Вторник, 23.07.2019, 09:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПЕДАГОГ

А.В.Ворожейкин, аспирант Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
В.В.Фвдеева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения ОВД Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сотрудники силовых структур, педагогическая деятельность, инструктор, рукопашный бой, активные методы обучения.

В данной работе анализу подвергается педагогическая деятельность инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Рассматриваются показатели, определяющие готовность таких инструкторов к педагогической деятельности. Авторы выявляют наиболее актуальные для этой деятельности активные методы обучения. Дается их характеристика и методические рекомендации по их применению в педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

 
Научно-теоретический анализ состояния подготовки инструкторов по рукопашному бою, проведенный в рамках наших исследований по данной тематике в период с 2013 по 2016 г., позволил выявить ряд существенных противоречий и нерешенных проблем. Одной из таких проблем является низкий уровень педагогической культуры инструкторов. Причиной такого положения, несомненно, являются дидактические навыки, сформированные под влиянием субъективных факторов.

Педагогическая деятельность инструкторов по рукопашному бою силовых структур представляет собой определенный вид деятельности, основанный на конкретных знаниях, навыках и умениях. В связи с этим подготовка инструкторов к педагогической деятельности может быть рассмотрена с точки зрения приобретения специальных знаний, умений и навыков, включенных в процесс обучения, развития, воспитания (таблица 1). Готовность к педагогической деятельности инструктора по рукопашному бою - это совокупность профессионально обусловленных требований к личности инструктора, в состав которой входит, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой, - научно-теоретическая и практическая подготовка, обеспечивающие эффективное осуществление предстоящей деятельности (структура и содержание этой деятельности представлены в таблице 2).

Таблица 1.
Перечень необходимых инструктору по рукопашному бою знаний, умений и навыков

Таблица 2.
Структура и содержание педагогической деятельности инструктора по рукопашному бою силовых структур

Анализ программ подготовки инструкторов позволил сделать выводы о том, что: первоначальный уровень по всем направлениям теоретической, методической и практической подготовки прибывших на обучение сотрудников низок; ограничено время на реализацию целевых установок учебной программы; за время обучения необходимо сформировать у инструкторов широкий спектр знаний, умений и навыков.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что для качественной подготовки инструкторского состава необходимо изыскивать и внедрять в программу подготовки инновационные образовательные технологии и в первую очередь предусматривающие использование активных методов обучения (далее - АМО).

Опыт применения активных методов обучения в современной педагогике позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения инструкторов по рукопашному бою применимы как неимитационные АМО, которые характеризуются отсутствием модели изучаемого процесса или деятельности, а активизация обучения при этом осуществляется через прямые и обратные связи между обучающимися и преподавателем, так и имитационные АМО, характеризующиеся наличием модели изучаемого процесса, то есть имитацией индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности.

Нами разработана технология применения АМО в соответствии с этапами обучения инструкторов. Характеристика этапов и АМО, подобранные в соответствии с задачами обучения, представлены в таблице 3.

На первых двух этапах мы предлагаем оценить профессиональную состоятельность обучающихся, сформировать теоретические знания по основным направлениям деятельности инструкторов. На этих этапах рационально использовать неимета- ционные АМО (проблемную лекцию, семинар или тематическую дискуссию).

Для эффективного проведения проблемной лекции, семинара или тематической дискуссии разработана рабочая тетрадь, в которую вошли вопросы, касающиеся методики обучения приемам и проведения мероприятий по рукопашному бою, техники выполнения и методики контроля приемов, судейства соревнований, а также темы для обсуждения и их временной регламент, маршрутные карты и необходимый иллюстрационный материал.

Разработанное методическое обеспечение позволило отрабатывать учебные проблемные вопросы с различной степенью приобщения к этому процессу обучаемых в зависимости от вида занятия, вовлекать всех обучаемых в качестве докладчиков и выступающих, совместно обсуждать выявляемые проблемы, вырабатывать общие решения.

Таблица 3.
Характеристика АМО, используемых в процессе обучения инструкторов по рукопашному бою на различных этапах подготовки

На третьем и четвертом этапах мы предлагаем формировать и закреплять практические навыки выполнения приемов и действий рукопашного боя и методические навыки проведения мероприятий рукопашного боя. Использование игровых и неигровых имитационных АМО позволит, по нашему мнению, продуктивнее подойти к процессу подготовки, отработки техники и тактики рукопашного боя, рационально используя имитационные упражнения, групповой тренинг, ситуационные методы. Суть использования данных методов заключается в следующем: преподаватель предлагает обучающимся решить конкретную практическую проблемную ситуацию, требующую использования профессиональных знаний. Ситуации моделируются с учетом опыта реальной практической деятельности сотрудников силовых структур в различных критических ситуациях служебной деятельности. Это может быть защита от ударов невооруженного противника; защита от ударов противника, вооруженного ножом, тяжелым предметом; освобождение от захватов и обхватов; защита при угрозе оружием, при попытке обезоружить; защита от группового нападения.

Для обучения обезоруживанию, освобождению от захватов применяется метод имитационного упражнения, характеризующийся тем, что только
преподавателю заранее известно правильное или наилучшее (оптимальное) техническое действие.

Таблица 4.
Технология проведения комплексной аттестации инструкторов по рукопашному бою в форме итоговой деловой игры

Обучение специальным приемам и действиям по задержанию, досмотру и конвоированию (как индивидуальному, так и групповому) проводилось с использованием метода группового тренинга (групповая форма взаимодействия) в особой учебно-экспериментальной обстановке, обеспечивающей участникам группы момент новизны. Новизна такого рода заставляет обучаемых нестандартно подходить к решению проблем с использованием новых техники и тактики.

Для совершенствования тактико-технических действий рукопашного боя применялся кейс-метод (ролевое разыгрывание конкретной ситуации, представленной руководителем занятий и предварительно изученной участниками, в которой обучаемые должны подходить к решению проблем нестандартно, с использованием новых технических приемов и действий, выбирая рациональную тактику). Для создания актуальных практико-ори- ентированных сюжетов и разработки кейсов был осуществлен мониторинг практики применения приемов рукопашного боя сотрудниками силовых структур в типовых ситуациях служебной деятельности. На основании анализа этой информации сформирован банк кейсов и разработана технология моделирования и использования типовых ситуаций служебной деятельности.

Для совершенствования методических навыков (приоритетного показателя, определяющего готовность инструктора к педагогической деятельности) мы использовали имитационные игровые АМО. Решение кейсов, включающих в себя методические задания по организации учебно-тренировочных занятий, контрольно-проверочных мероприятий, судейства соревнований, позволяет максимально приблизить инструктора к реальной практической деятельности.

Пятый этап обучения подразумевает практическое применение полученных знаний и умений и проверку степени сформированности компетенций, предусмотренных программой обучения (в рамках итоговой аттестации обучающихся).

Проведение деловых игр предполагается как в процессе обучения - с целью практического применения полученных знаний и умений (в рамках проведения методических занятий по темам «Организация контрольно-проверочных занятий с сотрудниками по рукопашному бою», «Организация судейства соревнований» и т.д.), так и на заключительном этапе обучения - с целью проверки степени сформированности компетенций в рамках итоговой аттестации инструкторов.

Разработанная технология итоговой деловой игры позволяет смоделировать условия профессиональной деятельности инструктора и проверить качество сформированных за период обучения знаний, умений и двигательных навыков, необходимых для организации мероприятий по рукопашному бою (таблица 4).

Таким образом, практическое апробирование разработанных на начальном этапе проведения эксперимента активных методов обучения показало, что АМО могут быть использованы в процессе подготовки инструкторов на всех этапах обучения при условии правильного воздействия на обучаемых средствами АМО (ситуационные задания, алгоритмические модели, интерактивные технологии). АМО позволяют:

- заинтересовать обучающихся, сделать процесс подготовки более интересным и продуктивным;

- интенсифицировать мышление в проблемной ситуации, повысить стремление к творческим достижениям, развить способности (анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать и т.п.);

- максимально приблизить процесс обучения к реальной профессионально-практической деятельности, что позволяет в будущем быстрее адаптироваться к такой деятельности;

- комплексно сформировать знания, умения, навыки, которые способствуют трансформации учебной информации в знания, а знаний - в умения и навыки;

- развивать навыки профессионального общения и принятия управленческих решений (в содержание АМО необходимо закладывать варианты развития ситуаций практической деятельности, для того чтобы обучающиеся приобретали навыки своевременной оценки ситуации и быстрого принятия конструктивных решений);

- сократить временные затраты, увеличить объем получаемой информации, сэкономить физические и психические ресурсы обучающихся, повысить качество их профессиональной подготовки.

 

Библиографические список

1. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.
2. Ворожейкин А.В. Диагностика уровня квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Сборник материалов XIX междунар. науч.- пр. конф. Т. 1. «Совершенствование профессиональной подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. С. 52-58.
3. Ворожейкин А.В., Литасов П.П. Компоненты реализации педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 109-113.
4. Ворожейкин А.В., Зайцев А.А., Литасов П.П. Комплексная методика оценки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (46). С. 78-81.
5. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 200-203.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 9 | Теги: Рукопашный бой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь