Четверг, 09.07.2020, 10:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БАРНАУЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

В.А.ЛИТВИНОВ
Н.А.АРХИПОВА
И.И.КИРЮШИН

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БАРНАУЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

В статье рассматриваются различные аспекты применения компьютерных программ-тренажеров как средства повышения эффективности образовательного процесса. Приводятся результаты применения трех видов компьютерных тренажеров в образовательном процессе Барнаульского юридического института МВД России. Показана положительная динамика результатов изучения отдельных тем обучающимися при применении соответствующих компьютерных программ.

Ключевые слова: Компьютерные тренажеры, Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), WEB-технологии, Система электронного документооборота (СЭД), криминалистика, осмотр, изъятие, квалификация преступления, фототаблица, документооборот.

 

Современные методы обучения призваны побудить познавательную активность обучающегося, содействовать становлению его самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого обучающийся должен подходить к учебе как к творческому процессу, стремясь к самостоятельному овладению знаниями. Данное обстоятельство требует таких приемов обучения, которые должны активизировать познавательную деятельность обучающегося на учебных занятиях.

Для достижения этой цели перед преподавателем стоит задача подать материал таким образом, чтобы обучающийся максимально был приближен к реальным условиям, возникающим в профессиональной деятельности специалиста. Компьютерные тренажеры являются одним из основных способов обеспечения таких условий. Они продолжительное время используются в обучении, переподготовке и повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов, в том числе и в Барнаульском юридическом институте МВД России. Необходимость их применения по-прежнему остается актуальной, так как современные технические возможности позволяют усовершенствовать данные программы, что приводит к более реалистичному моделированию обстановки, возникающей в практической деятельности.

Актуальность, полезность применения компьютерных тренажеров не вызывает сомнений. Вопросы создания и применения данных тренажеров в образовательном процессе неоднократно рассматривались в научной и методической литературе. Результатом запроса поиска по слову «тренажер» в базе данных электронной научной библиотеки «eLibrary» является список более чем 1500 работ, подготовленных за последние три года, из них более ста публикаций содержат словосочетание «компьютерные тренажеры». Значительная часть таких публикаций посвящена теоретическим вопросам применения тренажеров. В этих работах рассматриваются вопросы определения, классификации тренажеров, преимуществ, возникающих в результате их применения . Ко второй группе работ можно отнести публикации, в которых обсуждаются методики наиболее эффективного применения тренажеров, способствующие приобретению обучающимися устойчивых навыков . Наибольшее число работ посвящено описанию конкретных тренажеров  или инструментариев создания тренажеров  и результатов их применения при подготовке специалистов. Такое количество и многообразие работ по рассматриваемой тематике объясняется, на наш взгляд, постоянным развитием информационных технологий и широким спектром методических приемов и их сочетаний, используемых педагогами в образовательной деятельности.

В настоящей работе описан опыт применения компьютерных тренажеров различного вида в образовательном процессе Барнаульского юридического института МВД России (далее - БЮИ). Термин «компьютерный тренажер» мы будем применять в широком смысле. К категории компьютерных тренажеров отнесем все виды компьютерных программ, позволяющих автоматизировать процесс получения обучающимся некоторого объема информации, включая оценку правильности его действий, а также компьютерные эмуляторы, позволяющие смоделировать определенные виды деятельности специалиста.

Вероятно, не будет ошибочным утверждение, что история применения компьютерных программ в образовательном процессе началась с создания различных программ тестирования и электронных информационных ресурсов. В статье « Инструментарий для создания электронных учебников» (авторы: С.Ю. Донских, В.А. Литвинов) [1] приведено описание инструментария, позволяющего автоматизировать процесс перевода учебного материала из формата документа текстового редактора «Word» (такие материалы имелись и имеются у большинства педагогов) в набор HTML- документов по отдельным параграфам. Это позволило объединить программу тестирования с учебными материалами таким образом, чтобы в режиме обучения тестирующийся смог получить некоторый объем информации, относящейся непосредственно к тестовому заданию [2]. В статье «Система «Электронный учебник - компьютерный тест» и эффективность учебного процесса» (авторы: С.Ю. Донских, В.Н. Казанцев, В.А. Литвинов) отмечалось, что авторы учебников лишены, в отличие от лектора, возможности непосредственного общения с аудиторией [2, c. 112]. Это является причиной того, что традиционные учебники имеют большой объем, а определенная часть их материала оказывается невостребованной обучающимися.

Закрепление за каждым тестовым заданием определенного параграфа из учебника или учебного пособия позволяет решить две важные задачи. В режиме обучения ускоряется поиск (доступ) к учебному материалу по рассматриваемому вопросу. Это косвенным образом стимулирует обучающихся к изучению теоретического материала. На первом этапе внедрения в образовательный процесс БЮИ системы «тест - электронный учебник» был проведен эксперимент. При подготовке к контрольному тестированию в двух учебных группах обучающимся разрешили пройти несколько раз пробное тестирование. При этом одной группе был открыт доступ к теоретическому материалу, связанному с тестовыми заданиями, другой группе было предложено воспользоваться электронной версией учебника в PDF-формате. Все попытки фиксировались в базе данных. В результате среднее число попыток в первой группе составило 2,7, во второй - 5,4. Это свидетельствует о существенном повышении эффективности использования учебного материала в связке «тест - электронный учебник». С учетом данного опыта технология связи тестовых заданий с теоретическим материалом была перенесена нами и на ресурсы дистанционного обучения «Stellus» и «Moodle» [3].

Второй положительный момент, возникающий при применении технологии «тест - электронный учебник», связан непосредственно с подготовкой учебного материала. У преподавателя появляется статистическая информация о количестве тестовых заданий по тому или иному блоку учебного материала, а также о наличии и объеме учебного материала в рекомендованных источниках, раскрывающих содержание ответов на отдельные тестовые задания. Такая информация позволяет контролировать полноту охвата учебного материала тестовыми заданиями, с одной стороны, и соответствие учебных пособий учебной программе - с другой.

Рисунок 1. Рабочий этап осмотра квартиры.

Ко второй группе компьютерных программ, предназначенных для выработки практических умений в определенной сфере деятельности, относятся тренажеры по решению логических задач, реализованные на основе WEB-технологий . Примерами являются тренажеры «Кража» и «Осмотр-2», применяемые в образовательном процессе кафедры криминалистики БЮИ.

Сущность программы «Осмотр-2» состоит в том, что в ней смоделирована ситуация разбойного нападения, совершенного с незаконным проникновением в жилише, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших. Для визуализации обстановки преступления и следовой картины в программе использовались фотоснимки, которые были изготовлены на полигонах кафедры криминалистики. Обучающемуся предлагается поэтапно реализовать ход проведения осмотра места происшествия. Прохождение каждого этапа связано с выполнением комплекса действий, которые направлены на уяснение целей, задач и тактических приемов данного следственного действия. Программа позволяет каждому обучающемуся не только применить свои знания, но и проверить свои способности в принятии самостоятельных организационно-управленческих решений в предлагаемой ситуации.

На подготовительном этапе осмотра места происшествия обучающийся получает исходную информацию о преступлении, в соответствии с которой осуществляет формирование следственно-оперативной группы, обеспечивает ее необходимыми техническими средствами, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи, привлечению к участию в следственном действии понятых и других лиц, получает объяснения, ориентирует другие территориальные органы внутренних дел и т.д.

На рабочем этапе осмотра места происшествия программа позволяет сформировать у обучающегося общее представление о таком осмотре, и произвести действия по обнаружению, фиксации, изъятию, упаковке следов (рук, ног, крови, выстрела и др.) и вещественных доказательств (гильзы, дробь, огнестрельное и холодное оружие, сейф и др.). Рисунок 1 демонстрирует образ экрана компьютера на этапе осмотра квартиры, в которой произошло разбойное нападение. В левом фрейме отображается список действий, которые может попытаться выполнить обучающийся. Данное состояние соответствует операции «осмотр» квартиры. В центральном фрейме отображается фото квартиры. Все элементы в квартире могут перемещаться инструментом «рука». Набор инструментов приведен в верхнем фрейме. Для обнаружения следов обучающемуся предлагается набор инструментов для их поиска. Например, след руки на сахарнице обнаруживается инструментом «кисточка». Фиксация следов осуществляется с использованием фотоаппарата с последующим выводом на экран произведенного фотоснимка. В дальнейшем обучающийся должен определиться со способом изъятия и видом упаковки. Аналогично проводится осмотр подъезда и прилегающей территории.

На заключительном этапе осмотра места происшествия программа позволяет обучающемуся применить свои знания особенностей составления протокола осмотра и фототаблицы, предварительной квалификации преступления, определения вида экспертиз и выбора объектов, предоставляемых на экспертизу.

При выполнении обучающимся всех действий программа запоминает последовательность их осуществления. В дальнейшем преподаватель имеет возможность проконтролировать алгоритм выполненных обучающимся действий, что позволяет проанализировать их объем и разобрать ошибки. Анализ действий дает возможность преподавателю осуществить контроль за сформированностью компетенций у обучающегося.

Визуализация ряда операций, наличие игрового элемента при прохождении заданного алгоритма позволяют повысить мотивацию обучающихся к выполнению задания, а также способствуют более эффективному запоминаю последовательности выполнения определенных действий. С целью выяснения результатов апробации компьютерного тренажера «Осмотр-2» в образовательном процессе проведено сравнение показателей учебных групп: в одних на занятиях использовался компьютерный тренажер, в других - не использовался. В учебных группах, в которых применялся тренажер для закрепления теоретических знаний, в дальнейшем на практических занятиях на полигоне кафедры обучающиеся показали лучший результат, так как быстро адаптировались к обстановке, последовательно и качественно могли выполнить действия в ходе осмотра места происшествия.

Компьютерный тренажер «Осмотр-2» позволяет смоделировать элемент реальной обстановки, в которой придется действовать следователю. А предусмотренный программой анализ ошибок обучающихся, проводимый при подведении итогов занятия, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. Все это, безусловно, позволит сократить срок адаптации молодого специалиста к выполнению профессиональной деятельности.

К третьей группе компьютерных программ, предназначенных для выработки практических умений, относятся программы - эмуляторы реальных информационных ресурсов, с которыми приходится работать сотрудникам органов внутренних дел, доступ обучающихся к которым ограничен, например сервисы информационно-аналитического обеспечения деятельности (далее - ИСОД) МВД России. На кафедре информатики и специальной техники БЮИ разработан тренажер «СЭД». Интерфейс данной программы идентичен интерфейсу реального ресурса - Системы электронного документооборота МВД России (далее - СЭД). При этом обучающемуся доступны роли и исполнителя, и руководителя, переключение между которыми происходит при выполнении заданий тренажера. Пример окна программы тренажера-эмулятора демонстрирует рисунок 2.

Рисунок 2. Окно тренажера-эмулятора «СЭД»

При проведении занятий по изучению сервиса СЭД с использованием описываемого тренажера-эмулятора достигается решение нескольких задач: доступ к ресурсу всех обучающихся без предоставления необходимых прав доступа к реальному ресурсу, сохранение в тайне реальных документов, отсутствие возможности испортить реальные документы. При этом обучающиеся получают опыт работы с сервисом, что позволит существенно снизить психологический барьер, связанный с опасениями что-нибудь испортить при начале работы с реальным ресурсом СЭД.

При изучении сервисов ИСОД обучающимся доступны презентационные материалы и инструкции оператора по всем сервисам, а также соответствующие компьютерные тренажеры. После изучения темы обучающимся было предложено составить по пять теоретических тестовых заданий по всем изученным ресурсам ИСОД. Более четверти составленных заданий были связаны с работой с ресурсом СЭД. Этот факт косвенно свидетельствует, что работа с тренажером позволила не только получить практические умения, но и лучше усвоить теоретический материал.

Библиографический список:

1. Донских С.Ю., Литвинов В.А. Инструментарий для создания электронных учебников // Педагогические технологии в подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования: Материалы II всероссийской конференции. Барнаул: БГПУ, 2003. - С. 113-115.
2. Донских С.Ю., Казанцев В.Н., Литвинов В. А. Система «Электронный учебник - компьютерный тест» и эффективность учебного процесса // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2005. № 8. С. 111-114.
3. Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. Обучение через тестирование в Moodle и Stellu // Кибернетика и программирование. 2017. № 1. С. 69-74.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (18.02.2020)
Просмотров: 65 | Теги: Компьютерные тренажеры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь