Вторник, 20.08.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Е.В.Пестова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Барнаульского юридического института МВД России
А.Г.Сорокина, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Барнаульского юридического института МВД России

ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Общепрофессиональные компетенции, обучающиеся юридическим специальностям, личный опыт, практические составляющие компетенций, положительная мотивация, заинтересованность в обучении.

Авторы рассматривают возможности применения метода обращения к личному опыту в целях усиления практического компонента общепрофессиональных компетенций обучающихся по юридическим специальностям и формирования эффективных профессиональных коммуникаций у специалистов разных юридических специализаций. Личная заинтересованность обучающегося в применении юридических знаний, по мнению авторов, способствует повышению степени сформированности общепрофессиональных компетенций выпускников. В результате исследования авторы приходят к заключению о целесообразности внедрения метода обращения к личному опыту в процесс обучения юридическим специальностям.

 

Современная юриспруденция представляет собой огромный массив правовых норм и знаний, применяемых в различных сферах общественной жизни. Юридическое образование необходимо представителям различных профессий, востребовано в системе органов государственной власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, коммерческих и некоммерческих организациях. Требования рынка труда обусловливают перечень специальностей и специализаций профессионального образования. В настоящее время в системе высшего профессионального образования по программам специалиста подготовка юристов осуществляется по четырем специальностям: «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза», «Судебная и прокурорская деятельность». При этом каждая из специальностей имеет несколько специализаций [1-5]. Таким образом обеспечивается потребность в специалистах в различных сферах юриспруденции и профессиональной деятельности.

Результатом освоения образовательных программ является формирование у выпускника установленных государственным стандартом общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, представляющих собой совокупность определенных знаний, умений и навыков. Комплекс компетенций для каждой специальности и специализации свой, между тем принадлежность всех перечисленных выше специальностей к юриспруденции позволяет предположить, что как минимум общепрофессиональные компетенции выпускников должны совпадать, что в дальнейшем и подтверждается анализом содержания федеральных государственных образовательных стандартов (см. разделы V соответствующих ФГОС). Таким образом, при формировании общепрофессиональных компетенций обучающихся по юридическим специальностям выбор одинаковых спосо-
бов обучения вполне возможен, так как у них формируются одинаковые общепрофессиональные компетенции. Кроме того, специалисты с разной специализацией должны быть компетентны не только в своей сфере, но и обладать достаточными знаниями, умениями и навыками для осуществления эффективной коммуникации с представителями других специальностей и специализаций.

Формирование комплекса компетенций осуществляется образовательными организациями, имеющими право реализовывать соответствующие образовательные программы. При этом независимо от вида организации отношения участников образовательного процесса строятся в соответствии с принципом гуманизма. Личностно ориентированный подход к обучению всех уровней обусловлен необходимостью реализации фундаментальной основы конституционного строя России, закрепленной в ст. 2 Конституции нашего государства: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [6]. Таким образом, при выборе конкретных способов (методов) обучения, формирования компетенций преподаватель должен оставаться в рамках личностно ориентированного подхода, относиться к обучающимся не как к объекту применения методики, а как к равноправному субъекту образовательного процесса.

На наш взгляд, при обучении юридическим специальностям для формирования всего комплекса компетенций в рамках личностно ориентированного подхода одним из наиболее приемлемых методов является давно известный педагогике способ обращения к личному опыту обучающегося. Как уже было сказано выше, результатом освоения образовательных программ по юридическим специальностям является формирование у выпускника определенных компетенций, включающих в себя знания, умения и навыки.

Общепрофессиональные компетенции юристов состоят из способностей «использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1)» и «реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности (ОПК-2)» [1-5]. В процессе формирования ОПК-1 в образовательном процессе при выборе конкретных способов обучения основное внимание уделяется формированию знаний. Блоки 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» структуры программ специалитета по юридическим специальностям предусматривают 18-36 з.е. (зачетные единицы) против 255-276 з.е. на освоение дисциплин (модулей). Таким образом, доля способов формирования умений и навыков реализации норм материального и процессуального права по отношению к доле формирования теоретических знаний значительно меньше.

Между тем тезис, приписываемый великому философу Конфуцию, гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» [7]. Однако организовать образовательный процесс и выбрать формы контактной и бесконтактной работы с обучающимися таким образом, чтобы усилить практическую составляющую обучения юридическим специальностям, очень сложно. Для того чтобы усилить формирование практического компонента компетенций, в образовательном процессе применяются методы, в основе которых лежит моделирование жизненных ситуаций или решение задач, описывающих конкретные жизненные ситуации (юридические клиники, деловые игры, кейс- методики и т.п.) [8, с. 16]. Но, как следует из тезиса Конфуция, нереализуемые знания быстро забываются, теряют свою актуальность, особенно знания дисциплин, не связанных со специализацией, хотя именно наличие этих знаний - условие взаимодействия юристов разных специальностей.

Выходом из сложившейся ситуации может быть активное использование метода обращения к личному опыту обучающегося. Поскольку значительная часть общественных отношений регулируется нормами права, постольку метод обращения к личному опыту в изучении юридических специальностей обладает большим потенциалом. Обучающийся не только получает знания о правовых институтах общества, знакомится с системой правовых норм, но и применяет нормы права в отношении себя лично, для удовлетворения собственных потребностей. Ежедневно обучающиеся участвуют в различных правовых отношениях, чем сложнее их социальная жизнь и разнообразнее статус, тем в большее количество правовых отношений они вступают, соответственно, ежедневно накапливают и разнообразят личный опыт взаимодействия в правовой сфере жизнедеятельности общества. Преподавателю остается верно использовать это жизненное обстоятельство для формирования компетенций будущего специалиста- юриста, скорректировать методику обучения для максимальной интеграции личного опыта в индивидуальный образовательный процесс обучающегося.

Рассмотрим подробнее условия и возможности применения метода обращения к личному опыту в процессе формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся юридическим специальностям. Как было сказано выше, все обучающиеся без исключения имеют личный опыт участия в правовых отношениях, то есть опыт реализации норм права для удовлетворения своих собственных потребностей. В большинстве случаев речь идет о правомерном поведении на основе норм конституционного, гражданского, семейного и др. права. Опыт может быть как позитивным, так и негативным, потребности были удовлетворены или остались без удовлетворения, участники правоотношений достигли своих целей или нет. Так или иначе, но это - опыт в правовой сфере, и он может быть использован в образовательном процессе. Более того, чем разнообразнее опыт, тем больше вариантов его применения.

Личный опыт обучающихся может быть использован в качестве материала для анализа, составления задач, разбора ситуаций, обобщения и т.п. Необходимым условием является добровольное предоставление обучающимся информации, согласие на анализ его конкретной личной ситуации, а также отсутствие какой бы то ни было оценки его поведения со стороны преподавателя или учебной группы. Задания могут быть следующими: опишите правоотношения, в которых вы участвуете или участвовали (например правоотношения гражданства в конституционном праве, отношения родителей и детей в семейном праве и т.п.); покажите ваш паспорт, результатом реализации каких норм права стала его выдача вам; найдите данные об избирательном участке, на котором вы голосуете и т.п. Обращаясь к личному опыты обучающихся преподавателю необходимо строго контролировать процесс выполнения заданий, прикладывать все усилия для максимального исключения эмоциональной составляющей и не допускать обсуждения опыта с неправовой точки зрения.

Метод обращения к личному опыту может применяться иначе, чем было описано выше, когда использовались уже имеющиеся результаты участия обучающихся в правовых отношениях: преподаватель может инициировать получение личного опыта обучающимся. В этом случае обучающемуся предлагаются задания, для выполнения которых ему необходимо вступить в правовые отношения или самостоятельно найти правовую информацию, необходимую лично ему (например, определить номер судебного участка мирового судьи по месту жительства или фамилию участкового уполномоченного полиции, подготовить проект договора или обращения в органы государственной власти или местного самоуправления, воспользоваться сервисом «Госуслуги»). Выполняя такие задания обучающийся не просто применяет полученные теоретические знания на практике, а применяет их в отношении себя лично (возможно, в отношении близких ему людей), так как осознает необходимость и ценность результатов личного образовательного процесса, обретает положительную мотивацию. Личный опыт реализации знаний может быть приобретен в процессе изучения дисциплины, например через подачу обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, через поиск подходящих для анализа конкретных жизненных ситуаций в ближайшем окружении обучающихся. Составляя задания, преподаватель направляет обучающегося, имеет некоторые возможности корректировать процесс получения опыта и в конечном итоге в некоторый степени формирует положительный опыт участия обучающегося в правовых отношениях и реализации норм права. В любом случае преподаватель использует обращение к личному опыту как метод обучения, то есть контролирует применение этого метода и прогнозирует результаты.

Личный опыт обучающегося, используемый в образовательном процессе, в обязательном порядке должен быть оценен и скорректирован преподавателем. Опыт реализации норм права может быть как негативным, так и позитивным. Если личный негативный опыт используется в образовательном процессе, то он должен быть скорректирован в позитивную сторону. Преподаватель исправляет ошибки, демонстрирует различные (желательно более простые) способы разрешения ситуации, предлагает обучающемуся разрешить ту же ситуацию, но уже на основе полученных профессиональных знаний, предлагает исследовать ситуацию как научную проблему и т.п. [9].

Разнообразие форм обучения вполне соотносится с методом обращения к личному опыту, обучающиеся могут выполнять задания, связанные с использованием личного опыта, как в процессе самостоятельной деятельности по изучению дисциплин, так и во время аудиторных занятий. Кроме того, большие возможности для использования метода открывает дистанционное обучение.

Использование личного опыта обучающихся в интерактивных формах обучения без предварительной оценки преподавателем недопустимо, поскольку велика вероятность передачи негативного опыта от обучающегося к обучающемуся.

Важными условиями применения описываемого способа является готовность преподавателя оперативно оценить и скорректировать опыт обучающегося, систематичность применения приема, а также недопущение чрезмерного увлечения обсуждением опыта, приводящего к нарушению логики и целостности учебного материала [10, с. 9].

Обучающиеся последовательно развивают свои собственные рассуждения вокруг концепций и идей и могут формулировать мысли по поводу процессов, в которых участвуют. Они прислушиваются друг к другу, а также к своим преподавателям и обмениваются различными идеями, чтобы использовать и применять новые подходы к их собственному пониманию концепции или идеи, которые увеличивают сложность выполнения задач. Обучаемые выявляют связи, задают вопросы и исследуют решения, используя все это как средство для участия в реальных сценариях. Они применяют знания в разных контекстах и ситуациях.

Преподаватель планирует типы вопросов и подсказок на всех этапах занятия, они содействуют пониманию обучающимися идей и возможностей их применения в реальных сценариях. У каждого преподавателя есть четкие и достижимые цели того, что обучаемые узнают и смогут сделать в результате изучения материала в конце занятия. Личные и профессиональные интересы обучающихся включены в учебную программу, увеличивают участие, мотивируют различными стилями обучения, чтобы усилить академический и интеллектуальный рост учащихся.

Проанализировав изученный теоретический материал по теме и учитывая более 20 лет собственного практического опыта преподавания в вузе, хотим отметить, что обучающиеся больше интересуются учебной деятельностью, когда они могут взаимодействовать друг с другом, делиться личностным опытом, активно участвовать в формировании своих коммуникативных навыков и профессиональных компетенций, задавать вопросы и выполнять задания самостоятельно сообразно своему потенциалу, потребностям и развитым способам познания.

Таким образом, использование при обучении юридическим дисциплинам современных методов и учебных материалов с опорой на личностно ориентированный подход стимулирует познавательную активность обучающихся и создает устойчивую внутреннюю положительную мотивацию. Это способствует формированию не только общепрофессиональных, но и общекультурных компетенций будущих специалистов, что в конечном итоге позволяет достичь поставленных учебной программой целей и повысить качество юридического образования в вузах. Учение - это личностно значимое постижение мира, наполненное для обучающегося личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержимое этого опыта должно быть раскрыто средствами специальных дисциплин, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

 
Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» // URL: www.pravo.gov.ru (дата доступа - 18.01.2019).
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)» // URL: www.pravo.gov.ru (дата доступа - 18.01.2019).
3. Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 653) // URL: www.pravo.gov.ru (дата доступа - 18.01.2019).
4. Приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 № 144 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)» // URL: www. pravo.gov.ru (дата доступа - 18.01.2019).
5. Приказ Минобрнауки России от 28.10.2016 № 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)» // URL: www.pravo.gov.ru (дата доступа - 18.01.2019).
6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // URL: www.pravo.gov.ru (дата доступа - 18.01.2019).
7. Конфуций. Суждения и беседы. М.: РИПОЛ классик, 2017. 360 с. // ЭБС «IPRbooks» // URL: http://www.iprbookshop.ru/73227.html (дата доступа - 16.01.2019).
8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. C. 11-17.
9. Молодцова Т.В. Личностный подход в образовании // Северная Двина. 2002. № 1. C. 24-25.
10. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 9-20.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2019)
Просмотров: 32 | Теги: Общепрофессиональные, компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь