Суббота, 14.12.2019, 15:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОБРАЗ ДЕРЕВА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

А. С. Волков, Л. В. Шокорова

ОБРАЗ ДЕРЕВА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

С древних времен дерево является одним из самых популярных образов в искусстве. Дерево - это первый кормилец в эпоху собирательства, оно и жилище, и тепло в холодную зиму, без дерева нет огня, на котором люди готовят пищу [1]. Далее дерево приобретает более сакральное значение, оно становится древом жизни, и древом познания, мировым древом. Люди говорят - корни рода, древо рода, корни памяти, родословное древо, корни истории. Дерево участвует в нашем бытии, мировоззрении, создавая собой некий законченный и совершенный образ мира. Образ Мирового древа или Древа жизни стало неотъемлемым элементом фольклора практически любого народа, оно вошло в сознание людей. Древо жизни - это самый наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения, дерево всегда было больше, чем часть пейзажа [2]. И даже в наши дни у некоторых народностей дерево является тотемом, мифическим предком племени. Многие героев фольклора попадали на небо, подымаясь туда по ветвям древа, где им встречались олени и лосихи. Именно поэтому самый распространённый символ - Древо жизни, - органично вошёл в изобразительную культуру и представляет собой основу традиционных орнаментов большинства народов. Именно Великое древо в старину представляло собой некую проекцию мироздания, а также являлось нулевой точкой, от люди которой вели отсчёт времени и пространства. Разнообразие основных образов в русском народном искусстве не особо велико. Самый распространённый из всех - это дерево.

Мировое древо в народном сознании - это центр вселенной, мировая ось и символ мироздания в целом [3]. Корни Мирового древа спускаются к преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство, а крона древа достигает небес и покрывает весь мир [3]. Корни и ветви древа жизни простираются далеко за пределы жизни и смерти. С корнями древа люди так же связывают прошлое и жизнь их предков [3]. Ствол и ветви дерева - это реальный наземный мир, царство людей, настоящее время, существующее поколение. Вершина древа - это солнце, звезды, огонь, - обитель богов, будущее время, а также неограниченное, непознанное пространство, населенное различными мифическими существами [3]. Образ Мирового древа заключает в себе мифопоэтическое толкование связи человека с мировым порядком, место людей во Вселенной. Таким образом, древо соединяет время и пространство, мир богов и людей, является единой осью мироздания. Это один из важнейших образов мироздания.

Издревле люди собирали коренья. Дереву люди обязаны жизнью [1]. В некоторых народных культурах дерево является тотемом, мифическим предком племени. Дерево - это и дом, и тепло, и храм, и последнее пристанище. Дерево - это божеств, управляющее дождём и солнцем, владеющее вопросами плодородия, брака и деторождения, а также омоложения, обновления и бессмертия.

Изначально тотемом человека было дерево, но со временем, когда человек постепенно переходит к охотничьему образу жизни, предком- тотемом становится зверь.

Культ дерева можно увидеть в ритуалах и обрядах русского народа, некоторые их них существую и по сегодняшний день. Например, нельзя выметать сор из избы, хлестать себя веником, в последний четверг перед Троицей рубили берёзу, обряжали в женское платье, украшали лентами и лоскутами, несли в деревню, а затем топили в реке, чтобы вызвать на поля дождь [4]. С помощью Древа Жизни человечество поднимается к духовному просветлению, спасению. Магия исчезла, а осталась привычка.

В христианстве так же присутствует символ Древа жизни. Это особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Это дерево плодоносит 12 раз в год, а плоды этого дерева давали человеку бессмертие, вечную молодость и исцеляли любые болезни. Древо жизни служит образцом блаженной и полной благодати жизни с Господом. В христианстве древо жизни также является символом развитие духовных качеств людей, их стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.
Символ дерева часто использовали наши предки и в декоративно- прикладном искусстве.

Русский народ, проживающий преимущественно среди лесов, не мог не придать особого, обожествляющего значения деревьям. У наших предков дерево занимало особое, достаточно обширное место в повседневном хозяйстве и в жизни: это и дом, и пища, и обувь, и предметы быта, такие как прялки, корыта и сундуки [5].

Узоры с Древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Древней Руси. Они были широко распространены в средневековой вышивке, так же они присутствовали и в крестьянском искусстве России XIX века. Символы Древа жизни присутствуют в резьбе по дереву, ткачестве, росписи по дереву, русском рисованном лубке [5]. В языческой древности рай находился на небе, где располагалось царство птиц. Поэтому дерево, окружённое птицами на ветвях, с мотивом конских голов у основания древа, служивших оберегом, символом домашнего очага и солярным знаком на вершине люди воспринимали как изображение райского дерева, или Древа жизни. Указанием на Древо жизни могла так же служить и треугольная горка, из которой произрастает дерево. Иногда изображение Древа жизни было весьма миниатюрным, и представляло собой листик с птичкой на его вершинке.

По мнению людей, «Древо жизни» обладает магическими свойствами, которыми его наделила сама природа. Различные виды деревьев символизируют разные качества, подчёркивая общий, цельный замысел всей картины. Трехчастные композиции на прялках, которые передавали смысл деления мира на подземное царство, землю и небо часто передавали с помощью изображения дерева. В вышивке в сюжете «троицы» между конями или конниками стоит дерево. «В домовой росписи Южного Урала центральным мотивом является изображение дерева или куста в вазоне» [6, с. 68]. Несколько ярусов цветков на цветущем кустарнике означает смену поколений в семье (прародителей, родителей, детей). Крестьянское искусство всегда подпитывалось фольклором и поэтическими образами. В этих мотивах Древо жизни один из любимых элементов, цветущее и плодоносящее дерево, которое символизировало красоту природы, радость и оптимизм.

Изображение Древа жизни - это единая законченная гармоничная композиция. В изображении Древа жизни могут быть использованы: стебель, ствол, бутон, росток, распустившийся цветок, плод [7]. Все эти символы указывают на течение и продолжение жизни. Зачастую Древо жизни бывает представлено в женском - материнском образе или, по крайней мере, как его обитель [7]. В некоторых отживших традициях Древо жизни изображают как женское начало, в сочетании с животными, которые связанны со средней частью дерева - стволом, и являющиеся носителями оплодотворяющей силы. Мотив Древа жизни можно встретить в различных композициях в народном искусстве. Зачастую птица Сирин изображена с веткой, что символизирует Древо жизни, а Алконост - с цветком в руке.

Образ древа, воплощённый в народном искусстве, несёт следующие значения:

• Тотема (мифического предка рода);

• Рода вообще (корни - предок, ствол - сам род, крона - дети, обречённые умирать, в отличии от ствола и корней);

• Мироздание (корни - подземелье, ад, ствол - земля, крона - небо, рай);

• Брака, обильного плодородия;

• Смена времён года, солнца и дождя;

• Жилища (дерево укрывает в себе героев, давая им тепло и защиту);

• Пищи (яблоня даёт молодильные яблоки);

• Рождения, смерти, воскрешения.

Символ древа необходим и в современной жизни людей. Благодаря духовному дереву, выращенному многими поколениями, строится будущее. Сила, навыки и знания новых поколений исходят от корней, без которых нет патриотизма, и нет истинного русского духа.

Символическое значение Древа жизни не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Зачастую в мифологии разных народов символы Древа жизни имеют схожее значение и описание. Древо жизни - символ плодородия, обновления и вечного возрождения. Древо жизни - это один из вариантов образа мирового Древа - центра мира, мировой оси, и воплощения мироздания в целом. Образ Древа Мира устанавливается для разных традиций со времени бронзового века. Образ Мирового древа - это символ стабильности и организации, порядка бытия.

Список литературы

1. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. Москва, 2006, 144 с.
2. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ вв. Омферополь, 2008. 392 с
3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Москва, 2016. 640 с.
4. Лаврова С. А. Славянская мифология. Москва, 2011. 304 с.
6. Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве. Москва, 2006. 130 с.
6. Шокорова Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально- культурных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 66-69.
7. Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. Санкт- Петербург, 2002. Т. 2. 278 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (27.11.2019)
Просмотров: 19 | Теги: Символ древа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь