Суббота, 14.12.2019, 17:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНДУСТРИИ ДОСУГА: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Л.В.Секретова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНДУСТРИИ ДОСУГА: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Цель статьи - обратить внимание учёных и преподавателей в области социально-культурной деятельности на проблему обеспечения безопасности в индустрии досуга. В статье выявляются причины возникновения рисков и чрезвычайных ситуаций в сфере досуга. Так, вследствие усложнения досуговых занятий и развития интереса к экстремальным развлечениям появляется реальная угроза для здоровья и жизни людей. В последнее время досуговое пространство в большой степени подвержено атакам террористов. Поднимаются вопросы профессиональной подготовки организаторов досуга, владеющих знаниями о создании безопасных условий жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Обращается внимание на необходимость осуществления просветительской работы среди населения для формирования культуры безопасности как составляющей общей и досуговой культуры.

Ключевые слова: безопасность, индустрия досуга, культура, профессиональное образование, просветительская работа, социально-культурная деятельность.

 

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на состояние безопасности, а точнее, небезопасности современных форм досуга является стремительное развитие до- суговых индустрий, включающих в себя множество разнообразных видов развлекательной деятельности, интегрированных с самыми последними техническими новинками, информационно-компьютерными технологиями, которые вовлекают в свою орбиту огромное количество людей, жаждущих ярких впечатлений и острых ощущений.

К сожалению, в последние годы стали уже привычными сообщения новостных каналов о тех или иных несчастных случаях с людьми, произошедших не в условиях производственной или военной обстановки, но на отдыхе и досуге. Экстремальные виды досуга стремительно набирают популярность, особенно среди подростков и молодёжи, а предприятия и фирмы, оказывающие услуги в области индустрии досуга, завлекают посетителей всё новыми и всё более рискованными развлечениями, зрелищами и забавами.

Многие из предлагаемых предприятиями индустрии досуга услуг объективно являются рискованными, так как связаны с высоким уровнем физических и эмоциональных нагрузок, с поездками в экзотические страны и пребыванием в неизведанных россиянами местах, с экстремальными испытаниями, требующими умелого владения навыками использования новых механизмов, технологий, снаряжения и т.д. Нередко последствия такого досуга сопровождаются различными травмами, вплоть до самых тяжёлых случаев. Выходит, что обычные человеческие планы хорошо провести свободное время, воспользовавшись услугами организаций и предприятий индустрии досуга, завершаются драматически или даже трагически, когда гибнут люди.

Актуальность обращения к анализу проблем безопасности и предотвращения несчастных случаев во время отдыха и проведения культурно-досуговых мероприятий отвечает задачам, поставленным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании к Федеральному Собранию 2019 года о необходимости сбережения народа [6].

Н. Н. Ярошенко, характеризуя социокультурные функции индустрии досуга, подчёркивает: «Развитие этой сферы отличается крайней противоречивым воздействием, которое допускает одновременное существование не только положительных моментов (рекреация как восстановление утраченных сил, возвышение потребностей, развивающий характер досуговых занятий и другие), но и весьма опасных социальных явлений (стремление к прибыли индустрии любой ценой, в том числе за счёт разрушающего азарта, использования низких потребностей людей, снижения смысла и содержательной наполненности развлечений, агрессивности и неприемлемой экстремальности развлечений)» [11, с. 18].

По мнению С. В. Андреевой, «в сфере досуга возникла на основе синергетического эффекта новая движущая сила, в центре которой находится тяга к риску для собственной жизни и здоровья. Полем для реализации данной силы стало досуговое пространство, которое в период постиндустриализации и постмодернизации превратилось в самостоятельную индустрию, оказывающую влияние на социально-культурные трансформации в современном обществе» [1, с. 196].

Занятия многими видами спорта, дальние и не только дальние туристические путешествия, альпинизм и дайвинг, футбольные матчи и рок-фестивали, фейерверки и огненные шоу, квесты и аттракционы, азартные игры - это далеко не полный перечень развлечений, широко предлагаемых сегодня предприятиями индустрии досуга, которые могут представлять повышенную опасность для отдыхающих в случае непринятия достаточных мер безопасности.

Следствием неосторожного поведения, а также отсутствия необходимой для конкретного вида досуга квалификации могут стать физическая или психологическая травма; ожоги (при пожаре в клубе, на дискотеке и т.п.); нападения животных, как в дикой природе, так и на организованных представлениях, укусы насекомых и змей; отравление, вызванное приёмом непривычной пищи; игровая зависимость, наркозависимость, алкоголизм; инфекционные заболевания и прочее. Сколько уже людей пострадало от несоблюдения правил безопасности неквалифицированными «специалистами» в парках аттракционов, цирках, зоопарках, на туристических маршрутах, в других местах, предназначенных для отдыха и досуга? Трудно, почти невозможно подсчитать.

Действительно, даже в парках культуры и отдыха «официальной статистики происшествий на аттракционах в России не ведётся. Не занимается этим и Российская ассоциация парков и производителей аттракционов (РАППА). Хотя, по сообщениям прессы, серьёзные аварии случаются постоянно. Ежегодно в стране около тысячи детей погибает от ударов тяжёлых качелей и каруселей, несколько тысяч получают тяжёлые травмы, а счёт переломам и ушибам идёт на десятки тысяч» [4].

Факты показывают, что неприятные для любого человека последствия могут произойти в процессе оказания досуговых услуг в условиях досуговых предприятий самых разных типов. Зоной опасности могут стать аквапарки, батутные центры, парки культуры и отдыха, кафе и рестораны, бары и дискотеки, стадионы и тренажёрные залы, гостиницы и горнолыжные курорты, клубы и казино, бани, бассейны и сауны и т.д. Как видим, досуговая деятельность представляет не меньшую опасность, а напротив, даже большую, чем трудовая или учебная. И это действительно так.

Вечерний и ночной досуг добавляет риска. Азарт, возбуждение, окружающая толпа, внимание зрителей плюс алкоголь и наркотики вызывают состояние эйфории, затрудняют критическое восприятие ситуации. Естественным следствием такой ситуации становятся «разборки», выяснения отношений типа «ты меня уважаешь?», драки и потасовки, порой приводящие к летальному исходу. Низкий уровень общей и досуговой культуры, пробелы в образовании чаще всего становятся причинами подобных ситуаций.

Пространство досуга, особенно массового, сегодня привлекательно не только для мирного населения, но и для тех группировок, которые стремятся к дестабилизации общества. Последние годы и в России, и за рубежом произошли крупные террористические акты, связанные именно с досуговыми мероприятиями: спортивными, праздничными, рекреационно-развле- кательными. Примеров тому не счесть, напомним лишь один. Страшно даже представить жуткие испытания, выпавшие на долю тех, кто оказался 23 октября 2002 года в московском Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла «Норд- Ост». Трагедия произошла, когда группа в составе 40 боевиков захватила в заложники зрителей и служащих театра. Как позже выяснило следствие, «изначально в качестве места возможного теракта рассматривались три объекта, которые подразумевали компактное присутствие большого числа граждан - Московский государственный театр эстрады, Московский дворец молодёжи и Театральный центр на Дубровке. В итоге выбор был сделан в пользу последнего из-за большого количества мест в зрительном зале» [8]. Спустя почти трое суток после захвата произошёл штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых 750 заложников освобождены, но 130 человек погибли.

В настоящее время порядок на крупных досуговых мероприятиях обеспечивают полиция и отряды МЧС, дежурит скорая медицинская помощь. Техническое состояние досуговых сооружений и механизмов контролируют государственные органы Ростех- надзора. В определённых случаях к обеспечению безопасности подключаются службы санитарно-эпидемиологического надзора, подразделения Росгвардии. Достаточно ли этих мер для обеспечения безопасности в индустрии досуга? Оказывается, что нет.

Кто обязан и сможет позаботиться о личном и общественном досуге, сделав его эмоционально насыщенным и интеллектуально содержательным, развивающим и безопасным?

Как должен вести себя сам человек во время отдыха, чтобы свести к минимуму весьма возможные, как мы убедились, отрицательные последствия?

Думается, что ответственность за обеспечение безопасного досуга должны разделить с вышеперечисленными структурами и специалисты предприятий индустрии досуга, и сами граждане. Готовы ли они к этому?

Известно, что «безопасность жизнедеятельности является междисциплинарной областью научных знаний, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека в современном мире, подверженном воздействию разнообразных и разномасштабных угроз» [2, с. 2].

Словарь чрезвычайных ситуаций раскрывает понятие безопасности как «состояние защищённости личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Безопасность является важнейшим условием существования человека, наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Безопасность выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов биосферы и ноосферы в духовной и культурной сферах, во внутренней и внешней политике, в обороне, экономике, экологии, социальной политике, физическом и моральном здоровье, в информатике, технологии. При этом учитывается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Интегральным показателем и критерием безопасности является риск. Конечной целью обеспечения безопасности является нейтрализация или исключение различных опасностей угроз и рисков» [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 - «Социально-культурная деятельность» предусматривает формирование общекультурной компетенции ОК-9, содержание которой определено как «способность использовать приёмы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных
ситуаций» [9]. Данная компетенция закреплена за дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В соответствии с имеющимися учебниками по данной дисциплине, написанными разными авторами, учебный курс даёт студентам общие знания о безопасности, однако не раскрывает конкретных опасностей и угроз, возможных в ситуациях организованного досуга (в театрах, кинотеатрах, досуговых центрах, клубах, тематических парках и т.п.). Знаменательно, что в Федеральном образовательном стандарте высшего образования, утверждённого в 2017 году (ФГОС ВО 3++), аналогичная по содержанию компетенция (УК-8) раскрывается существенно иначе, обретая более актуальный и современный смысл, а именно: «способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» [10].

Подводя итог, можно отметить следующее. Во-первых, многим видам деятельности на досуге объективно присущи определённые риски и опасности, а потому профессиональным организаторам досуга необходимо в полной мере и всесторонне изучать и строго учитывать требования техники безопасности.

Во-вторых, необходимо признать и то, что сами работники учреждений культуры, досуга и образования, которые должны заниматься просветительской работой, к сожалению, не вполне подготовлены в плане безопасной организации досуга, что обусловлено неразработанностью в научной и учебной литературе темы безопасности на предприятиях индустрии досуга, «белым пятном» в статистике несчастных случаев в учреждениях досуга и отдыха.

В-третьих, большая часть сотрудников предприятий индустрии досуга (особенно это касается негосударственного сектора и учреждений досуга на периферии) часто вообще не имеет профессионального образования в области организации социально-культурной деятельности и досуга. Отсюда следует как непонимание важных социально-культурных функций досуга, так и неосознание возможных рисков. Порой только трагическое происшествие (такое, например, как пожар в торгово-развлека- тельном комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово 25 марта 2018 года, в котором погибло 60 человек [5]) заставляет подобных организаторов досуга обратить внимание на вопросы безопасности, а государство - усилить контроль за деятельностью учреждений досуга и торговых комплексов, размещающих на своей территории досуговые площадки.

В-четвёртых, организаторам досуга необходимо быть готовыми к ситуациям неразумного и безответственного поведения отдельных граждан на досуге, учитывать современную тенденцию приоритета экстремальных видов досуга, особенно среди подростков и молодёжи. Здесь не обойтись без серьёзной просветительской работы. Важно, чтобы сами граждане понимали, что досуг - это не только весёлая и пёстрая сфера разнообразных развлечений, где каждый делает всё, что хочет, а гармоничная сфера познания, творчества, развития, формирования личности. Для того чтобы такое осознание наступило, необходимо овладение основами досуговой культуры: детьми - в школе и в учреждениях дополнительного образования, в творческих кружках и клубах по интересам, молодыми (и не только молодыми) родителями - на специальных курсах. Знания досуговой культуры, несомненно, пригодились бы всем, включая и тех, кто находится в местах лишения свободы, особенно, если проступок, за которым последовало наказание, совершён в условиях досуга. И, может, следует подумать, не включить ли в известную формулу культуры досуга ещё один показатель, а именно - показатель безопасности: знания, умения и навыки безопасного поведения в условиях самостоятельного выбора разнообразных видов и форм досуга.

В фундаментальном научно-библиографическом труде «Педагогические проблемы социально-культурной деятельности (история, историография, теория, технология): ретроспективный научно-вспомогательный библиографический указатель авторефератов диссертаций» (Челябинск, 2017) профессор В. М. Рябков обобщил исследования педагогических проблем социально-культурной сферы за период с 1949 по 2017 годы. Всего указатель содержит перечень 3 255 наименований исследований [7]. Однако проблема безопасности пока ещё не достаточно изучена - в указателе нет такого раздела. Фактически, к данному направлению исследований можно было бы отнести четыре диссертационные работы, по- свящённые профилактике экстремизма и терроризма средствами и формами социально-культурной деятельности (авторы: Г. М. Акунин, Ю. А. Акунина, А. В. Кузьмин, А. А. Свиридов) и четыре работы, связанные с изучением профилактики правонарушений несовершеннолетних средствами культурно-просветительной работы (авторы: А. А. Журавков, А. Н. Пахарев, С. И. Сторожук, А. А. Сукало) [7, с. 127-128].

По-видимому, наступившая эпоха требует от научно-педагогического сообщества обратить серьёзное внимание на, казалось бы, тривиальные аспекты безопасности, но которые полностью зависят от профессионализма и компетентности сотрудников предприятий и организаций, занимающихся организацией досуга, а также от общей и досуговой культуры самих отдыхающих. Эта культура не появится сама собой, она должна быть сформирована. Для этого должны быть определены субъекты образования и воспитания, разработаны и реализованы специальные учебные программы или модули, которые бы эту проблему целенаправленно решали. И это - актуальная задача образовательных учреждений различных уровней.

Примечания

1. Андреева С. В. Экстремальный досуг и свобода личности в обществе риска и потребления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 16. С. 192-198.
2. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика : учебник для бакалавров / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2015. 543 с. (Серия: Бакалавр. Базовый курс)
3. Безопасность [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/140/
4. Подумай, а потом катайся. Смертность на аттракционах. Печальная статистика [Электронный ресурс] // Аттракцион-Инвест : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.attractions.ru/info/ think_n_drive.html
5. Пожар в торговом центре «Зимняя вишня». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Пожар_в_торговом_центре_«Зимняя_вишня»
6. Послание Президента Федеральному Собранию от 20.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/59863
7. Рябков В. М. Педагогические проблемы социально-культурной деятельности (история, историография, теория, технология). Ретроспективный научно-вспомогательный библиографический указатель авторефератов диссертаций : монография / Челябинский государственный институт культуры, Культурологический факультет, Кафедра социально- культурной деятельности. Челябинск : ЧГИК, 2017. 551 с.
8. Террористический акт на Дубровке («Норд-Ост») в октябре 2002 года [Электронный ресурс] // РИА Новости : [веб-сайт]. Электрон. дан. 23 октября 2013 года. URL: https://ria. ru/20131023/971874957.html
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) : утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 года, № 995. URL: http:// fgosvo.ru/news/8/1920
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 года, № 1179. URL: https://минобрнауки.рф/документы/12160/файл/10534/Приказ%20№%201179%20от%20 06.12.2017.pdf
11. Ярошенко Н. Н. Социокультурные функции индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: история, теория и практика российских регионов : материалы второго Всероссийского научно-практического семинара с международным участием, Омск, 19 мая 2015 года / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского», Факультет культуры и искусств ; [редкол.: Л. В. Секретова (отв. ред.) и др.]. Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. С. 18-28.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2019. № 1 (87)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (15.11.2019)
Просмотров: 21 | Теги: индустрия досуга, профессиональное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь