Четверг, 14.12.2017, 03:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Обеспечение безопасности образовательного учреждения

Ю.Беляева, Н.П.Олесов

Обеспечение безопасности образовательного учреждения

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.

В системе профессиональных знаний специалиста по безопасности жизнедеятельности человека, особое место занимает дисциплина «Обеспечение безопасности образовательных учреждений». Эта дисциплина является частью профессиональной подготовки и отражает реалии экономического развития нашего государства, которые в настоящее время характеризуются социальной нестабильностью, серьезными экономическими проблемами и низким уровнем защиты детей от угроз и опасностей, которым подвергаются учащиеся общеобразовательных учреждений. Обеспечение безопасности
общеобразовательного учреждения - важнейшая составляющая деятельности всех уровней государственной, региональной и муниципальной власти в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Сформулируем основные положения, важные для теории и практики обеспечения безопасности образовательных учреждений в нашей школе.

От «обычных» опасных ситуаций и несчастных случаев погибает в сто раз больше людей, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих органах власти.

Никакие системы безопасности, внедренные в образовательные учреждения, не дадут эффекта и не приведут к снижению смертности в стране, если учащиеся и педагоги не будут владеть мерами обеспечения собственной безопасности, приемами оказания помощи и самопомощи

Самые строгие мероприятия и законы не помогут снизить потери общества и государства, если в каждом образовательном учреждении и в обществе в целом не будут созданы условия для формирования безопасной личности, развития культуры безопасности поведения, проектирования и внедрения комплексных социальных систем безопасности.

Задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:
1. Формирование готовности обслуживающего персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления.
2. Раннее выявление признаков опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения.
3. Создание условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей.
4. Правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности.
5. Освоение навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
6. Развития культуры безопасности учащихся, педагогов и прочего персонала образовательного учреждения.

Таким образом, создание надежной и эффективной системы обеспечения безопасности образовательного учреждения в современных условиях имеет принципиальное значение, что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, подобная система повышает психологическую устойчивость учащихся, педагогов, обслуживающего персонала к чрезвычайным происшествиям, формирует культуру безопасности, в которой ценятся прочные знания основ безопасности жизнедеятельности, умения и навыки безопасного поведения, без которых все организационные, технические, кадровые, правовые и финансовые решения могут остаться не востребованными.

Во-вторых, она создает благоприятные условия для усовершенствования собственно учебного и воспитательного процесса, повышения уровня жизнедеятельности образовательного учреждения, защиты жизни, здоровья, благополучия и иных насущных потребностей учащихся и персонала.

В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5-11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие учащихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.

Цели и задачи формирования культуры безопасности в обгцеобразователъном учреждении:
снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
воспитание сознательного отношения к безопасности;
популяризация новых средств обеспечения безопасности;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Культура безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений - это часть базовой культуры, интегральное качество личности, отражающее готовность к безопасному типу поведения, здоровому образу жизни в самостоятельной взрослой жизни и профессиональной деятельности, составляют основу культурологического и практического аспектов этой деятельности и концентрируют в себе главные элементы понятийной составляющей культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.

Заключение. Безопасность - одна из главнейших потребностей человека - приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Обеспечение безопасности требует учета самых разных аспектов жизнедеятельности людей - социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.

Сама жизнь российского общества с ее острыми проблемами создает запрос на научную и учебную дисциплину, которая получила название «Безопасность жизнедеятельности» и в которой органически объединяются гуманитарные и естественно-научные знания. В настоящее время эта дисциплина включена в образовательные стандарты, по ней ведется подготовка специалистов в ряде высших учебных заведений России, в том числе Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта.

Очевидно, что не только специалистам, но и каждому гражданину нужно иметь устойчивую систему представлений, знаний, умений и навыков в сфере безопасности жизнедеятельности, т.е. своего рода философию безопасности.

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности (под редакцией Л.А.Михайлова) М.,изд.центр «Академия»,2011г
2. Л.А.Михайлов, Е.Л.Шевченко, Ю.В.Громов «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», М., изд. Центр «Академия», 2011г
3. Теория безопасности жизнедеятельности (под редакцией Ю.И.Кутуева) М, изд.центр «Академия», 2014г.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (17.11.2017)
Просмотров: 34 | Теги: безопасность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь