Четверг, 13.12.2018, 22:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Обоснование оптимальной структуры годичного макроцикла юных футболисток

Максименко И. Г., Бугаев Г. В., Максименко Г. Н.

Обоснование оптимальной структуры годичного макроцикла юных футболисток

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации структуры макроциклов в женском футболе. Специалисты указывают на необходимость пересмотра традиционно сложившихся подходов к планированию макроциклов на этапе специализированной базовой подготовки. Выявлен ряд противоречий, связанных с распределением основных и вспомогательных тренировочных средств в годичных макроциклах. Установлено, что при решении данной проблемы необходимо учитывать основные теоретико-методические положения многолетней подготовки и передовой опыт тренировки в мужском футболе. По материалам годичного эксперимента обоснованы оптимальные пропорции основных и вспомогательных средств подготовки юных футболисток в макроцикле. Приведены данные сравнительного анализа полученных результатов с аналогичными параметрами годичного эксперимента с участием юных футболистов.

Ключевые слова: вспомогательные, исследование, макроцикл, оптимизация, основные, система, тестирование, футболистки, юные.

 

Низкая эффективность системы многолетней подготовки резерва в отечественном футболе обусловлена рядом факторов, главными среди которых являются просчеты в планировании тренировочного процесса в годичных циклах [1, 3, 7, 9]. Как известно, годичный макроцикл является одним из ключевых структурных образований тренировочного процесса [2, 6, 8, 11].

Особую актуальность проблема оптимизации структуры макроциклов приобретает в женском футболе — достаточно молодом и динамично развивающемся виде спорта [1, 4, 12].

Изучение большого массива литературных данных указывает на необходимость пересмотра традиционно сложившихся подходов к планированию макроциклов на этапе специализированной базовой подготовки [1, 5, 10]. Необходимость такого пересмотра обусловлена значимостью данного этапа в системе многолетнего совершенствования, ведь эффективность его построения во многом лимитирует дальнейший рост спортивного мастерства футболисток. В процессе изучения материалов экспериментальных исследований специалистов, а также обобщения практического опыта выявлен ряд противоречий, связанных с распределением основных и вспомогательных тренировочных средств в годичных макроциклах [2, 5, 8]. На наш взгляд, при решении данной проблемы необходимо учитывать ряд факторов: с одной стороны, следует опираться на передовой опыт тренировки в мужском футболе, а, с другой, учитывать основные теоретико-методические положения многолетней подготовки, разработанные ведущими ученым СССР, России и стран СНГ [6-8].

Изложенное выше и послужило основанием для проведения экспериментальных исследований с целью выявления оптимального соотношения основных и вспомогательных тренировочных средств в годичных макроциклах на этапе специализированной базовой подготовки юных футболисток.

В исследованиях применялись методы теоретического анализа, синтеза и обобщения информации, педагогического наблюдения, тестирования и эксперимента, а также методы математической статистики.

Для реализации намеченной цели был проведен годичный эксперимент с участием 3 групп юных футболисток в возрасте 15-16 лет. Численность групп — по 14-15 спортсменок в каждой. Стаж занятий футболом составил не менее 4 лет, уровень мастерства — 2 спортивный разряд. Перед началом эксперимента у футболисток был зафиксирован одинаковый уровень физической и технико-тактической подготовленности: показатели игроков достоверно не отличались (Р>0,05).

В качестве экспериментального фактора выступило соотношение основных и вспомогательных тренировочных средств в годичных макроциклах юных футболисток. По замыслу исследования соотношение составляло:
1 группа — 70% основных и 30% вспомогательных средств,
2 группа — 75% и 25%,
3 группа — 80% и 20% от общего объема тренировочных нагрузок.

В качестве основных тренировочных средств выступили следующие упражнения: индивидуальные и групповые упражнения с мячом (с элементами ведений, обводок, передач), выполняемые с различной интенсивностью; групповые тактические действия с мячом и без него в нападении и защите; «квадраты» в 1, 2, 3 касания; двусторонние учебные и товарищеские игры.

К вспомогательным средствам отнесли такие: специальные беговые упражнения, старты из различных положений, бег с интенсивностью 85-100% на отрезках 20-600 м, переменный и интервальный бег с интенсивностью 70-95% на отрезках 600-3000 м, кроссовый бег, фартлек, прыжковые упражнения (прыжки с места, с разбега; вверх, вперед, в глубину и т.д.), метания набивного мяча, упражнения с отягощениями, штангой и на тренажерах, гимнастические и акробатические упражнения, плавание в бассейне, упражнения на гибкость и координацию; игру в гандбол, волейбол, баскетбол.

По замыслу исследования в середине и конце эксперимента было проведено тестирование уровня физической и технической подготовленности на основе использования общепринятой батареи тестов [1, 3], а также оценена эффективность соревновательной деятельности футболисток. В таблице 1 представлены результаты тестирования уровня развития основных физических качеств и технического мастерства спортсменок, зафиксированные в конце эксперимента.

Таблица 1
Параметры физической подготовленности и технического мастерства юных футболисток 1-3 групп в конце
эксперимента

Как видно из таблицы 1, футболистки группы 2 по результатам практически всех контрольных упражнений опережают сверстниц из групп 1 и 3. При этом данное опережение носит в большинстве случаев статистически значимый характер (Р<0,05). Так, по завершению эксперимента спортсменки из группы 2 продемонстрировали следующие показатели:
- в беге на 30 м с високого старта — 4,63 с,
- в прыжке вверх с места — 47,19 см,
- в тройном прыжке с места — 638,1 см,
- в беге 7x50 м,— 82,90 с,
- в тесте Купера — 2493,2 м,
- в данных суммарного показателя относительной силы 5 мышечных групп ноги — 4,99 кг,
- в ведении мяча 30 м — 5,35 с,
- в жонглировании мячом — 65,1 раз/мин,
- в ударах на точность — 5,60 раз,
- во вбрасывании мяча — 17,11 м,
- в ведении мяча, обводке стоек, ударе по воротам — 7,69 с,
- в ударах на дальность — 96,3 м.

По результатам оценки эффективности технико- тактических действий футболисток трех групп установлено, что в конце эксперимента игроки группы 2 выполнили больший объем ТТД — 557,7 приемов в среднем за матч против 508,4 ТТД у спортсменок группы 1 и 525,3 группы 3.

Кроме того, футболистки группы 2 реализовывали игровые приемы более качественно: брак за игру в среднем 36,1% против 39,2% в группе 1 и 38,1% в группе 3.

При этом необходимо отметить достоверное опережение (Р<0,05) спортсменками группы 2 своих соперниц из двух других групп еще по количественным и качественным характеристикам выполнения отдельных ТТД.

Результаты проведенного исследования позволяют в качестве оптимального рекомендовать соотношение основных и вспомогательных тренировочных средств в годичном макроцикле, которое использовала группа 2 юных футболисток — 75% основные и 25% вспомогательные средства.

На основе проведенных ранее И. Г. Максименко [3-5] экспериментальных исследований установлено аналогичное соотношение основных и вспомогательных тренировочных средств в годичном цикле юных футболистов, которое составляет:
- в подготовительном периоде — 65% основных и 35% вспомогательных средств;
- в соревновательном периоде — 80% и 20% соответственно.

По результатам сравнительного анализа видно, что в подготовительном периоде тренировки юным футболистам рекомендуется использовать на 10% меньше, чем футболисткам, основных средств и на 10% больше вспомогательных средств. А в соревновательном периоде юношам предлагается применять в тренировке больший (на 5%), чем у девушек, объем основных средств и меньшее (на 5%) количество вспомогательных упражнений.

Выводы:

1. Низкая эффективность системы многолетней подготовки резерва в отечественном футболе обусловлена рядом факторов, главными среди которых являются просчеты в планировании тренировочного процесса в годичных циклах. Особую актуальность проблема оптимизации структуры макроциклов приобретает в женском футболе — достаточно молодом и динамично развивающемся виде спорта. Изучение большого массива литературных данных указывает на необходимость пересмотра традиционно сложившихся подходов к планированию макроциклов на этапе специализированной базовой подготовки. В процессе изучения материалов экспериментальных исследований специалистов, а также обобщения практического опыта выявлен ряд противоречий, связанных с распределением основных и вспомогательных тренировочных средств в годичных макроциклах. На наш взгляд, при решении данной проблемы необходимо, с одной стороны, опираться на передовой опыт тренировки в мужском футболе, а, с другой, учитывать основные теоретико-методические положения многолетней подготовки, разработанные ведущими ученым СССР, России и стран СНГ.

2. На основе экспериментальных исследований выявлено оптимальное соотношение основных и вспомогательных тренировочных средств, использование которого в годичных макроциклах обеспечивает повышение уровня физической подготовленности, технического мастерства и рост эффективности реализации игровых приемов юных футболисток. Данное соотношение составляет: 75% основных и 25% вспомогательных средств.

3. По результатам сравнительного анализа выявленных экспериментальным путем оптимальных соотношений основных и вспомогательных средств юных футболистов и футболисток установлено, что при планировании макроциклов подготовки юношей используется более дифференцированный подход. Так, в годичном цикле юных футболистов предлагается использовать:
- в подготовительном периоде — 65% основных и 35% вспомогательных средств;
- в соревновательном периоде — 80% и 20% соответственно.

Литература:

1. Костюкевич, В. М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки / В. М. Костюкевич. — Винница: Планер, 2006.— 683 с.
2. Максименко, Г. Н. Теоретико-методические основы подготовки юных легкоатлетов: моногр. / Г. Н. Максименко, Т. П. Бочаров.— Луганск: Альма-матер, 2007.— 394 с.
3. Максименко, И. Г. Оптимизация процесса подготовки футболистов: монография / И. Г. Максименко,  А. Папаика. — Луганск: Альма-матер, 2003.— 352 с.
4. Максименко, И. Г. Сравнительный анализ особенностей многолетней подготовки юных спортсменов в игровых и циклических видах спорта / И. Г. Максименко, А. В. Воронков, Л. В. Жилина // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 1. — С. 11-13.
5. Максименко, И. Г. Спортивные игры: факторы, обусловливающие стратегию многолетней подготовки юных спортсменов / И. Г. Максименко, Г. В. Бугаев, А. В. Сысоев, В. В. Кадурин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.— 2015.— № 11 (129).—  154-157.
6. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. — М.: Известия, 2001. — 333 с.
7. Никитушкин, В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, В. Г. Бауэр. — М.: Сов. спорт, 2005.— 229 с.
8. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — Киев: Олимп. лит., 2004.— 808 с.
9. Чистяков, В. А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В. А. Чистяков, Г. З. Аронов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.— 2006.— Вып. 2.— С. 83-86.
10. Aboutoihi, S. Football: guide de l'educateur sportif / S. Aboutoihi. — Paris: Editions Actio. — 2006.— 178 p.
11. Bompa, T. O. Periodization: Theory and methodology of training. [5-th Edition] / T. O. Bompa, G. G. Haff.— Champaign, IL, USA: Human Kinetics, 2009.— 280 p.
12. Marseillou, P. Football. Programmation annuelle d'entrainement des debutants / Р. Marseillou. — Paris: Editions Actio. — 2008. — 144 p.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.11.2018)
Просмотров: 18 | Теги: женский футбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь