Воскресенье, 31.05.2020, 19:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИИ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С.В.ВЕКЛЕНКО, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
А.Н.ШАШКОВА

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИИ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье с точки зрения необходимости повышения эффективности пятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся и качества образовательного процесса обосновывается целесообразность применения обобщающего текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся, объединяющего элементы тестирования и устного опроса. Делается вывод о том, что его применение позволяет повысить мотивацию обучающихся на качественную самостоятельную подготовку, своевременное повторение и закрепление пройденного материала, стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает надежную обратную связь в образовательном процессе, способствует более объективному оцениванию результатов учебной деятельности.

Ключевые слова: контроль знаний, качество образования, оценочное средство, пятибалльная система оценивания знаний, критерии оценивания, тестирование, устный опрос.

 

Проблема объективности оценки знаний и навыков обучающихся имеет длительную историю изучения, но и сегодня вызывает неугасающий интерес исследователей. Идеи о роли и значении контроля и оценки знаний в образовании нашли свое отражение в работах В.С. Аванесова, Е.И. Перовского, Н.Ф. Ефремовой, Ш. А. Амонашвили, В.П. Беспалько и многих других ученых. Как представляется, актуальность данной проблемы во многом предопределена целями образования, ролью и значением оценки знаний в образовательном процессе, особенностями существующих систем оценивания знаний, а также динамично изменяющимися условиями, в которых протекает современный образовательный процесс.

На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что высокое качество образования в современном обществе не может быть достигнуто старыми методами [1, с. 157]. Поэтому организация современного образовательного процесса в системе высшего образования должна обеспечить функционирование системы управления качеством образования, внедрение новых методов обучения и оценки знаний [2]. Именно стремление к повышению качества образовательного процесса неизменно вызывает необходимость совершенствования форм контроля и систем оценивания знаний обучающихся.

На сложность и неоднозначность процесса оценивания результатов учебной деятельности обучающихся влияют различные факторы, в том числе многообразие существующих оценочных средств, различия в подходах и методах оценивания, фактор времени, фактор случайности во взаимосвязи с общедоступностью информации, субъективность отношения преподавателя к результатам учебной деятельности обучающегося и другие.

Применительно к высшим учебным заведениям оценка знаний является важнейшим средством обеспечения обратной связи в образовательном процессе, необходимой для совершенствования методики преподавания дисциплин, стимулирования самостоятельной работы обучающихся и формирования мотивации к обучению и саморазвитию. Оценка знаний является важнейшим условием взаимодействия преподавателя и обу чающегося [3, с. 57]. При этом стоит обратить внимание на то, что выполнение основных функций оценки возможно лишь при условии ее объективности.

Принимая во внимание ориентированность современного высшего образования, реализующего программы специалитета, на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится специалист, а также то, что по итогам освоения программы у выпускника должны быть сформированы соответствующие компетенции, объективной следует считать ту оценку, которая отражает действительный уровень знаний, умений, навыков и сформированности соответствующих компетенций обучающегося.

В настоящее время некоторые российские вузы переходят к балльно-рейтинговой системе контроля и оценки успеваемости студентов, однако значительная часть учебных заведений в системе высшего образования по устоявшейся традиции продолжают применять пятибалльную систему оценки знаний. На нее мы и обратим внимание в рамках настоящего исследования. В пятибалльной системе знания, умения и навыки обучающихся при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации определяются оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Следует отметить, что данная система оценивания, несмотря на простоту и длительный опыт применения в отечественном образовании, имеет и свои недостатки. Они связаны с ограниченными возможностями дифференцированного оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, так как в арсенале у преподавателя всего четыре оценки, из которых только три являются положительными. Поэтому не исключены ситуации, когда одинаковую оценку получают обучающиеся, уровень знаний и навыков которых существенно отличается. В качестве средств преодоления подобных ситуаций преподавателями иногда используются «+» и «-», визуально расширяющие имеющуюся систему оценивания, а также устные комментарии к выставленной оценке. Вместе с тем следует признать, что для учетной документации остаются все те же четыре оценки, поэтому указанную практику нельзя признать эффективной.

Напротив, действенным средством повышения эффективности пятибалльной системы оценки знаний, является качественный систематический текущий контроль учебной деятельности обучающихся, который одновременно является и залогом обеспечения надлежащего качества образовательного процесса. Контроль как составляющая учебного процесса не только позволяет диагностировать и оценивать знания, умения и навыки, но также является и эффективным обучающим средством, нацеленным на активное познание, воспитание и саморазвитие обучающегося.

Отметим, что при преподавании трудоемких учебных дисциплин текущий контроль знаний приобретает особую значимость. Это связано с большим объемом материала, а также длительностью периода его изучения. Опыт преподавания уголовно-правовых и гражданско-правовых дисциплин в Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России показывает, что по таким трудоемким дисциплинам, как уголовное или гражданское право, наряду с текущим контролем, осуществляемым на семинарских и практических занятиях в рамках отдельных тем курса, целесообразно на систематической основе организовывать проведение обобщающего текущего контроля знаний по разделам (блокам) дисциплины, объединяющим в себе несколько пройденных тем.

Таблица 1.
Критерии оценивания результатов обобщающего контроля в форме, объединяющей письменную работу (тестирование) и устный опрос

Обратимся к процедуре и составляющим обобщающего текущего контроля. Видом опроса, позволяющим более рационально использовать время учебных занятий в группе, охватить больший объем вопросов и определить общий уровень усвоения материала, является тестирование. Поэтому в качестве первого элемента обобщающего контроля проводится письменное тестирование в рамках определенного раздела (блока) дисциплины. Учитывая направленность современного образовательного процесса на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится будущий специалист, целесообразно включать в тест не только теоретические вопросы, но и 1-2 задачи, которые позволят выявить умения обучающегося применять знания практически. На наш взгляд, оптимальное количество вопросов, которое позволяет обеспечить эффективное качественное тестирование и при этом рационально использовать время, - 20-25.

Вместе с тем следует констатировать, что тестирование все же не в полной мере дает возможность преподавателю увидеть, насколько глубоко обучающийся смог охватить суть пройденных тем, и фактически не предполагает возможности выявить умения правильно обосновывать принятые решения, самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументировано излагать материал, так как «далеко не все знания легко формализуются в тестовые вопросы» [4, с. 12].

В педагогической практике, при проведении тестирования, как правило, применяются типовые критерии оценивания: менее 50% правильных ответов - «неудовлетворительно», 50-64% правильных ответов - «удовлетворительно», 65-84% правильных ответов - «хорошо», не менее 85% правильных ответов - «отлично». По результатам написания теста при соблюдении установленных критериев оценивания в большинстве случаев не вызывает сомнений объективность оценки: «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Однако объективность выставления оценки «отлично» только по количественным результатам теста зачастую вызывает вопросы. В Калининградском филиале Санкт- Петербургского университета МВД России установлен такой критерий оценивания, согласно которому оценка «отлично» предполагает наличие у обучающегося умения правильно обосновывать принятые решения, самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок. Считаем, что наличие либо отсутствие у обучающегося данных умений и навыков может быть выявлено в результате дополнительного устного опроса по соответствующему разделу (блоку) дисциплины. Поэтому в качестве второго элемента обобщающего текущего контроля проводится устный опрос в рамках соответствующего раздела (блока) дисциплины. Основным преимуществом устного опроса является непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося, которое позволяет устранить возникающие по результатам тестирования сомнения, а также стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся.

Данный элемент обобщающего контроля изначально ориентирован на повышение качества оценивания тех обучающихся, которые по результатам тестирования ответили правильно на 85% и более вопросов, то есть претендующих на оценку «отлично». Если в ходе устного опроса обучающийся продемонстрировал обладание указанными выше умениями, то он заслуженно получает оценку «отлично», если нет - оценку «хорошо», поскольку его знания не соответствуют критериям оценки «отлично».

Таким образом, с целью повышения объективности оценки знаний обучающихся мы предлагаем использовать комплексный подход, предоставляющий возможность восполнения недостатков тестирования при помощи проведения дополнительного устного опроса по соответствующему разделу (блоку) дисциплины. Критерии оценивания ответа, которые нами предлагается использовать для оценки результатов обобщающего контроля в форме, объединяющей письменную работу (тестирование) и устный опрос, представлены в таблице 1. Они же, как представляется, могут быть использованы и при организации других форм письменного контроля.

Отметим, что необходимым условием эффективного осуществления обобщающего текущего контроля, определяющим достижение главной его цели - повышения качества образования, являются четкость и прозрачность процедуры проведения контроля и критериев его оценивания. Поэтому обучающиеся заранее должны располагать вопросами для подготовки, а также сведениями о процедуре проведения такого контроля и критериях его оценивания. На наш взгляд, целесообразно включать данную информацию в методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной подготовки.

Как показывает опыт преподавания уголовно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, применение обобщающего текущего контроля знаний по разделам (блокам) дисциплины в форме, объединяющей письменную работу (тестирование) и устный опрос, позволяет повысить мотивацию обучающихся на качественную самостоятельную подготовку к занятиям, своевременное повторение и закрепление пройденного материала, стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает надежную обратную связь в образовательном процессе, необходимую для совершенствования методики преподавания дисциплины, и, что особенно важно, способствует более объективному оцениванию результатов учебной деятельности обучающихся, поскольку текущему контролю подвергается каждый обучающийся последовательно по всем темам дисциплины.

Применительно к промежуточной аттестации такой подход создает условия для более объективной оценки результатов учебной деятельности обучающегося с учетом успеваемости в течение всего времени изучения дисциплины, а также в значительной степени минимизирует влияние фактора случайности на процесс оценки знаний.

Библиографический список:

1. Казакова И. А. Система оценивания знаний в историческом аспекте // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 153-157.
2. Глухова Т.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 18.
3. Олейников А. А. Объективность оценки знаний обучающихся // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 26. С. 56-60.
4. Долин В.А. Осуществление тестового контроля знаний по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам: проблемы и перспективы // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 1 (19). С. 10-13.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (58) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.03.2020)
Просмотров: 49 | Теги: контроль знаний, качество образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь