Суббота, 14.12.2019, 16:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В.К.Потемкин

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация. В статье на основании теоретических обобщений и эмпирических оценок обращается внимание на углубление понимания роли профессиональной этики в системе управления персоналом. Определяются его возможные результаты соблюдения профессиональной этики во взаимоотношениях различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников. Приводятся данные самооценки профессионально важных качеств работников, определяющих структуру и содержание профессиональной этики.

Ключевые слова: профессиональная этика, персонал, управление, взаимодействие, общественное развитие, ценности, ориентиры, деятельность, поведение.


В последние годы в России проблеме профессиональной этике, принципам, нормам и правилам морально-нравственного поведения различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников предприятий и организаций уделяется повышенное внимание. Профессиональная и морально-нравственная разобщенность работников, смена ценностных установок и ориентиров оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, привели к социальной напряженности в профессиональной и деловых сферах. В XXI веке ярко выражен социальный заказ на формирование принципов и методов формирования профессиональной этики, феномен которой оказывает как прямое, так и косвенное влияние на все стороны общественной жизни, производственную, экономическую и социально-политическую стороны развития общественных отношений.

Профессиональная этика позволяет совершенно по-новому осмыслить не только понятия, но и степень влияния на многие показатели общественного развития, такие как:

- нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания;

- национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями населения страны;

- национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

- формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

- патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

- гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а так же формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина;

- многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

- межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

- социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

- развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

- воспитание - организованный целенаправленный процесс развития личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

- базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые о поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

- духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Невнимание к профессиональной этике в общественной практике приводит к агрессивной конкурентной борьбе, конфликтам, правонарушениям в труде и на производстве, стремлению всеми средствами достичь нормы прибыли, ухода от налогов, серыми и конвертными выплатами заработной платы, криминализации общественных отношений.

В последние годы профессиональная этика строится на иерархии управления, распределения полномочий, внутрисистемной организации производственного процесса, ответственности за результаты работы, на формирование признаваемых в обществе и на предприятиях, и в организациях социальных норм и ценностей, шаблонов и ритуалов поведения, методов обеспечения и принятия управленческих решений. Ранее принятые традиции профессиональной этики присущие административно-командной системе утрачены, хотя определенная «жесткость» поведения работников, контролируемая и сопровождаемая общественными организациями: партийными комитетами, профсоюзами, советами трудовых коллективов позволяло успешно решать многие производственно-экономические проблемы.

Новый этап развития общественных отношений предопределяет необходимость адекватного современному периоду и вполне осознанного процесса формирования профессиональной этики. Однако, это не исключает обращение к истокам понимания профессиональной этики. В работе Т. Гобса, пожалуй,впервые, аргументированы законы этического поведения людей, обусловленные их биологической, экономической и социальной природой и практикой взаимодействия в системе обыкновенных отношений [1]. Именно Т. Гоббс определил профессиональную этику как «силу и средства», необходимые для множества людей с целью соблюдения их мира и общей защиты.

Джон Локк (1632-1704) развил морально-политическую доктрину, присущую Т. Гоббсу. Ее смысл состоит в следующем: общество и государство рождаются на основе естественного права, совпадающих со здравым смыслом, который гласит, что, поскольку все люди равны и независимы, «никто не должен причинять ущерб жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей» [2]. Следовательно, естественными правами являются: право на жизнь, право на защиту этих прав.

В. Лейбниц в цикле работ, посвященных исследованию человека и его судьбы, утверждал, что существует три условия свободы - это понимание, самопроизвольность и случайность [3]. Объясняя данный триумвират понимания свободы, он отмечал, что поступок человека без его понимания - это действие вне сферы свободы; самопроизвольность исключает любое внешнее принуждение и насилие над человеком; случайность или возможность проявления какого-либо действия со стороны человека всегда создает возможность для противоположного действия.

Томас Рид писал, что здравый смысл свидетельствует о значимости следующих моральных принципов: 1) В человеческом поведении есть вещи, заслуживающие одобрения и награды, есть такие, что заслуживают осуждения; 2) То, что не является добровольным, не может заслуживать не морального одобрения, не морального осуждения; 3) То, что выполнено по неизбежной необходимости, может быть приятным и неприятным, полезным или вредным, но не может быть объектом морального осуждения или одобрения; 4) Люди в высшей степени виновны, если они не делают того, что должны делать, или делают то, чего не должны; 5) Мы должны использовать все имеющие у нас средства, чтобы быть хорошо информированными о наших обязанностях; 6) Нашей главной обязанностью должно быть выполнение долга, как мы его понимаем, и укрепление наших умов против любого искушения отклониться от него [4]. Т. Рид видел данные моральные принципы первейшими принципами «principiprimi» этики поведения человека.

Макс Вебер (1864-1920) очень четко выразил свое отношение к деятельности человека: «... нужно обратиться к своей работе и соответствовать «требованию дня» - как человечески, так и профессионально». Профессионально, видимо, означает необходимость учитывать все обстоятельства, сопутствующие деятельности человека в соответствующей сфере приложения труда, включая этические норм и правила, ценностные ориентации и ожидания, моральные ценности и нравственные ориентации [5].

В контексте деятельности человека и профессиональной среды рассматривал этику Рихард Авенариус. В частности, он обращал внимание на то, что соотношение человек и среда взаимосвязаны друг с другом и нельзя отменить превалирующие в обществе нравственность, моральные ценности, этику поведения, профессиональную этику [6].

Джон Дьюти (1859-1952) отмечал неустойчивый характер ценностей и обосновал необходимость анализа порождающих их условий, интерпретируя нравы, обычаи и институты в функциональном аспекте, все время, имея в виду возможность радикального обновления, в зависимости от вновь возникающих жизненных требований. Причем, особая миссия этики, отмечал Дж. Дьюти, состоит в непрерывном критическом пересмотре правовых ценностей, продвижении, сохранении и обогащении их [7].

Г. Маркузе (1898-1979) подчеркивал, что в технологическом обществе аппарат стремиться к всевластию, определяя не только занятость и социальное поведение, но и индивидуальные потребности, среди которых свобода слова мысли и слова, сознания и инициативы и т.д. [8].

Можно полагать, что в описываемом случае власть и ее структуры навязывают как обществу, так и человеку свои нормы и правила этики, общественных и профессиональных отношений, что, в конечном счете, приводит к утрате инициативы, предприимчивости, моральных и нравственных ценностей. Эрих Форм (1900-1980) подмечал, что проблема состоит в том, что ставший свободным человек ответственен за свои поступки, мысли, выбор. Когда он не выдерживает груза этой ноши, то ищет убежища в стадном конформизме, слепо принимает и выполняет кем-то (властью) нормы [9].

В противовес данному положению Карл Поппер (1902-1994) отмечал, что открытое общество основано на мощном критическом потенциале человеческого разума, где не просто терпят, а всячески стимулируют при содействии демократических институтов инакомыслие, интеллектуальную свободу индивидов и социальных групп, направленных на решение социальных проблем и непрерывное реформирование общества. Но если это положение верно, то за набором общих положений этики как неотъемлемой части цивилизованных отношений между людьми возникает объективная необходимость предметной структуризации этого общественно феномена [10]. Ричард Т. Де Джордж определил ее следующим образом: «Этику вообще можно определить, как систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы установить правила, которые должны управлять поведением людей, выработать ценности, которых стоит придерживаться, а также воспитывать такие черты характера людей, какие им полезно развивать» [11].

Поведение людей в современном мире, мире противоречий, насилия, противодействия цивилизаций разнопланово в различных ситуациях общественной и трудовой жизни человека, социально-профессиональных групп и коллективов. Кроме того, можно отметить явный характер статусных отношений между людьми, обусловленный общественным, имущественным, профессиональным и должностным положением. В этой связи и подходы к этике поведения людей в практической жизни могут существенно различаться.

Однако, необходимо принять во внимание позицию Макса Адлера (18731937), суть которой состоит в том, что не смотря на всю противоречивость интересов индивидов и социальных норм, необходимо предусмотреть в системе общественных отношений следующую формулу морали: «рассматривать человека как цель, и никогда - как средство» [12].

М. Хоркхаймер в своей теории инструментализма подчеркивал, что единственным критерием социального прогресса стала инструментальная ценность, основная функция которой состоит в господстве над людьми и природой [13].

Принимая во внимание различные трактовки этики, необходимо отметить, что этика является основой своеобразным началом формирования поведенческого диалога между индивидами, коллективами, социально- профессиональными сообществами и т.д. что, в конечном счете, обуславливает появление профессиональной этики.

Профессиональная этика, учитывая многоплановость и многоаспектность деятельности людей, предполагает углубленное ознакомление с принципами, условиями организации, информационно-экономического и управленческого сопровождения этой деятельность с целью определения преобладающих идеалов и запретов, морально-нравственных позиций, отношений к критике, свободы слова и мысли, инициативы и предприимчивости, девиаций всякого рода и т.д.

Данные признаки профессиональной этики не могут быть «размытыми» в практике взаимоотношений между различными группами работников предприятий и организаций, а должны приобрести форму нормативного поведения. Нормативное поведение неразрывно связано с задачей информационно- аналитической развития общественных и производственных систем, присущих им ценностных ориентаций, предпочтений, морально-нравственных норм и правил. Этот раздел этики принято называть метаэтикой, которая занимается исследованием логики нравственного мышления людей, поступков, обосновывающих тот или иной тип поведения. В этой связи метаэтика призвана ответить на вопросы, волнующие людей многие столетия: что означает «добро» и «зло», в чем выражается: «моральная общественная и экономическая ответственность», как себе человек представляет «нравственный долг», что в себя включает понятие «не навреди» и т.п.

В практической работе подобная ориентация профессиональной этики может быть реализована только в условиях, когда работники обладают необходимыми для осуществления трудового процесса профессиональными компетенциями; определены количественные и качественные показатели работы; развиты профессиональные и межпрофессиональные коммуникации; созданы условия для восприятия своих достижений в труде в сопоставлении с достижениями других работников; определены нормативные требования ко всем видам деятельности функционирования предприятия.

В рассуждениях о совершенном обществе и деятельности предприятий, М. Кастельс затрагивает вопрос о группе индикаторов, которые ставятся всеобщими для оценки профессиональной деятельности различных групп персонала и на основании которых возможно определить «сигналы» этических взаимоотношений [14].

Основываясь на анализируемых теоретических положениях о сущности этики и ее интерпретации как профессиональной этики, нами проведено исследование (в 2011-2012 гг.) социальных индикаторов, характеризующих этическое поведение рабочих (397), инженерно-технических работников (275), руководителей структурных подразделений предприятий (62) (табл. 1).

Таблица 1
Самооценки профессионально-важных качеств работников, определяющих структуру и содержание профессиональной этики

Примечание: подробное описание индикаторов/показателей самооценки профессионально важных качеств работников приведено в кн: Потемкин В.К. Профессиональное распознавание и оценка личности. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 235 с.

По самооценке для руководящего звена предприятий наиболее значимыми являются показатели характеризующие интеллектуальные способности (67%); высокие коммуникативные навыки (100%); умение убеждать (98%); знание дела и понимание бизнеса (98%); умение принимать решения (100%); гибкость (91%); настойчивость и упорство (100%); энергичность (93%); информированность и харизма (79 и 75%); персональный авторитет (91%).

Показатели, ориентированные на организацию работы и взаимодействие с персоналом, имеют меньшее значение в деятельности руководящего звена.

В группе инженерно-технических работников наиболее значимыми показателями отмечены интеллектуальные способности (77%); высокие коммуникативные навыки, умение разбираться в людях и понимать их, умение анализировать проблему и принимать решения, видение будущих ориентиров научно- технического и рыночного развития, личная целеустремленность, персональная профессионализация и авторитет.

В группе рабочих предпочтение отдается интеллектуальным способностям (100%); образованности (98%); высоким коммуникативным навыкам (100%); быть надежным, умению разбираться в людях и понимать их, видение будущих ориентиров, энергичности, персональной профессионализации (до 100%).

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о различия в приоритетах различных категорий персонала, что является существенным ограничением в формировании соблюдении норм профессиональной этики. По определению М.С. Кагана «деятельность человека целостна, и разные ее уровни, при всех особенностях каждого, связано друг с другом взаимным проникновением - ярче всего это проявляется в архитектуре» [15]. Добавим к этому - в архитектуре поведения и этике отношений в коллективе предприятий и организаций.

Преодоление выявленных противоречий в формировании профессиональной этике возможно посредством поиска путей гармонизации внутрисоци- альных и внутрипрофессиональных отношений, создание условий межпрофессионального диалога различных профессионально-квалификационных и статусных групп персонала предприятий.

Список литературы

1. Leviatano, 2 voll, a cura di M. Vinciqulrra, Laterza, Roma-Bari, 1974.
2. Locke: Saggiosull 'intelletteumeno, a curadi M. c N Abbagnano, Utet, Torino, 1971.
3. Leibniz G. W. Teodicea, a cura di V. Mathieu,Zanichelli, Bologna, 1973.
4. Zani L., L'etica di Shafesbury, Marzorati, Milano, 1958.
5. Weber M. Il metododellescienzestorico-sociale Torino, 1958.
6. Avenarius R, Critica dell' esperienzapura, Bari 1972.
7. Dewey: Logica, teoria del l'indagine, 2 voll, Torino, 1974.
8. Marcuse H. L'ontologia di Hegel elafondazione di unateoriadellastoricita, Firenze, 1969.
9. Fromm E. Fugadallaliberta, Milano, 1970.
10. Popper K.R. La societaaperta e i suoinemici, 2 voll, Roma, 1977.
11. Де Джордж Ричард Т. Деловая этика / Пер. с англ. Р.И. Столперс. М.: Прогресс, 2003. С. 34.
12. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997. С. 534.
13. Horkheimer M. Eclissedellaragione. Critica del laragion estrumentale, Torino, 1979.
14. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С. 39.
15. КатанМ.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. С. 44.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (19.11.2019)
Просмотров: 28 | Теги: персонал, профессиональная этика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь