Вторник, 23.07.2019, 09:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

О.Л.Кузьмина, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
В.Н.Авдеев, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Метод проектов, профессиональная идентичность, образование, подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел.

Статья посвящена проблемам совершенствования подготовки в юридическом вузе системы МВД России посредством формирования у будущего специалиста необходимых профессиональных компетенций. Приводятся рекомендации по применению метода проектов, который основан на самостоятельной исследовательской деятельности и позволяет максимально реализовать практическую направленность обучения. Достоинством метода проектов является оптимизация профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

 
В настоящее время практическая направленность о бразования обусловлена социально-экономическими потребностями, что влечет за собой поиск различных форм и методов обучения будущих специалистов. Компетенции специалиста, формируемые у будущих сотрудников правоохранительных органов, включают в себя знания, умения и навыки, направленные на решение конкретных повседневных задач. Согласно Приказу от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», подготовка кадров в органах внутренних дел должна иметь практическую направленность и должна быть направлена на формирование профессиональных знаний и навыков сотрудников, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Таким образом, основные задачи образовательного процесса связаны с решением кадровых вопросов, с индивидуализацией обучения, совершенствованием методического обеспечения и внедрением инновационных методов. Система образования становится мощным стимулом формирования профессиональной идентичности, которая формируется в процессе профессионального развития и является одним из важных показателей становления личности специалиста- профессионала. Практический тренинг, включающий овладение стандартами в определенной сфере деятельности, усвоение моделей профессионального поведения позволяет будущему специалисту сформировать профессиональную идентичность и в дальнейшем поддерживать и совершенствовать высокий профессиональный статус [1].

Исследования проблем формирования профессиональной идентичности позволяют сделать вывод о том, что средства, направленные на ее достижение, включают знания и способности, обеспечивающие реализацию активной деятельности [2]. Одним из наиболее эффективных методов профессиональной подготовки является метод проектов. Проектная методика позволяет выбирать наиболее эффективные методологии, направленные на повышения практической направленности обучения в контексте формирования профессиональной идентичности будущих специалистов органов внутренних дел.

Обсуждение проблем методологии проектного обучения сопровождается дискуссиями по вопросам количества этапов проекта, а также определения целей и задач каждого этапа. Так, Д.Л. Фрайд-Буф полагает, что проектная деятельность включает три этапа: этап планирования, этап внедрения и этап создания конечного продукта [3]. К.А. Тэссэма также рассматривает три этапа проектной работы, однако по-другому формулирует их цели и задачи [4]: на первом этапе осуществляется описание проблемы, на втором - исследование и формулирование причины проблемы, на третьем вырабатываются предложения по решению проблемы. Проектная работа, по мнению Е.С. Полата, включает шесть этапов [5].

Как нам представляется, в контексте практической направленности обучения будущих сотрудников органов предварительного следствия и дознания, следует предусмотреть четыре этапа проектной работы: этап постановки задачи проекта; этап планирования; этап выполнения; этап оценки.

На этапе постановки задачи преподаватель распределяет темы проектов, каждая из которых представляет собой следственное или иное процессуальное действие, предусмотренное Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Особенностью проектов является их форма, представляющая собой видеофильм по производству следственного действия, который курсанты снимают самостоятельно.

Планирование проекта включает в себя разработку плана производства следственного действия, определение его участников, распределение ролей с учетом динамики процессуального действия и реализации возможных решений [6]. Необходимо исследовать проблемы, которые наиболее часто возникают в процессе производства данного следственного или иного процессуального действия. Так, моделируя задержание несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, курсанты должны исследовать проблемы, возникающие в практической деятельности следователей и дознавателей [7, 8]. Курсантам также следует изучить имеющиеся на кафедре уголовного процесса образцы процессуальных документов, учебные уголовные дела.

На этапе выполнения проекта курсанты самостоятельно моделируют и фиксируют путем видеозаписи конкретное следственное действие. При этом решается еще одна весьма важная задача, связанная с выработкой навыков взаимодействия между будущими следователями и иными участниками следственного действия. Особое внимание уделяется обеспечению прав и свобод участников уголовного процесса [9; 10; 11, с. 183-184; 14]. Курсантам необходимо усвоить, что защита прав и законных интересов лиц и организаций составляет сущность и назначение уголовного судопроизводства, а также учесть международные нормативные акты и правоприменительную практику в данной сфере [12, 13].

На этапе оценки проекта курсанты демонстрируют снятый видеофильм и обсуждают его вместе с преподавателем. В ходе дискуссии выявляются допущенные ошибки, формулируются пути совершенствования процессуальной деятельности.

Таким образом, работа с проектной методикой при обучении будущих сотрудников органов внутренних дел направлена на устранение противоречий между теоретическими знаниями и практическими умениями, на раскрытие индивидуальных способностей личности, а также формирование личной активной позиции курсанта. Метод проектов основан на самостоятельной исследовательской деятельности и позволяет максимально реализовать практическую направленность обучения.

 
Библиографический список:

1. Betz N. Contributions of self-efficacy theory to career counseling: a personal perspective // The Career Development Quarterly. 2004. Vol. 52. P. 340-353.
2. Вавилова Л.Н. К вопросу об опыте реализации проектной методики при обучении в юридическом вузе // Сб. научн. тр. по матер. Междунар. н.-практ. конф. М.: Изд-во МФЮА, 2013. С. 92- 99.
3. Diana L. Fried-Booth. Project work. иК: Oxford university press, 2002. 127 p.
4. Kedir Assefa Tessema. Stimulating writing through Project-based tasks // Forum. 2005. № 4.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 272 с.
6. Кузьмина О.Л. Вопросы обеспечения прав и свобод несовершеннолетних при доставлении и задержании в процессе уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы современного российского государства и права. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России, Калининград, 2015. С. 133-136.
7. Кузьмина О.Л. Некоторые проблемы обеспечения прав и свобод несовершеннолетнего при допросе в качестве подозреваемого при задержании его в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ // III Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии». Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России, Калининград, 2015. С. 203-204.
8. Маханек А.Б. Некоторые вопросы правового регулирования превентивных мер принуждения, осуществляемых в отношении несовершеннолетних // Актуальные проблемы современного российского государства и права. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт- Петербургский университет МВД России. Калининград, 2015. С. 136-141.
9. Кузьмина О.Л., Маханек А.Б. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 31-33.
10. Маханек А.Б. Вопросы обеспечения прав и обязанностей потенциальных подозреваемых, обвиняемых и потерпевших при назначении судебной экспертизы на стадии возбуждения уголовного дела // Апробация. 2013. № 8 (11). С. 30-31.
11. Аксенова-Сорохтей Ю.Н. Криминалистическая профилактика преступлений несовершеннолетних: Монография. М., 2012. 150 с.
12. Кузьмина О.Л. Имплементация международно-правовых институтов задержания несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4 (42). С. 26-28.
13. Маханек А.Б. Международная практика соблюдения принципа охраны прав и свобод человек и гражданина в уголовном судопроизводстве России // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (37). С. 23-25.
14. Маханек А.Б., Дорофеева В.Ю. Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2016. № 1 (3). С. 106-113.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (47) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.07.2019)
Просмотров: 14 | Теги: профессиональная идентичность, метод проектов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь