Суббота, 23.03.2019, 09:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

А.В.Ворожейкин, кандидат педагогических наук
В.В.Фадеева, доктор педагогических наук, профессор
Б.Ю.Комиссаров

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Сотрудники силовых структур, инструктор, рукопашный бой, профессиональные требования, педагогический процесс, педагогическая модель, организационные условия, готовность к педагогической деятельности.

В статье представлена характеристика педагогического процесса подготовки инструкторов по рукопашному бою. Раскрывается его структура и содержание. Авторы рассматривают возможные варианты повышения эффективности педагогического процесса за счет обоснованных организационных условий. Делается вывод о том, что эффективность педагогического процесса зависит от единства целей преподавателя и обучающегося, соблюдения последовательности этапов формирования методических навыков и умений, максимальной включенности обучающихся в реальную практическую деятельность.

 

Рассматривая подготовку инструкторов по рукопашному бою силовых структур как педагогический процесс, его можно охарактеризовать как специально организованное взаимодействие руководителя учебной целевой программы и обучающегося. В настоящее время в этом взаимодействии важное место занимают современные образовательные технологии и методы воспитания, сочетающиеся с эффективными средствами реализации педагогических задач, которые обусловлены спецификой оперативно-служебной деятельности, и обеспечивающие удовлетворение потребностей силовых структур.

Педагогический процесс с инструкторами по рукопашному бою достаточно сложен. Он осуществляется с учетом ведомственных (динамично усложняющихся) задач. Учитывается напряженная обстановка, сложившаяся в пределах приграничных территорий России; деятельность криминальных элементов, связанная с незаконным перемещением оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных веществ и иных запрещенных грузов и товаров; увеличение влияния на Ближнем Востоке террористических и экстремистских организаций, приверженцы которых проникают на территорию нашей страны с целью вербовки, совершения террористических актов и создания «спящих ячеек»; нестабильность настроений по отношению к России в странах прибалтийского региона; активизация незаконных вооруженных формирований в республиках Северного Кавказа [1, с. 180].

В целях совершенствования существующей системы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур необходимо более детально изучить структуру, содержание и некоторые особенности педагогического процесса подготовки таких инструкторов. Для решения задачи по обоснованию структуры педагогического процесса с инструкторами по рукопашному бою был проведен ряд аналитических исследований (проанализирована научная литература, нормативно-правовые документы, учебные программы) [2, с. 57].

В результате проведенного анализа установлено:

- педагогический процесс с инструкторами по рукопашному бою создается руководителем учебной программы, и где бы он ни протекал, будь то подготовка в образовательных организациях под руководством преподавателя либо повышение квалификации в рамках сборов с инструкторами в практических подразделениях под руководством специалиста по оперативно-боевой подготовке, он должен иметь структуру, соответствующую основным педагогическим требованиям: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы;

- педагогический процесс должен осуществляться в соответствии с общими закономерностями (закономерность динамики педагогического процесса; закономерность развития личности в педагогическом процессе; закономерность управления учебно-воспитательным процессом; закономерность стимулирования; закономерность единства чувственного, логического и практики; закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; закономерность обусловленности);

- эффективность педагогического процесса с инструкторами по рукопашному бою значительно повышается, если соблюдается определенная последовательность его реализации, при этом все этапы педагогического процесса должны быть взаимосвязаны, а их содержание подчинено основным педагогическим принципам;

- для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление. Педагогическое управление - это процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, которое соответствует поставленной цели. Компонентами процесса управления являются: постановка цели; информационное обеспечение; формулировка задач в зависимости от специфики оперативно-служебной деятельности и особенностей обучающихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов (см. рисунок 1) [3, с. 201].

В рамках заявленной проблемы по обоснованию содержания педагогического процесса с инструкторами были детально изучены: задачи, возложенные на силовые ведомства; условия, в которых протекает оперативно-боевая подготовка сотрудников в подразделениях силовых ведомств; обязанности, возложенные на инструктора по рукопашному бою; условия, в которых в настоящее время приходится выполнять должностные обязанности инструктору по рукопашному бою [4, с. 112]. Проведенные аналитические исследования позволили определить целевые установки, задачи и эффективные компоненты реализации программы подготовки и тем самым обосновать содержание педагогического процесса подготовки инструкторов по рукопашному бою (см. рисунок 2) [5, с. 80].

Для выявления наиболее значимых организационных условий, влияющих на эффективность педагогического процесса, был проведен опрос педагогов образовательных организаций силовых структур и сотрудников практических подразделений, осуществляющих подготовку специалистов и нештатного инструкторского состава по оперативно-боевой подготовке (см. таблицу 1) [6, с. 128].

Рис. 1. Структура педагогического процесса подготовки инструкторов.

Таблица 1.
Ранговая структура организационных условий, влияющих на эффективность педагогического процесса с инструкторами по рукопашному бою силовых структур

В результате обобщения данных, полученных в ходе исследования, установлено:

- существующая потребность силовых структур в высококвалифицированных кадрах требует высокого уровня подготовленности специалистов обеспечивающих оперативно- боевую подготовку;

- полноценный педагогический процесс подготовки инструкторов по рукопашному бою возможно при соблюдении последовательности этапов его реализации с учетом: целевой установки и задач обучения; актуальности содержания; творческого применения принципов обучения и воспитания; подбора прикладных средств, продуктивных методов, правильной методики проведения основных форм;

- эффективность педагогического процесса зависит от единства целей преподавателя и обучающегося; соблюдения последовательности этапов формирования методических навыков и умений; максимальной включенности обучающихся в реальную практическую деятельность; рефлексии.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами обоснованы структура, содержание педагогического процесса, а также предложены организационные условия, способствующие повышению эффективности педагогического процесса подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

Рис. 2. Содержание педагогического процесса подготовки инструкторов.

Библиографический список:

1. Ворожейкин А.В., Дзюба А.С. Требования, предъявляемые к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 3 (37). С. 179-182.
2. Ворожейкин А.В. Диагностика уровня квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Совершенствование профессиональной подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник материалов XIX международной науч.-пр. конференции. Т. 1. Иркутск: ВСИ МВД России, 2017. С. 52-58.
3. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 200-203.
4. Ворожейкин А.В., Литасов П.П. Компоненты реализации педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 109-113.
5. Ворожейкин А.В., Зайцев А. А., Литасов П.П. Комплексная методика оценки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (46). С. 78-81.
6. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (13.03.2019)
Просмотров: 13 | Теги: инструктор, Рукопашный бой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь