связан с тем идейно- национальным духом, которым стала пропитана независимая эпоха, а именно идеологии суверенного государства, единству народа. Е. Рахма- диев, один из ярких композиторов второй половины XX века, создал оперное полотно в опоре на вековые традиции казахской культуры. Претворение образа Бухар-жырау сопряжено с совершенствование способов «интерпретации жанров устного, песенно-поэтического творчества и манеры эпического повествования» Мусагулова.

Опера посвящена великой исторической личности казахского народа Абылай-хану и его эпохе. Национальное содержание опере привносят жанровые и интонационные особенности казахского музыкально- поэтического фольклора. Так, особое место в характеристике Бухар жы- рау играет жанр терме.

«Сохраняя многовековые традиции в претворении богатых фольклорных истоков в национальном оперном искусстве, Е. Рахмадиев создал поистине колоритное, содержательное монументальное творение, убедительно раскрывающее исторические страницы прошлого» [5, с. 11].

Введение в казахскую оперу действующего персонажа - жырау придаёт им признаки историко-эпического жанра со свойственным ей размеренным повествовательным характером. Также следует отметить, что закономерным явлением стало то, что многие казахские эпические оперы начинаются с пролога, в котором жырау отведена функция сказителя, вводящего в общую эмоциональную атмосферу предстоящих событий. Для образа жырау органично использование традиций речитативной и декламационной интонациности, величавой и спокойная ритмической поступи.

Композиторы стремились воплотить образ жырау и в симфонической музыке. Так, одним из симфонических произведений, где ярко воплощён образ жырау является симфония «Балбал» современного композитора Серика Абдинурова. Он автор более триста произведений: в его арсенале произведения от малых форм (миниатюр) до крупных симфонических полотен. С. Абдинуров также является автором музыки к фильмам, мюзиклу. Однако наиважнейшая часть творчества С. Абдинурова - симфонические произведения, явившиеся неоценимым вкладом в развитие национальной композиторской школы. Среди симфоний (Симфония № 1, «Бейт-симфония», «Желтоксан», «Книга-симфония», «Иерусалим») «Балбал» стоит особняком. Двухчастная концепция симфонического полотна «Балбал» отвечает вечной философской теме - проблемы жизни и бытия. Но самое примечательное в том, что в ней отражаются мысли и чувства, вызванные созерцанием каменных скульптур Балбал, являющихся, по народному поверью вместилищем душ почтенных умерших. Первая часть симфонии является своего рода монологом сказителя (жы- рау), который повествует о далёком историческом прошлом. В образе жырау преломляется национальное мышления на различных уровнях художественного целого. Особенности воссоздания образа жырау сказались в опоре тематизма на устойчивые, глубинные черты народно- профессионального инструментального стиля. Простота музыкального развития образа жырау заключается в типичных приёмах развития национальных интонационных и метроритмических мотивов. Основным способом развития музыкального материала жырау является мотивный принцип. Обновление, изменение мотивов, их постепенное перерождение происходит неторопливо и плавно. Таким образом, возникающие обновлённые мелодические образования связаны с предыдущими интонационно-ритмическими оборотами, что способствуют типу эпического повествования.

Введением в музыкальные произведения значимых образов жырау вкупе с претворением специфических жанров музыкального фольклора - терме, бата и др., композиторы воплощают глубоко национальные черты, характерные для казахской культуры. Поэтому произведения, воплотившие образ жырау, органично вошли в историю казахской профессиональной музыки. Обзор произведений, воспевающих образ жырау, позволяет говорить о неубывающем интересе к этому образу в музыкальном искусстве.

Список литературы

1. Маргулан А. О носителях древней поэтической культуры казахского народа // М. О. Ауэзову - к его 60-летию. Алматы, 1959.
2. Турсунов Е. Д. Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау. Астана, 1999. 244 с.
3. Кузембаева С., Мусагулова Г., Касимова З. Казахские оперы / С. Кузембаева, Г. Мусагулова, З. Касимова. Алматы, 2010. 248 с.
4. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1961. 544 с.
5. Мусагулова Г. Ж. Некоторые аспекты оперного искусства Казахстана на современном этапе. URL: http://archive.ws-conference.com № 1(5), Vol.4, January 2016.С. 9-14 (16.01.19).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (09.12.2019)
Просмотров: 26 | Теги: жырау, казахская музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь